Толстой, Юность. Почему в повести “Юность” появилась глава с несколько неожиданным названием: “Я большой”?

Толстой, Юность. Почему в повести “Юность” появилась глава с несколько неожиданным названием: “Я большой”? В каждой из частей автобиографической три­логии Льва Толстого есть глава, которая названа так же, как и сама повесть.

В “Детстве” это глава XV, в “Отрочестве” – XIX, в “Юности” – глава XXXII. Можете ли вы решить, зачем автору нужны такие специальные главы? После того как вы подумаете об этом, перечитайте XXXII главу из “Юности”.

Были ли вы правы в своем предположении?

Эти главы автобиографического

произ­ведения написаны в первой половине пя­тидесятых годов взрослым человеком 25-28 лет. Автор горячо воспринимает события, происшедшие с ним в детстве, отрочестве, юности, еще свежи в эмоци­ональной памяти испытанные им чувства. Толстой анализирует поступки и мысли своего героя, обобщает их и вычленяет са­мое главное, что характерно для этих важных этапов формирования и взросле­ния вырастающего человека. Потому-то появляются специальные главы, чтобы аналитически выделить характерное, наи­более яркое для детства, отрочества и юности.

Однако этот анализ не абстрак­тен, он ведется в том же повествователь­ном

ключе от первого лица и в какой-то мере расширяет событийную основу по­вести, но события, включаемые в эту гла­ву, не случайные, а типичные, как бы привычные для героя, находящегося в том или ином периоде своего развития.

Так, в главе “Юность” рассказывается о счастливом, несмотря на некоторую пута­ницу в понятиях, лете, о привычном обра­зе жизни на лоне природы, чтении фран­цузских книг и ощущениях в себе моло­дой и свежей силы, жизни, какой вокруг него дышала природа. И мечты о буду­щем, также характерные для юности, входили в главу с таким названием. Инте­ресные наблюдения автор делает относи­тельно своего тогдашнего взгляда на окру­жающих его девушек.

Он ощущает в себе пробуждение рыцарских чувств, мечтает о глубоких романах, даже с некоторым мистическим оттенком.

Основная идея этих глав – оптимисти­ческий, радостный взгляд на жизнь в ее непрерывном развитии.

В первой редакции одной из частей трилогии были такие строки: “Мечты честолюбия, разумеется военного, также тревожили меня. Всякий генерал, которого я встречал, заставлял меня трепетать от ожиданий, что вот-вот он подойдет ко мне и скажет, что он замечает во мне необыкновенную храбрость и способность к военной службе и верховой езде… и наступит перемена в жизни, которую я с таким не­терпением ожидаю”. Как вы думаете, в какой из по­вестей можно прочесть эти строки: в “Отрочестве” или “Юности”?

Ответ обоснуйте.

В “Юности” Толстой пишет, что и отро­ческие и юношеские мечты его все равно были ребяческими и он до старости ос­танется мечтателем. Хотя и в главе “Юность” упоминается мечта стать полко­водцем, министром, силачом, страстным человеком, но все же стать военным, про­явить необыкновенную храбрость, способ­ность к верховой езде, быть замеченным генералом – все же такое воображение своего будущего более характерно для от­роческого периода и, кажется, предназна­чалось именно для этой повести. Тем бо­лее что в главе “Мечты” (“Отрочество”)

Николенька, когда его несправедливо на­казал француз-гувернер, представляет се­бя на свободе, на военной службе гусаром, совершающим подвиг и побеждающим в бою и падающим от изнурения и ран. За этот подвиг он (в своем воображении) был отмечен званием генерала. Подвиг моло­дого генерала становится известным госу­дарю.

Видимо, редактируя главу, Толстой все же нашел здесь формы и стиль переда­чи мечты, в большей степени отражающие психологические особенности подростка.

Какая из прочитанных глав открыла вам ха­рактер и взгляды героя полнее всего, помогла заин­тересоваться им как человеком? Каждая из глав повести “Юность” от­крывает что-то новое в характере и взгля­дах героя. Полезным для нас оказалось прочтение полного текста.

Наиболее важ­ными мне показались главы “Мечты”, “Comme il faut” и “Юность”. В них юный Николенька Иртеньев предстает с необыч­ной стороны, наиболее глубоко раскрыва­ются его думы, намерения, самооценка. И еще главы “Исповедь” и “Вторая испо­ведь” очень важны для понимания духов­ных исканий героя, тем более что на даль­нейших этапах жизни и творчества автора повести произойдут существенные изме­нения в мировоззрении, в том числе и рели­гиозных взглядах.

Тогда, когда мы будем подробно изучать биографию Толстого, бу­дет интересно сопоставить позиции юного героя и уже зрелого писателя, так как три­логия носит автобиографический характер.

Прочтите главу “Мечты”, попробуйте ее пере­сказать и дать к ней собственный комментарий.

