“Человек в истории. Россия – ХХ век”
7 мая 2007 года были подведены итоги ежегодного конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников “Человек в истории. Россия – ХХ век”. Более трех тысяч работ на тему “Российская повседневность в 1945-1965 гг.” получили в этом году организаторы конкурса, в жюри которого вошли известные деятели науки и культуры.
Было непросто выбрать из присланных проектов те 40 лучших, которые удостоились специальных наград. Три работы жюри отметило премией имени Василия Гроссмана, учрежденной Исследовательским центром “Жизнь
Открыла церемонию награждения победителей, проходившую в Театральном центре на Страстном, известный историк Ирина Щербакова. В своем приветственном слове она сказала: “Хотя события, о которых написали очень многие из вас, отделены от нас многими десятками лет, все равно вы – Дети XX века. Вы дети, которые сознательно запомнили последнее десятилетие XX века. Для нас это чрезвычайно важное десятилетие, заполненное нашими надеждами, может быть, даже горькими разочарованиями, но надеждами на свободную и демократическую Россию.
Ваши работы дают нам основание на это надеяться”.
Большинство
Эта работа для многих стала отправной точкой, возможно, дела всей будущей жизни: ведь соприкоснувшись с документами по интересующей теме, расспросив живых очевидцев, уже невозможно останавливаться на достигнутом. Поэтому все ребята, говоря о дальнейшей судьбе своей работы, высказывали мысль о продолжении начатого.
“Этот год для очень многих из нас, кто думает о прошлом, чрезвычайно важный в смысле исторической памяти, потому что это год, когда мы отмечаем даты тысяча девятисот семнадцатого и 1937. Мы не призываем специально писать к этим датам.
Это всегда получается в нашем конкурсе само собой. Нет ни одной семейной истории, нет ни одной длинной биографии, в которой не определили бы в той или иной степени эти даты”, – отметила Ирина Щербакова в своем выступлении.
Конкурс продолжается. Тема, заявленная организаторами на 2007-2008 годы, – ” Судьба человека в российской истории ХХ века”. Она может быть конкретизирована в одной из более частных:
История семьи, Личность и общество, Человек и власть, Человек и малая родина, Повседневная жизнь российских поколений, Свои – чужие: другая национальность, другая религия, другие убеждения.
Как видим, эти темы близки к тому, о чем мы говорим с учениками на наших уроках. Поэтому словесникам, вслед за их коллегамиисториками, стоит активнее включаться в конкурс и привлекать к нему своих учеников.
- Открытый урок по истории в 10 классе “Русь с древнейших времен до конца15 века” Открытый урок по истории в 10 классе МОУ “Юркинская средняя общеобразовательная школа” Игра “Звездный час” на тему “Русь с древнейших времен до конца15 века” Провела: Немцева Т. Г. П. Юркино Цели и задачи: 1. Обобщить знания учащихся по истории Отечества с древнейших времен до конца 15 века; 2. Развивать умения учащихся объяснять понятия, соотносить события […]...
- Может ли человек влиять на ход истории Обществом творится история, но при этом им всегда кто-то управляет. Это может быть, как группа людей, так и один человек: лидер по натуре, фанатично предан своей идее, обладающий способностями к ораторству, и, безусловно, обаянием. В качестве примера, стоит привести личность Гитлера, появление которого на публике, вызывало слезы у женщин, а у мужчин – готовность отдать […]...
- ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ ПО ИСТОРИИ “РОССИЯ В КОНЦЕ 19 – НАЧАЛЕ 20 ВЕКА” 9 класс ИСТОРИЯ 9 КЛАСС ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ “РОССИЯ В КОНЦЕ 19 – НАЧАЛЕ 20 ВЕКА”, ТЕСТ 25 ВОПРОСОВ 4 ВАРИАНТА ОТВЕТОВ Зайцева И. В. учитель истории и обществознания МКОУ “СОШ № 19 им. Л. А. Попугаевой” г. Удачный РС(Я) Каким государством была Россия на рубеже 19 – 20 века( найти лишнее)? Многонациональным 3) поликонфессиональным Монархическим […]...
