Человеческие типы в комедии Николая Гоголя “Ревизор”
Когда комедия “Ревизор” вышла в свет, критики с невероятной злостью накинулись на ее автора. Гоголя обвиняли в грязной клевете на Россию, в том, что он создал “ряд смешных карикатур”. Критики старались доказать, что Гоголь превратил частный случай в закономерную для России историю.
Они даже писали о том, что города, о котором говорит Гоголь, в России не было и нет. Однако вряд ли комедия вызвала бы такой переполох, если бы не отражала с потрясающей точностью российскую действительность.
Каковы же действующие лица комедии “Ревизор”?
И правда, вся власть у него в руках. Городничий с помощью частного пристава и квартальных выполняет функции полиции. Так, например, хозяин гостиницы, которому Хлестаков уже третью неделю не платит денег, грозит обратиться за помощью к городничему. В ведении городничего находятся и тюрьмы в городе.
Недаром он так перепугался, когда узнал, что Хлестаков в городе уже две недели: “…в эти две недели… арестантам не выдавали
Таким образом, перед нами встает образ человека, обладающего неограниченной властью и злоупотребляющего этой властью с нескрываемой наглостью и цинизмом. Его не смущает, что заключенных не кормят, а больных не хотят лечить. Основная его цель – выжать как можно больше денег из тех, что отпущены на содержание города, и положить в свой карман.
И при этом сделать так, чтобы все было шито-крыто, причем не перед своими горожанами – своих он не стесняется, – а перед вышестоящими начальниками и приезжим ревизором.
Жена и дочь городничего – типичные провинциальные кокетки. Смысл их жизни составляет бесконечная смена нарядов, а круг интересов ограничивается чтением бульварных романов и собиранием низкосортных стишков в альбомы.
Следующим персонажем является судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкпн, который берет взятки борзыми щепками. В присутственных местах, которые находятся в его ведении, “сторожа завели гусей с маленькими гусенками”. Да и заседатель в суде не лучше – “он, конечно, человек сведующий, но от пего такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода”.
Остается догадываться, до какой степени этот заседатель сведущ в судебных делах.
Еще один яркий типаж – почтмейстер Шпекин. Вскрывать частные письма и посылки – его обычное занятие. Он этого не скрывает и, мало того, имеет на это разрешение городничего: “…нельзя ли вам, для общей нашей пользы, всякое письмо, которое прибывает к вам в почтовую контору, входящее и исходящее, знаете, этак немножко распечатать и прочитать…”
Попечителя богоугодных заведений Артемия Филипповича Землянику нисколько не волнует, что творится в этих заведениях. Ему наплевать, что больные курят крепкий табак, ходят в грязных колпаках и больше походят на кузнецов, чем на больничных пациентов. Он совершенно спокойно говорит о том, что дорогие лекарства в больнице не употребляются: “Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет”.
Схожесть Добчинского и Бобчинского проявляется даже в созвучии их фамилий. У них не только одинаковые имена – они и думают, и говорят почти одинаково. Их рассказы с огромным количеством ненужных подробностей каждый раз подтверждают, что они просто сплетники и обыватели.
И наконец, центральная фигура в пьесе – Иван Александрович Хлестаков, коллежский регистратор, или, как говорит о нем его слуга Осип, – “елистратишка простой”. Автор характеризует его так: “…несколько преглуповатого, и как говорят, без царя в голове… Говорит и действует без всякого соображения”.
В уездном городишке он появляется по очень простой причине: “Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул”. Хлестаков очень предприимчив и хитер – он ловко воспользовался ситуацией. Впрочем, это, видимо, было не так уж трудно, учитывая нравы и характеры местных чиновников.
Прошло более полутора веков с момента выхода комедии в свет, а ее герои, нет-нет, да и встретятся нам то там, то здесь. А значит, это не просто действующие лица пьесы, а именно человеческие типы, которые по-прежнему существуют.