Мечты Николеньки Иртеньева связаны с нравственным самосовершенствованием личности, что очень примечательно. Он заботится о соблюдении обязанностей пе­ред Богом и церковью, надеясь, что после исповеди не будет грешить. Он вменяет себе в правила жизни ежедневное чтение Евангелия и благотворительные поступ­ки.

Другие мечты Николеньки направле­ны на ограничение собственных потреб­ностей. Он собирается сам убирать комна­ту, ходить в университет пешком, деньги от продажи дрожек предназначает для бедных. Он хочет стать первым студен­том, достичь этого своим добросовестным трудом, постоянным посещением лекций и подготовкой к занятиям.

Однако здесь они принимают честолюбивый оттенок: Николенька стремится в своих мечтах быть первым, первым написать диссерта­цию, первым кандидатом в восемнадцать лет кончить университет с двумя золоты­ми медалями. Вовремя опомнившись, ге­рой осознает греховность такой мечты и обещает себе рассказать о них духовнику на исповеди.

В мечтах своих юный Иртеньев не забы­вает и о любви. Сначала он воображает знакомство с девушкой на Воробьевых го­рах, которое перейдет в дружбу, он будет целовать ее. Вновь ориентируясь на рели­гиозные нравственные правила, он оста­навливает себя: “Нехорошо!” и зарекает­ся в течение трех лет не смотреть на жен­щин, а потом жениться.

Есть место в мечтах Николеньки и же­ланию физически укрепить себя, стать сильным, чтобы защищать себя и свою из­бранницу от непочтительных слов и ос­корблений.

Автор несколько иронично относится к своим юным мечтам и просит читателя о снисходительности: “Да не упрекнут меня в том, что мечты моей юности так же ре­бячески, как мечты детства и отрочест­ва”. И автор, еще молодой человек, пони­мает, что склонность к мечтаниям сохра­нится у него до глубокой старости, если он до нее доживет. И убежден, что “нет чело­века на земле, который был бы лишен этой благодетельной, утешительной спо­собности мечтания”.

Анализируя мечты времени на грани отрочества и юности, он разделяет их на четыре чувства: любовь к ней, воображаемой женщине, любовь любви, надежда на необыкновенное тще­славное счастье и самое главное – отвра­щение к самому себе и раскаяние, но рас­каяние “до такой степени слитое с надеж­дой на счастье, что оно не имело в себе ни­чего печального”.

Если вы читали повесть “Отрочество”, сравни­те главы с одинаковым названием “Мечты”. Чем отличаются мечты подростка от мечтаний юноши в этих повестях?

Мечты в годы отрочества связаны с тем случаем, когда автора наказал фран­цуз-гувернер. О них мы уже говорили. Меч­ты юноши, хотя и порой наивные, но зна­чительно шире охватывающие его жизнь, касаются философских, нравственных, религиозных проблем, их отражения в со­знании формирующегося человека.

Перечитайте главу “Что я считаю началом юности”. Согласны ли вы с тем, как автор определил начало нового периода жизни?

Согласен. Начало юности, взросления обозначилось стремлением к реальному действию по нравственному усовершенст­вованию своей личности. Герой также проявил склонность к критической само­оценке личности.

Как вы связываете “мечты” Николеньки Ир­теньева с его “правилами”? Для ответа используйте главы “Мечты” и “Правила”.

Правила – это конкретные действия для достижения нравственного состоя­ния, о котором мечтает Николенька. Это взятые им на себя обязанности по отноше­нию к самому себе, ближним, к Богу. Од­нако это занятие было прервано приез­дом духовника, и мы не увидели тех пра­вил, которые он собирался записать в свою тетрадь, озаглавленную “Правила жизни”.

Почему в повести “Юность” появилась глава с несколько неожиданным названием: “Я большой”? В каком возрасте вам приходила мысль о том, что вы уже стали “большими”? Были ли вы тогда ровес­никами Николеньки Иртеньева?

Обычно мысль о том, что ты стал боль­шим, приходит еще в дошкольном возрас­те. Николенька под этим словом понимал право на самостоятельную жизнь, жизнь взрослого человека. Приобрел он это пра­во благодаря поступлению в университет.

Он становился таким же большим, как его брат и Дмитрий. Интересно, что многие из тех прав, которые он приобрел, противо­речат тем мечтам и правилам, которых он собирался придерживаться для самосо­вершенствования личности. Он любуется своим видом в мундире, радуется, что те­перь пролетка и гнедой Красавчик в его полном распоряжении.

Можно было, на­конец, начать курить, что испробовал Ни­коленька, не откладывая в долгий ящик. Однако, почувствовав дурноту и тошноту, решил, что он еще не совсем большой, раз не может курить, как другие. В заголовке “Я большой” мы ощущаем самоиронию автора.