- Проверочная работа по истории “Россия в 15- 16 веках” 6 класс РУСЬ 15 – 16 вв Одним из результатов внешней политики Российского государства во второй половине 16 в. было: Присоединение к России Крыма Присоединение к России Казанского и Астраханского ханств Присоединение к России Левобережной Украины Завоевание Россией выхода в Балтийское море В итоге Ливонской войны (1558 – 1583 гг.) Россия утратила: Земли на Балтийском побережье Территории […]...
- Россия и русский человек в произведениях И. С. Тургенева Иван Сергеевич Тургенев жил в эпоху, когда в России крепостничество достигло критической черты, а в обществе начали образовываться новые классы и социальные слои. Все происходящие в то время изменения нашли отражение в произведениях писателя. Наиболее ярко картина русской жизни и портрет типичного русского человека переданы в сборнике рассказов “Записки охотника”. Как точно заметил Л. Н. […]...
- Проверочная работа по истории “Россия в 1917-1918 годах” 9 класс Россия в 1917-1918 гг. Вариант 1 1.Назовите основную причину Февральской революции: Падение престижа императорской власти Дестабилизирующее влияние войны на жизнь населения Революционная агитация большевиков 2.Глава первого состава Временного правительства: 1.А. Ф. Керенский 2.В. И. Ленин 3.Л. Д. Троцкий 4.Г. Е. Львов 3.Высший орган государственной власти с октября 1917 г? Всероссийский съезд советов 3. Учредительное собрание […]...
- Человек в водовороте истории на примере произведений Пушкина Бунты 1831 года явились особым “введением” к “Истории Пугачевского бунта”, а также – к секретным пушкинским “Замечаниям о бунте”, опубликованным только через несколько десятилетий. Чрезвычайное сходство 1770-х годов с 1830-ми было замечено, конечно, не одним Пушкиным, но вряд ли еще хоть один человек в стране мог представить, что вскоре “История Пугачева” будет написана и напечатана. […]...
- Конспект урока по истории “Отечественная война 1812 г.” Конспект урока по теме “Отечественная война 1812 г.” Автор: Цыганкова Наталья Сергеевна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 49 г. Мурманск. /Урок с использованием активных методов обучения/ Цель урока: Сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории; Дать учащимся представление о причинах войны и событиях начала войны; Сформировать […]...
- Человек в объятиях истории Материалы к уроку Одно из ключевых произведений 7-8-го классов – ” Капитанская дочка” – дает возможность провести со школьниками очень важный разговор о том, как человек взаимодействует с историей, своим временем, которое, как известно, “дано” и “не подлежит обсужденью”. Перипетии жизни Гринева – это история о том, как “угодило зернышко промеж двух жерновов”: герой повести […]...
- Человек перед лицом истории в произведениях А. С. Пушкина 1. Соотношение исторической достоверности и психологической убедительности. 2. Историческая драма “Борис Годунов. 3. Роман “Капитанская дочка”. Оратор римский говорил Средь бурь гражданских и тревоги: “Я поздно встал – и на дороге Застигнут ночью Рима был!” Так!., но, прощаясь с римской славой, С Капитолийской высоты Во всем величье видел ты Закат звезды ее кровавый!.. Ф. И. […]...
- Лишний человек в истории русской литературы В литературоведении, как и в любой другой науке, существуют различные классификации. Многие из них относятся к литературным героям. Так, в русской литературе выделяется, например, “тургеневский тип девушки” и т. д. Но самой известной и многочисленной группой героев являются, наверное, “лишние люди”. Этот термин применяется чаще всего к литературным героям 19 века. Кто же такой “лишний […]...
- Советская Россия и “новый человек” глазами Михаила Булгакова Основным художественным приемом в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” является гротеск, основной темой – гротескный образ современности. Здесь присутствует типичный для этого приема мотив превращения: появляется на свет существо, соединившее в себе обычную бродячую дворняжку и люмпена-алкоголика Клима Чугункина. Очень реальна и натуралистична Москва, переданная через восприятие пса Шарика, он знает эту жизнь изнутри, […]...
