Дети художника – его ученики (опыт статьи)
Имя народного художника, основателя Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества в Москве Ильи Сергеевича Глазунова известно всему миру. Воспитанники его школы достойно продолжают традиции русского реализма. Среди учеников художника и его родные дети – Иван и Вера.
Бытует мнение, что талант и душевные качества человека зачастую передаются по наследству, из поколения в поколение. Эту теорию подтверждает генеалогическое древо рода Глазуновых. Сам Илья Сергеевич родом из петербургской дворянской семьи.
Знаменательно, что
Я видела эти полотна. Они на историческую тему: картина Ивана “Распни его!” и Веры – “Смерть Елизаветы Федоровны”.
Я подумала, что недаром Глазуновых привлекают исторические сюжет. Они навеяны исторической памятью души.
Вообще, быть учеником собственного отца, да еще
Он сумел соединить дореволюционную академическую школу с нашей и насытить своей методикой”.
Круг интересов Ивана Глазунова широк. Он работает над книгой о национальном русском костюме, собирает материалы о Севере. Увлечение национальными костюмами, конечно, пришло от мамы.
Нина Александровна Виноградова-Бенуа создавала костюмы для театра, а отец – декорации. Над костюмами и декорациями к опере “Сказание о невидимом граде Китеже” они трудились вместе. Ивану есть с кого брат пример в следовании традициям русского искусства.
На Западе авангард поглотил все. Возможно, мы богаче их в духовном отношении еще и потому что наше искусство не отрекается в таких масштабах от своих традиций.
Мне кажется, картина Ивана Глазунова “Распни его!” посвящена сегодняшнему дню России. Связанный Иисус в окружении агрессивных вооруженных людей спокойно стоит перед задумавшимся прокуратором. Композиция такова, что Иисус возвышается над всеми.
Не в таком ли положении находится сейчас наша родина? Одновременно – беззащитная и неприступная, без счастливого настоящего, но с великим будущим. Считаю, что Иван Глазунов справедливо получил премию за эту картину.
В отличие от брата, Вера Глазунова любит рисовать городские пейзажи. Она влюблена в родину своих предков – Петербург. На выставке я видел ее триптих, посвященный Петербургу Блока: дворник, белая ночь; в центре – комната, девушка с письмом; и человек, бегущий по лестнице.
От триптиха исходят добрые биотоки и смутное ощущение какого-то таинства. Наверное, потому, что я помню иллюстрации И. Глазунова к произведениям Достоевского, работа Веры немного ассоциировалась более с Петербургом Достоевского, нежели с Петербургом Блока. Собственно, Петербург, Достоевский, Блок, белые ночи по сути способны слиться в один гармоничный образ.
Есть нечто роднящее эти понятия, ставшие уже художественными символами.
Об отце Вера говорит: “Отец вообще не дает ученикам расслабляться. Однажды за три минуты мы должны были нарисовать эскизы. Все рисунки были без подписей.
Мы их сложили на пол, перемешали и вместе с ним выбирали лучший эскиз, за который выдавался приз – бутылочка с лаком”.
Все Глазуновы живут как бы в двух ипостасях: в историческом прошлом и в сегодняшнем дне одновременно. Стены академии украшают классические полотна. Это настоящий музей!
Момент слияния истории и современности присутствует и в их быту.
Рассуждая о творчестве детей художника, я вспомнила его знаменитую картину “Русский Икар”. Принято считать, что художник показал, откуда берется энергия, которая подвигала людей, считавшихся чудаками, на полет человеческого духа. Сейчас я бы объяснила идею картины так: взгляд у воспарившего над землей человека – это взгляд пророка, осознавшего свое предназначение.
Здесь есть высокий трагизм, но нет безысходности. Видимо, в глазуновском “Икаре” есть частичка личной судьбы художника и его понимание самых тонких моментов жизни. Он понимал, что его детям, взявшимся за кисть, будет сложно самоутвердиться с таким знаменитым отцом, и поэтому он воспитывал их жестко, не выделяя из среды других студентов. Его дети, по сути, решились на “полет Икара”, и это дает право их великому отцу сегодня сказать: “Дети – два моих крыла.
Стараюсь воспитать в них трудоспособность. Ведь стыдно эксплуатировать известность отца. Я благодарен им за то, что они понимают это”.
А я благодарна всем Глазуновым-художникам за радость, которую они приносят людям.