“Чайка” – первая пьеса русской новой драматургии
I. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Как-то А. П. Чехов сказал: “Пусть на сцене все будет так же сложно и вместе с тем так же просто, как и в жизни. Люди обедают, лишь только обедают, а тем временем строится их счастье и разбивается их жизнь”.
Сегодня на уроке мы и попробуем разобраться, в чем заключается, по Чехову, человеческое счастье, а в чем – причина несчастий людей, их разбитой жизни.
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
1. Работа в парах (повторение биографии Чехова); озвучивание лучших
2. Сравнение двух схем – особенности драматургии А. Чехова и Г. Ибсена
IV. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Слово учителя
– Премьера пьесы “Чайка” состоялась в 1896 году в Александринском театре в Петербурге и завершилась провалом. Актеры не были готовы к новым театральным идеям Чехова, не справились с подтекстами. Автор тяжело переживал неудачу. Но пьесу не сняли с репертуара и продолжали играть в разных театрах.
Например, в Киевском театре Соловцова (теперь им. И. Франко) она имела успех. Настоящий триумф ждал на Чехова только через два года, когда “Чайку” поставили
Длится этот успех и по сей день. Кстати, на сегодня по количеству постановок Чехов-драматург занимает второе (после В. Шекспира) место в мире.
2. Комментируемое чтение первого действия пьесы
3. Обмен впечатлениями относительно прочитанного, эвристическая беседа
– О людях, о которых речь идет в пьесе (по социальному статусу, по имущественному состоянию, по вкусам)?
– Какой есть тема произведения, ведущий конфликт? (Конфликт – поиск жизненной цели и смысла искусства в столкновении с реалиями жизни)
– Есть ли в пьесе интрига, захватывающий сюжет? (Нет)
– Какие “спектакли в спектакле” изображены в пьесе, с какой целью? (Мать и сын обмениваются отрывками из “Гамлета” Шекспира, Треплев ставит свою пьесу)
– Кто еще, кроме Тригорина и Треплева, мечтает об амплуа литератора? (Сорин)
4. Итог учителя
– О своем произведении чехов говорил, что в нем “много разговоров о литературе, мало действия; пять пудов любви”. В “Чайке” практически нет интриги: всегда можно догадаться, чем закончатся события.
Кстати, Чехов вывел это в драматический принцип: если в первом действии на сцене висит ружье, то в последнем она должно выстрелить.
Герой пьесы Треплев говорит, что убьет себя, и делает это. Понятно и то, что у Нины нет особых шансов на успех в театре, и что любовь с Тригориным – иллюзия.
О самих же событиях (взаимоотношения Заречной и Тригорина, смерть их ребенка, деятельность Нины как провинциальной актрисы, попытки Треплева встретиться с ней; театральные успехи Аркадиной) мы узнаем лишь из речей героев. Для драматурга существенными являются не они, а переживания героев, их внутреннее состояние.
V. Закрепление знаний, умений и навыков
Мини-диспут
Учитель. Объясните, что Маша не договорила, что, по вашему мнению, должно стоять на месте трех точек, в фразе: “По-вашему, нет большего несчастья, как бедность, а по-моему, в тысячу раз легче ходить в лохмотьях и попрошайничать, чем…”
VI. Домашняя задача
Прочитать всю пьесу, подготовиться к ее комментированию и анализу.
VII. Итог урока
Интерактивное упражнение “микрофон”
Закончите предложение:
– Герои пьесы мне показались…
– Меня поразило…
– Мне кажется странным…