- “Человек – частица истории” (по роману М. Булгакова “Белая гвардия”) Годы революции и гражданской войны прогремели по всей России. В это переломное время ломались тысячи судеб, погибло огромное количество людей. Менялись порядки и нравы, сменилась власть, в головах людей царил хаос. Большинство представителей русской интеллигенции оказались в растерянном состоянии. Они поняли, что их родины больше нет, а пришедшая ей на смену новая страна представляла собой […]...
- Мастерство писателя в изображении истории. (Тема истории в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.) Историческая тематика интересовала писателей во все времена. Не обошли ее в своем творчестве и такие выдающиеся мастера, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Два великих русских поэта и писателя обращались к прошлому своей страны, своей Родины неоднократно. Известно, что Пушкин занимался исследованием жизни и деятельности Петра I. Связанные с его именем героические страницы […]...
- Тест по теме “Россия в 17 веке” 7 класс Контрольный тест по теме “Россия в 17 веке” 7 класс. (1 вариант) 1 .Поставьте в хронологической последовательности исторические персоналии 17 века: А) Василий Шуйский Б) Лжедмитрий 1 В) К. Минин, Д. Пожарский Г) “Семибоярщина” 2. Определите, какие процессы 17 века связывают даты: А) 1581,1597,1649 Б) 1648,1662,1670-1671 В)1553-1555,1666,1676 3. В результате, какой войны была присоединена Левобережная […]...
- Административная контрольная работа по истории в 11 классе на тему “Великая Отечественная война” Административная контрольная работа по истории в 11 классе на тему “Великая Отечественная война” 1. Укажите причины поражения Красной Армии в начальный период войны. 2.Поставьте даты следующих событий: А) подписание советско – германского договора о ненападении Б) нападение Германии на СССР В) открытие союзниками второго фронта Г) Курская битва 3. Отметьте события, которые привели к коренному […]...
- Конспект урока-викторины по истории средних веков для учащихся 6 класса Автор: Туктен Геннадий Борисович, учитель истории и обществознания МОУ Высоковская средняя общеобразовательная школа № 4, г. Высоковск Описание материала: предлагаю вам конспект урока-викторины по истории средних веков. Данный материал будет полезен для учителей работающих в 6 классах, кроме того этот материал можно провести как самостоятельное внеклассное мероприятие, например в рамках предметной недели истории. Цель викторины: […]...
- Моя родина Россия Россия была, есть и будет одной из самых могучих держав мира. С детства я была горда тем, что родилась и живу в этой великой стране. Однако далеко не все проживают в России с самого рождения. Несмотря на то, что многие граждане, ныне проживающие в Российской Федерации, родились далеко за ее пределами, они считают своим домом […]...
- Конспект урока по истории “Народные движения” 7 класс Урок географии МБОУ ” Чульская основная общеобразовательная школа” Учитель истории Демко Е. Н Тема урока: Народные движения Цель урока: Рассказать о ходе и причинах казацких и стрелецких восстаний второй половинеи17 в. Охарактеризоваться внутреннюю политику правительства Федора Алексеевича и сложное внутреннее положение России и реформы середины 17в. План: 1.Проверка домашнего задания. 2.Городские восстания (Соляной бунт 1648г) […]...
- Сочинение на тему: “Россия” Моей родиной является Русская Федерация, или как ее обычно называют Россия. Россия является крупнейшей страной в мире, и тянется на тысячи километров с севера на юг и с запада на восток. Территория России составляет 17 миллионов квадратных километров. Население России составляет более 150 миллионов человек и это люди многих национальностей проживающих в России. Этнические русские […]...
- Морские истории РАССКАЗЫ И ПОВЕСТИ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ Морские истории Целая галерея замечательных образов проходит перед нами в “Морских историях” – сборнике рассказов Б. С. Житкова. Писатель показывает своих героев в решающую минуту – в минуту, требующую напряжения всех человеческих сил. Они идут на подвиг, рискуя собой, обретая второе дыхание, совершая невозможное. Таков, например, капитан из рассказа […]...