Большую роль в рассказе о юности Нико­леньки Иртеньева играют описания экзаменов. Попробуйте рассказать об одном из них по своему выбору. Близки ли вам чувства Николеньки Ир­теньева?

Экзамены – тяжкая и счастливая пора в жизни молодых, путь к поступлению в высшие учебные заведения, к само­утверждению личности. Толстой, описы­вая вступительные экзамены, раскрывает личность юноши. Вот он перед экзаменом по истории оценивает приехавших абиту­риентов, с чувством превосходства смот­рит на тех, кто не входит в его круг, на гимназистов и на взрослых, которые хуже его одеты. Он хорошо подготовлен, но са­моуверен, и эта самоуверенность обнару­живается на экзамене математики, от провала на котором его спасает случай­ный обмен билетами с гимназистом, кото­рый ничего все равно не знал.

Из всех чувств, которые испытывал герой на экза­мене, мне близки волнение и удовлетворе­ние, когда экзамен завершен, и ты успеш­но его сдал. Хотя профессор латинского языка вел экзамен тенденциозно и хотел покарать Иртеньева за гордыню (он пока­зал, что подготовлен лучше Иконина, ко­торому этот профессор покровительство­вал), возникает непростой вопрос, прав ли автор, оценив уровень знаний героя повес­ти. Ведь при хорошей теоретической под­готовке по латыни он почти ничего не смог перевести.

Лев Толстой, как утверждают специалисты, был единственным человеком, который сумел опи­сать распространенное явление – “comme il faut”. Как вы поняли, что такое “комильфо”? Есть ли и в нашем обществе люди, которые стремятся следо­вать такого рода идеалам?

Глава, специально посвященная “com­me il faut”, раскрывает смысл этого поня­тия как безукоризненное умение вести се­бя в светском обществе согласно установ­ленным правилам, умение изысканно одеваться. Люди, которые достигли в сво­ем поведении уровня “comme il faut”, пре­зирали тех, кто к этому кругу людей не принадлежал. Толстой с осуждением отно­сится к своему тогдашнему идеалу и, под­робно описывая поведение и уровень мышления такого человека на своем при­мере, скорбит, “сколько бесценного, луч­шего в жизни шестнадцатилетнего време­ни… потратил на приобретение этого ка­чества”.

В наше время я не встречал людей, грезивших идеалом “comme il faut”, но много снобистски настроенных, презирающих тех, кто хуже их “устроен” в жизни.

Толстой, работая над повестью “Юность”, читал “Евгения Онегина”, “Мертвые души” и “По­смертные записки Пиквикского клуба” Диккенса. Видите ли вы какую-то связь между настроением писателя, которым проникнуты страницы “Юности”, и книгами, которые он перечитывал?

Всегда прочитанные произведения ока­зывают то или иное воздействие на писа­тельскую деятельность: воспринимаются или отвергаются идеи, герои. Так и Толс­той, конечно, работая над “Юностью”, ис­пытал влияние прочитанного. Так, идеал светского человека, принятого в высшем обществе, воплощен в Евгении Онегине.

Его разочарованность, как и критическое отношение к свету Пушкина, могла также оказать влияние на отношение Толстого к идеалу “comme il faut”.

Попробуйте рассказать о Николеньке Иртеньеве, каким вы узнали его в повести “Юность”. При подготовке рассказа внимательно проследите за отношением автора к герою. Ведь именно в этой повести вместо открытой симпатии, которую испы­тывал автор к нему в первых двух частях трилогии, возникает двойственное отношение к герою.

Тще­славие, которым проникнуто поведение Николень­ки, раздражало Толстого, он к тому времени, когда писал повесть, уже преодолел эти ложные увлече­ния и соблазны.

Николенька Иртеньев – юноша проти­воречивого характера, что постоянно под­черкивает Толстой в повести “Юность” и о чем шла речь в ответах на предыдущие вопросы. Самые добрые намерения, пра­вила, мечты контрастируют с негативны­ми личными свойствами – тщеславием, самовлюбленностью, желанием быть пер­вым. Но важно то, что он постоянно рас­крывает их и стремится избавиться, стре­мится к нравственному самосовершенст­вованию. Взросление – это прежде всего осознание того, от чего следует отказаться в своих мыслях и поведении.

Он на пути преодоления ложных увлечений и соблаз­нов. Примером тому его собственный ана­лиз увлечения “comme il faut”.

Что более всего привлекло вас в главах “Юности” – знакомство с героями или возможность пересмотреть собственные взгляды, идеалы, пове­дение?

И то и другое. Знакомство с героями, их поступками, мыслями, взглядами – ос­новная цель чтения повести “Юность”. Возможность пересмотреть собственные позиции и поведение приходит уже непо­средственно при его чтении и осмысле­нии.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Толстой, Юность. Почему в повести “Юность” появилась глава с несколько неожиданным названием: “Я большой”?