Анализ повести “Детство” Толстого Л. Н



1) История создания повести Л. Н. Толстого “Детство”. Изучая себя и окружающий мир, Л. Н. Толстой решил написать книгу о становлении человека, о разных вехах развития в человеческой жизни и вскоре написал повесть “Детство”, которая была опубликована в журнале “Современник” в 1852 году и получила восторженный отклик у читателей. Повесть Л. Н. Толстого “Детство” стала началом трилогии, которую продолжили повести “Отрочество” и “Юность”.

2) Особенности жанра автобиографической повести. Автобиография – повествование

писателя о собственной жизни, основанное на реальных фактах биографии. Автобиографическая повесть – художественное произведение, основанное на личных впечатлениях, мыслях, чувствах писателя с привнесением в него художественного вымысла.

Произведение Л. Н. Толстого “Детство” относится к жанру автобиографической повести.
– Чем автобиография отличается от автобиографической повести? (В основе автобиографии лежат реальные факты жизни писателя; в автобиографической повести особую роль играет художественный вымысел, хотя также важны личные чувства, впечатления писателя.)
– Каковы

основные особенности автобиографической повести? (наличие художественного вымысла, передача писательских чувств, эмоций, мыслей)

3) Особенности повествования в повести “Детство”. Повествование в повести ведется от первого лица. Три повести Толстого – не последовательная история воспитания и взросления главного героя и рассказчика, Николеньки Иртеньева. Это описание ряда эпизодов его жизни – детских игр, первой охоты и первой влюбленности в Сонечку Валахину, смерти матери, отношений с друзьями, балов и учебы.

То, что окружающим кажется мелким, недостойным вниманиями то, что для других является действительными событиями жизни Николеньки, в сознании самого героя-ребенка занимают равное место. Обида на воспитателя Карла Ивановича, который убил над головой Николеньки муху хлопушкой и разбудил его, переживается героем не менее остро, чем первая любовь или разлука с родными. Толстой подробно описывает чувства ребенка.

Изображение чувств в “Детстве”, “Отрочестве” и “Юности” напоминает анализ собственных переживаний в дневниках Толстого.

4) Характеристика героев повести Л. Н. Толстого “Детство”.
Образ Николеньки Иртеньева.
Образ во многом автобиографический. С первых страниц повести Николенька предстает перед читателем вдумчивым, впечатлительным мальчиком. Теплые и трогательные воспоминания о детстве были связаны у Толстого со старшим братом Николенькой. Николенька научил маленького Левушку необычным играм, рассказывал ему и другим братьям истории о всеобщем человеческом счастье.

В первой автобиографической повести Толстого “Детство” ее герой, Николенька Иртеньев, во многом биографически и душевно близкий автору, говорит о ранних годах своей жизни: “Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений”.
– Как происшествие со скатертью характеризует главного героя повести? Почему, когда Наталья Савишна подошла к Николеньке со словами прощения, ему стало стыдно? (Ни-коленьке стало стыдно, так как он до этого крайне непочтительно думал о ней.)
– Как раздумья об отце и Карле Ивановиче характеризуют главного героя повести – Николеньку? (как человека вдумчивого, стремящегося разобраться в сути поступка)
– С каким человеком у главного героя ассоциируются лучшие воспоминания о детстве? (с матушкой)
– Какое чувство из детства главный герой пронес через всю свою жизнь? (слитая воедино любовь к матери и к Богу)
– Как автор называет пору детства? (самой счастливой в жизни человека)

Образ матушки.

– Что в облике матери больше всего запомнилось главному герою – маленькому Николеньке Иртеньеву? (“ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь”, “нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала”)
– В какой момент матушка вся преображалась и ее лицо становилось просто прекрасным? (когда матушка улыбалась)
– Какая атмосфера царит в доме Иртеньевых за завтраком? (семейная, теплая, дружественная) Кто из домашних формирует такую атмосферу? (матушка)
Образ отца.
– Каким характеризует своего отца главный герой? (Николенька характеризует своего отца как человека прошлого века, который во многом не понимал современных людей; большую часть жизни проводил в увеселениях.)
– Какие две страсти были на протяжении всей жизни у отца? (карты и женщины)
Назовите основные черты, характеризующие отца? (оригинальность, практичность)
Образ Карла Ивановича.
Некоторые типы, выведенные в этом произведении, списаны с натуры. Например, немец Карл Иванович Мауэр не кто иной, как Федор Иванович Россель, действительный учитель-немец, живший в доме Толстых. О нем же говорит сам Лев Николаевич в своих “Первых воспоминаниях”.

Эта личность должна была, несомненно, влиять на развитие души ребенка, и надо думать, что влияние это было хорошее, так как автор “Детства” с особенной любовью говорит о нем, изображая его честную, прямую, добродушную и любящую натуру. Недаром Лев Николаевич начинает историю своего детства с изображения именно этого лица. Федор Иванович и умер в Ясной Поляне, и похоронен на кладбище приходской церкви.
– Кто такой Карл Иванович? (немец-воспитатель мальчиков в семье Иртеньевых)
– Как ведет-себя Карл Иванович за утренним чаем в главе “Машап”? (крайне почтительно)

– Как такое поведение характеризует Карла Ивановича? (как человека почтенного, воспитанного, благонравного)
– Что изменяется в поведении Карла Ивановича во время одного из занятий с мальчиками? (Карл Иванович становится более раздражительным, нервозным.)
– Что узнает читатель из разговора Карла Ивановича с Николаем? (что дети выросли и вскоре поедут учиться в Москву, а услуги Карла Ивановича больше не понадобятся)
– Какой порок считает Карл Иванович самым тяжким? Как вь! думаете почему? (неблагодарность, так как люди слишком быстро забывают благодеяния)
Образ Натальи Савишны.
Наталья Савишна служила в доме Николеньки и ведала ключами от кладовой. С юности отличалась она “кротостью нрава и усердием”, поэтому ее сделали няней родившейся девочки, матери главного героя. Не просто складывается жизнь героини: решив выйти замуж, она не получила благословения у своих господ и была сослана на скотный двор.

Но перипетии судьбы не надломили чуткую женщину: по-прежнему она согревала весь дом своей любовью. Характер Наталья Савишна имела властный, поэтому прислуга в доме побаивалась ее. Решение господ о вольной Наталья Савишна восприняла как желание отделаться от нее: “… я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните”. Эта редкостная женщина никогда не думала и не говорила о себе.

Ее бескорыстная, нежная любовь к людям делала их добрее, человечнее. Сундуки Натальи Савишны – кладезь необходимых для жизни вещей. Николенька вспоминает происшествие со скатертью и свое поведение в данном эпизоде, когда мысленно обругал няню: “Как! – говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез, – Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку.

Нет, это ужасно!” Этот эпизод остался в памяти мальчика навсегда, так как здесь Наталья Савишна, расстроившись, глядя на слезы мальчика, первая решила помириться. Доброта героини бесконечна, и именно она заставила Николеньку испытать настоящий стыд: “У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда”.

– Как поступила жизнь с Натальей Савишной? (сурово)

– Охарактеризуйте Наталью Савишну/(добрая, чуткая, отзывчивая женщина)
– Почему Наталья Савишна не приняла вольной? (восприняла вольную как стремление от нее избавиться)
– Какие основные черты, по мнению Николеньки, характеризуют всю жизнь Натальи Савишны? (любовь и самопожертвование)


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ повести “Детство” Толстого Л. Н