- Живые голоса истории В последнее время я почти не смотрю телевизор. Неохота и нечего. Тем удивительнее, что анонс этой передачи все-таки настиг меня – и это показалось не случайным, а важным и значительным. Программа Алексея Пивоварова на НТВ, показанная 23 февраля, была посвящена одной из самых страшных по количеству потерь и самых незнаменитых битв Великой Отечественной – битве […]...
- Что такое нравственные уроки истории? На ход истории зачастую имеют непосредственное влияние нравственные качества людей, следовательно, осуществляя анализ исторических событий, важно с этим считаться. Бородинское сражение стало событием, заслуживающим внимания многих писателей. Сотни книг посвящены ему, каждую минуту этой драмы изучили до самых мелких деталей вдоль и поперек. Хотя существует один момент, который можно назвать таинственным, почти мистическим, и требующим […]...
- Анализ стихотворения “Россия” А. Блока Александр Александрович Блок является, по моему мнению, одним из самых правдивых поэтов о России. Он пишет о той России, которую видит и “чувствует сам”, и не только восхищается ей, но и пишет о том, что не столь приятно и красиво. Блок рассказывает нам о плохой и бедной жизни народа, о несчастной судьбе Родины. Творчество Блока […]...
- Интерес к русской истории у Пушкина Интерес к русской истории привел Пушкина еще в пору южной ссылки к изучению политики русских самодержцев XVIII века. Первые выводы были зафиксированы в Кишиневе в августе 1822 года в “Заметках по русской истории XVIII века”. Самовластье – извращенная, по Пушкину, форма монархического правления, ненавистная поэту. Еще в оде “Вольность” (1817) он писал о Наполеоне – […]...
- Конспект урока по истории “Повторно-обобщающий урок по всемирной истории” 9 класс Предмет: Всемирная история Класс:9 Дата:29.10.2014 Цель урока: Систематизировать пройденный материал Задачи урока: Способствовать закреплению знаний учащихся по разделу Продолжить формирование учебно-логических умений: обобщать, анализировать, сравнивать, доказывать, оценивать (исторические личности, события, явления общественной жизни). Способствовать воспитанию уважения учащихся к историческому прошлому человечества. МО: разноуровневые задания Ход урока Этап. Актуализация прежних знаний. Микроцель: Создать психологический и эмоциональный […]...
- Почему важно знать “уроки истории” История – это все то, что сбывшись, пересекает время и уничтожает его, в итоге соприкасаясь с вечностью. По мнению некоторых людей, историю нельзя назвать очень значимой наукой, знать ее тоже не обязательно, так как она повествует о прошлых временах и событиях, которые уже утратили собственную актуальность. Однако их оппоненты утверждают, что страна, граждане которой забывают […]...
- Викторина по истории “Иркутская область в древности и средневековье” Зиннатуллина Элеонора Рауфовна, Преподаватель истории и обществознания ГБПОУ “Братский промышленный техникум” Дисциплина – краеведение, история Иркутской области Викторина “Иркутская область в древности и средневековье” Данная разработка содержит материалы для проведения этапа контроля и оценивания знаний на занятиях по истории Иркутской области, краеведению в увлекательной форме. Каждый обучающийся самостоятельно выполняет задания. Работа можно проверять различными способами: […]...
- Центральная Россия: состав, географическое положение 1. Какие экономические районы входят в состав Центральной России? Как вы думаете, какие условия (природные, исторические) лежат в основе деления Центральной России на Центральный, Центрально-Черноземный и Волго-Вятский районы? В Центральной России выделяют 3 экономических района: Центральный, Центрально-Черноземный и Волго-Вятский. Их природные различия подчеркнуты даже в названиях: Центрально-Черноземный район – зона степей и лесостепей с плодороднейшими […]...
- Первое произведение по истории древней Руси (Литература XI-XII веков) “Начальная русская летопись” (Летописи называют жителей Древней Руси русскими, но надо помнить, что эти “русские” или “русичи” IX-XIII веков были общими предками украинцев, великорусов и белорусов. Киевская Русь, охватившая пространство от Балтийского моря на севере до Черного моря на юге, от Карпат на западе до Волги на востоке, была общей прародиной трех братских народов.) – […]...
