Чацкий — побежденный или победитель? (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

…Им никуда не уйти от двух главных

Мотивов борьбы: от совета учиться «на

Старших глядя» и от жажды стремиться…

К «свободной жизни».

И. А. Гончаров

Современной молодежи не может быть безразличен Чацкий, потому что его беспокойство будоражит, тревожит общественную совесть. Сейчас, в переломный для нашей страны момент, такие люди, как Чацкий, особенно нужны. «Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого, обличителя всего, что отжило», — эти слова И. Гончарова помогают понять образ главного героя

Грибоедова.

Трагедия Чацкого разыгрывается на фоне его любовных отношений.

И это очень важно: иначе могло бы показаться, что Чацкий специально приехал в Дом Фамусова, чтобы произносить гневные монологи против существующих порядков, а выговорившись, в негодовании уехать «вон из Москвы…» На самом деле, с момента появления Чацкого на сцене две сюжетные линии — любовно-лирическая и общественно-политическая — сложно переплетаются. Чацкий в прекрасном настроении, искренне радуется встрече с Софьей, острит, шутит, отдается нахлынувшим воспоминаниям. Он ослеплен красотой Софьи: «В семнадцать

лет вы расцвели прелестно, неподражаемо, и это вам известно». Он еще не замечает ее холодности и добродушно-насмешливо перебирает общих знакомых, как бы приглашая Софью разделить его веселость, его шутки над молодящейся тетушкой, над дядюшкой, но это только вызывает раздражение Софьи.

Дальше — больше. Она готова уничтожить его за нападки на Молчалина. И уже напрасно Чацкий будет пытаться тронуть ее сердце воспоминаниями о детстве, напрасно будет объясняться ей в любви. Все лирические излияния Чацкого встречают грубую ответную реакцию Софьи.

В порыве гнева она объявляет его сумасшедшим.

Другая сюжетная линия — идейное противостояние Чацкий — Фамусов и его гости. Каждая реплика Фамусова, выступающего горячим защитником «века покорности и страха», вызывает резкую отповедь Чацкого. Главные идейные оппоненты Чацкого, конечно, Фамусов, Скалозуб и Молчалин. (Молчалин еще и счастливый соперник Чацкого!) Но если бы только они!

Вокруг Чацкого стоит сплошной гул сплетен, пересудов; вертятся тупоумные, чванливые, самоуверенные личности! Они не могут простить ему самого главного — ума, нового свободного образа мыслей. Они преследуют его потому, что он другой, не такой, как все, и с радостью подхватывают и раздувают сплетни о его сумасшествии.

Но и Чацкий не остается в долгу. Со всей силой своего темперамента он обрушивается на невежество, низкопоклонство, чванливость. Но в многолюдной толпе своих гонителей Чацкий одинок. И этот мотив одиночества звучит в его монологе:

Чего я ждал? Что думал здесь найти? Где прелесть этих встреч? участье в ком живое?

Крик! радость! обнялись! — Пустое.

Мы чувствуем, как приближается развязка. И вот в четвертом действии она наступает. Оказавшись свидетелем сцены между Софьей, Молчалиным и Лизой, Чацкий прозревает и узнает, что сплетней о сумасшествии он обязан Софье, понимает, что она давно уже сделала свой выбор.

Так завершаются обе сюжетные линии комедии: любовно-лирическая — горем неразделенной любви, общественно-политическая — окончательным разрывом Чацкого с фамусовским обществом. Чацкий навсегда покидает Москву.

Обычно спорят относительно финала комедии: победителем или побежденным следует считать главного героя. Но у Грибоедова так вопрос не стоит. Писатель не ставил себе цель — показать стремление Чацкого победить фамусовское общество. Смысл развязки состоит, по моему мнению, в освобождении Чацкого от иллюзий, в прозрении и в разрыве с чуждым ему миром.

В финале утверждается моральное превосходство Чацкого над своими противниками. Они посрамлены: Фамусов, Молчалин и Софья оказались в самой нелепой ситуации.

Бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринимать как его поражение. «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу «Один в поле не воин», — писал И. А. Гончаров.


Чацкий — побежденный или победитель? (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)