“Чайка” – первая пьеса русской новой драматургии

I. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Как-то А. П. Чехов сказал: “Пусть на сцене все будет так же сложно и вместе с тем так же просто, как и в жизни. Люди обедают, лишь только обедают, а тем временем строится их счастье и разбивается их жизнь”.

Сегодня на уроке мы и попробуем разобраться, в чем заключается, по Чехову, человеческое счастье, а в чем – причина несчастий людей, их разбитой жизни.

II. Объявление темы и цели урока

III. Актуализация опорных знаний

1. Работа в парах (повторение биографии Чехова); озвучивание лучших

ответов

2. Сравнение двух схем – особенности драматургии А. Чехова и Г. Ибсена

IV. Восприятие и усвоение учебного материала

1. Слово учителя

– Премьера пьесы “Чайка” состоялась в 1896 году в Александринском театре в Петербурге и завершилась провалом. Актеры не были готовы к новым театральным идеям Чехова, не справились с подтекстами. Автор тяжело переживал неудачу. Но пьесу не сняли с репертуара и продолжали играть в разных театрах.

Например, в Киевском театре Соловцова (теперь им. И. Франко) она имела успех. Настоящий триумф ждал на Чехова только через два года, когда “Чайку” поставили

в московском художественном театре под руководством К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.

Длится этот успех и по сей день. Кстати, на сегодня по количеству постановок Чехов-драматург занимает второе (после В. Шекспира) место в мире.

2. Комментируемое чтение первого действия пьесы

3. Обмен впечатлениями относительно прочитанного, эвристическая беседа

– О людях, о которых речь идет в пьесе (по социальному статусу, по имущественному состоянию, по вкусам)?

– Какой есть тема произведения, ведущий конфликт? (Конфликт – поиск жизненной цели и смысла искусства в столкновении с реалиями жизни)

– Есть ли в пьесе интрига, захватывающий сюжет? (Нет)

– Какие “спектакли в спектакле” изображены в пьесе, с какой целью? (Мать и сын обмениваются отрывками из “Гамлета” Шекспира, Треплев ставит свою пьесу)

– Кто еще, кроме Тригорина и Треплева, мечтает об амплуа литератора? (Сорин)

4. Итог учителя

– О своем произведении чехов говорил, что в нем “много разговоров о литературе, мало действия; пять пудов любви”. В “Чайке” практически нет интриги: всегда можно догадаться, чем закончатся события.

Кстати, Чехов вывел это в драматический принцип: если в первом действии на сцене висит ружье, то в последнем она должно выстрелить.

Герой пьесы Треплев говорит, что убьет себя, и делает это. Понятно и то, что у Нины нет особых шансов на успех в театре, и что любовь с Тригориным – иллюзия.

О самих же событиях (взаимоотношения Заречной и Тригорина, смерть их ребенка, деятельность Нины как провинциальной актрисы, попытки Треплева встретиться с ней; театральные успехи Аркадиной) мы узнаем лишь из речей героев. Для драматурга существенными являются не они, а переживания героев, их внутреннее состояние.

V. Закрепление знаний, умений и навыков

Мини-диспут

Учитель. Объясните, что Маша не договорила, что, по вашему мнению, должно стоять на месте трех точек, в фразе: “По-вашему, нет большего несчастья, как бедность, а по-моему, в тысячу раз легче ходить в лохмотьях и попрошайничать, чем…”

VI. Домашняя задача

Прочитать всю пьесу, подготовиться к ее комментированию и анализу.

VII. Итог урока

Интерактивное упражнение “микрофон”

Закончите предложение:

– Герои пьесы мне показались…

– Меня поразило…

– Мне кажется странным…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Чайка” – первая пьеса русской новой драматургии