- Конспект урока по истории “Новая экономическая политика” 9 класс Урок истории в 9 классе по теме ” Новая экономическая политика “. Тип урока : комбинированный Методы обучения : частично-поисковый, проблемный, практический Основные понятия : НЭП, продналог, хозрасчет, аренда, концессия, гражданская война, идея “НЭП всерьез и надолго, но не навсегда”. Задачи урока: 1 . Раскрыть причины введения НЭПа, сущность НЭПа, 2.показать отношение к НЭПу разных […]...
- Россия (Блок Александр Стихи) Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи… Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые,- Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу… Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет,- Не пропадешь, не сгинешь […]...
- Значение Ломоносова в истории литературы (Ломоносов М. В.) Значение Ломоносова в истории русской литературы и русского литературного языка очень велико. 1. Ломоносов выполнил огромную работу в деле развития русского литературного языка на народной основе, довел до конца начатую Тредиаковский реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. От Ломоносова идет та система стихосложения, которая дошла до наших дней. 2. Ломоносов содействовал созданию […]...
- Он человек был – человек во всем, ему подобных мне уже не встретить по пьесе (трагедии) Гамлет (Шекспир Уильям) Великая трагедия “Гамлет” – это первая из “великих трагедий” Шекспира. Главная идея произведения заключается в том, что человечество лишилось своего высочайшего смысла, слово “человек” больше не является обозначением наивысшей ценности, лучшей похвалы. Автор желает спасти мир и восстановить человеческое величие, это свое стремление он воплотил в образе главного героя трагедии – принца Гамлета. Шекспир остро […]...
- Конспект урока по истории в 10 классе “Личность и деятельность Петра I” Урок истории – 10 класс Автор: Афонина Татьяна Петровна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №14, г. Саров Нижегородской области Описание материала : Предлагаю вам конспект урока по истории для обучающихся 10 класса по теме “Личность и деятельность Петра I “. Данный материал будет полезен учителям истории. Урок рекомендуется проводить в качестве обобщения после изучения […]...
- “Тема русской истории в поэзии М. Ю. Лермонтова” М. Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней богатырство духа, ярких личностей, которых им так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было достойных людей, героев, поэтому Михаил Юрьевич искал их в русской истории. Тема истории отразилась в поэмах “Последний сын вольности”, в […]...
- Из истории создания повести “Котлован” Даты работы над рукописью проставлены самим автором – декабрь 1929 – апрель 1930 г. Такая хронологическая точность далеко не случайна: именно на этот период приходится пик коллективизации. Точные даты недвусмысленно указывают на конкретные исторические события, составившие рамку повествования. 7 ноября 1929 г. появилась статья Сталина “Год великого перелома”, в которой обосновывалась политика сплошной коллективизации; 27 […]...
- Россия обречена быть великой державой или ее не будет вовсе. В. В. Путин Каждая страна выбирает свой путь развития. Некоторые делают ставку на национальном факторе, некоторые на захвате территорий. Но только то государство сможет пройти через все испытания, которое, в первую очередь, заботится о народе. На сегодняшний день Россия – это мощная сила, где хорошо организованы все сферы жизни. Для гарантированного будущего здесь есть все: территория, ресурсы, сотни […]...
- Анализ стихотворения “Россия” Блока Стихотворение “Россия” было написано А. А. Блоком в 1908 году в цикле стихов “Родина”. После событий 1905 года обращение поэта к теме родины было сознательным и закономерным. Поэта интересуют дальнейшие пути развития общества, историческое прошлое и будущее родной страны, судьба ее народа. Какой видит Блок свою Россию? В начале стихотворения возникает литературная аналогия: Опять, как […]...
- Человек и мир, человек и история как центральные темы русской литературы Подобные проблемы имели место как в произведениях писателей XIX века, так и в произведениях писателей XX века. Обратимся к произведениям двадцатого столетия, на которые в значительной степени повлияли мировая война, гражданская война, революция. Достаточно привести один факт. Так, революция, которая, казалось бы, дала надежду на свободную жизнь, совершенно изменила людей: они оказались рабами этой системы. […]...