Образы романа “Идиот” Ф. М. Достоевского в интерпретации художника И. С. Глазунова



Глубоко национальный русский писатель Федор Михайлович Досто­евский обладал особой способностью видеть душу человека, постигать его психику, улавливать тончайшие оттенки внутренней жизни человека. Как художник-психолог Достоевский представлял собой редчайшее, исключи­тельное явление. Ему была присуща поразительная чуткость к самым сокровенным и потаенным движениям души, способность проникать в самые отдаленные уголки сознания и чувства, наблюдать и анализировать тончайшие колеба­ния психики.

Такими свойствами обладает и наш современник

художник Илья Гла­зунов, который очень приближен к пониманию творчества Достоевского. Сопереживание художника с писателем глубочайшее. Для Ильи Глазунова Достоевский – любимый писатель. Вот, напри­мер, описание портрета Достоевского работы Глазунова: “Большой лоб с могучими, как у новгородских соборов, сводами надбровных дуг, из-под которых смотрят глубоко сидящие глаза, исполненные доброты и скорби, глубокого раздумья и пристального волевого напряжения.

Болезненный цвет лица, сжатый рот, скрытый усами и бородой. Его трудно представить смеющимся”. По словам художника, Достоевский –

единственный писа­тель, “которого не затронули масонские внушения мнимого освободи­тельного движения. Он верил и утверждал всем своим бытием нравствен­ное здоровье, провидя пути процветания России”.

Это одна из точек сопри­косновения Достоевского и Глазунова. Писателя и художника объединяет ясно и четко выраженная граждан­ская позиция. Идентичны монологи Достоевского и Глазунова, обращенные к России, борьба с духом стяжательства, цинизма, одичания, разрозненно­сти людей.

Оба они своим творчеством приносят огромную духовную пользу России. Своим гением Достоевский оказал огромное влияние на изобрази­тельное искусство России. (Каким знатоком изобразительного искусства, его ценителем и тонким истолкователем был Достоевский, мы можем су­дить по тому, какое место в смысловом содержании романа “Идиот” отве­дено картине Ханса Гольбейна Младшего “Мертвый Христос”.) В своей книге “Россия распятая” И. Глазунов говорит о трудности и ответственности работы художника-иллюстратора. Особенно иллюстрато­ра произведений Достоевского. Глазунов, считая Достоевского “самым оптимистичным и светлым писателем мира”, такими же изображает и его героев.

Особенно ярко “све­тоносная проповедь” Достоевского проявляется в иллюстрациях Глазуно­ва к роману “Идиот”. Еще в юности И. Глазунов был пронзен образами петербургского меч­тателя князя Мышкина, Настасьи Филипповны, Рогожина. Мятущиеся герои романа “Идиот” поразили душу художника.

Глубокое восприятие образов великого Достоевского дало импульс работе над их воплощением. Герои Достоевского – герои – “идееносцы, люди, душа и совесть которых находится в постоянной битве за овладевшую ими социальную, философскую, но прежде нравственную идею”, завладели сознанием ху­дожника, выпестовали его желание “взяться за воплощение образов “не­удавшейся идеи христианства”; князя Мышкина и Настасьи Филипповны”. Глазунову было двадцать пять лет, когда он создал три волнующих его образа: князя Мышкина, Настасьи Филипповны и Рогожина.

Ключ к образу князя Мышкина дала Глазунову старая фотография его дяди Константина Прилуцкого, которого в семье называли князем Мыш­киным. “Каким аккомпанементом к основной идее “неудавшегося христи­анства”; вплетается в действие романа реально дошедшая до нас историче­ская правда событий, разворачивающихся не только в Петербурге, но и в столь любимом мною Павловске!” Купец Рогожин – сложнейший образ романа – в представлении Гла­зунова могучий контраст князю Мышкину: “…бешенный в своей страсти, по-русски беззаветный, до смертной черты любящий женщину”. “Настасья Филипповна… Она загадочна, как загадочна вообще душа женщины. В ней переплетается образ “красоты страшной силы”; с мисти­ческим реализмом чувства любви, преданности, своеволия, истерического накала – словом, все, что было свойственно женщинам, которых любил Достоевский. Это его тип женщины…” Этот “образ вечной женственно­сти” и изображает Глазунов в атмосфере Петербурга.

Именно в атмосфере Петербурга, “умышленного” города, живущего своей напряженной внут­ренней жизнью, и может быть понят, по Глазунову, образ Настасьи Фи­липповны – образ сложный и волнующий, не имеющий себе равных в мировой литературе. “Она, как больная птица, не могущая смотреть; она и жертва и насильница”. Говоря об иллюстрациях И. Глазунова к роману Достоевского “Иди­от”, отметим верность художника великим реалистическим традициям русского искусства; редчайшую глубину изображения характеров; умение прочувствовать и передать средствами живописи и графики душу русского человека, мучающегося мировыми вопросами, желающего внести в мир хоть какой-то свет. По Глазунову, Достоевский с его любящим, за всех на земле страдаю­щим, отзывчивым сердцем, с его неподкупной совестью для всех нас – загадка, мучение, утешение. Вместе с великим русским писателем художник своими иллюстрация­ми утверждает веру в возрождение души человека, славит небесный купол совести, стремление к победе добра над злом, к познанию высшего назна­чения на земле; говорит о Боге в душе. “Верую, Боже, – помоги моему неверию” (Достоевский Ф. М.).

Русский писатель XIX в. Достоевский Ф. М. и наш современник худож­ник Глазунов И. С. преданы России, несущей миру высокую духовность. Рецензия Данное выше сочинение характеризует автора сочинения как челове­ка высокой художественной культуры и творческой индивидуальности. Сочи­нение ярко и образно показывает глубокое проникновение нашего современ­ника художника И. Глазунова в систему образов романа Ф. М. Достоевского “Идиот”.

В сочинении прослеживаются четкие логические связи. Компо­зиция сочинения свидетельствует о наличии внутренней логики и после­довательности в изложении мыслей. Сочинение может служить эталоном стилистической, речевой и языковой культуры.

Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образы романа “Идиот” Ф. М. Достоевского в интерпретации художника И. С. Глазунова