Хлестаков и хлестаковщина в комедии Николая Гоголя “Ревизор”
Известно, что Николай Васильевич Гоголь, сколь бы важной ни представлялась ему борьба со всякого рода взяточниками, казнокрадами и прочими проходимцами, ослабляющими государство, все же главным лицом своей пьесы считал именно проходимца и плута Хлестакова. Что это? Гениальный ход великого художника? Желание подразнить общество?
Может быть, какой-нибудь тонкий намек?
Иван Александрович Хлестаков, мелкий чиновник из Петербурга, сам по себе, как знает читатель, лицо весьма заурядное. Для обманщика он слишком глуповат и простоват. Словом,
Более того, читатель выясняет, что Хлестаков, собственно, и не собирался никого обманывать.
Выражаясь современным языком, Хлестаков вполне законопослушный молодой человек. Увидев впервые городничего, он страшно пугается и ведет себя очень странно. Лишь постепенно Хлестаков соображает, что происходит вокруг него, но и решившись подыграть обескураженным его появлением отцам города, он занимает пассивную позицию.
Гоголь построил действие комедии таким образом, что представители городской власти
Хлестакову явно не удается играть “чисто”. Он постоянно дает поводы к разоблачению. Но эти его “проколы” лишь подогревают подобострастные чувства видавших виды чиновников.
Примечательно, что Хлестаков все сделал как настоящий ревизор: нагнал страху, собрал взятки и исчез так же внезапно, как и появился.
Интересно, что комедия “Ревизор” понравилась государю. Еще один парадокс! Ведь Гоголь жестоко критиковал именно государственных чиновников.
И действительно, не посмеяться вместе с Гоголем над творящимися в государстве темными делишками означало бы, что государь и сам грешен.
Добавлю к этому, что автор, говоря о своей комедии во вступительных “замечаниях для господ актеров”, отмечал, что бессмысленно искать прототипы тех или иных действующих лиц: “оригиналы их всегда почти находятся перед глазами”. Зрительный зал Гоголь тоже наверняка имел в виду. Можно с уверенностью предположить, что под городком, в котором разворачивались действия и который тоже был у всех на виду, Гоголь подразумевал не что иное, как Российскую империю.
Гоголю удалось предупредить все возможные обвинения в свой адрес со стороны чиновнического аппарата империи, публично заявив, что единственным положительным лицом в его произведении является смех. Итак, Хлестаков – главное лицо, смех – главное положительное лицо. Мне кажется, что Гоголь таким художественным приемом хотел донести до каждого из зрителей мысль об их личной ответственности за происходящее с ними и вокруг них, напомнить о неминуемом возмездии, которое рано или поздно настигнет каждого, кто живет не в ладу с совестью. Подтверждает это знаменитая “немая сцена” в финале комедии: приехал настоящий ревизор.
Но это, увы, не делает его главным лицом комедии, хотя он и настоящий. И пока его нравственные устои зрителям неизвестны, главным героем комедии по праву остается Хлестаков.