Чацкий и Скалозуб (по комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова)
Скалозуб, как и Молчалин, стремится к чинам. На военной службе он добрался уже до звания полковника. Цель его жизни – стать генералом. По его мнению, к получению чинов ведут “многие каналы”, и он ни одним не пренебрегает.
Скалозуб считает, что ему везет по службе: постоянно открываются нужные вакансии – “то старших выключат иных, / Другие, смотришь, перебиты”.
При встрече со Скалозубом Чацкому нетрудно было понять, что он попросту глуп и олицетворяет собой тупую аракчеевскую военщину. Если Фамусов в споре с Чацким способен
Из страстной обличительной речи Чацкого об “отечества отцах”, о “судьях” Скалозуб по-своему понял только его слова о гвардии и стал (откуда только взялось красноречие!) хвалить Первую армию: “А в Первой армии когда отстали? в чем?..”.
Его интересуют только чины и награды, выпушки, погончики, петлички на мундирах, муштра, команда, фрунт. Он любит сплетни и охотно их пересказывает. Даже о вещах, не имеющих отношения
Духом казармы пропитаны и его шутки. Когда Фамусов спрашивает, кем ему доводится Настасья Николаевна, Скалозуб отвечает: “Не знаю-с, виноват; / Мы с нею вместе не служили”.
Скалозуб – ярый враг таких, как Чацкий, защитников просвещения, науки. “Ученостью меня не обморочишь”, – говорит он и с удовольствием объявляет о новом проекте, по которому в школах будут учить только шагистике, “а книги сохранят так: для больших оказий”.
Устами Чацкого Грибоедов дает острую, похожую на эпиграмму характеристику Скалозуба: “Хрипун, удавленник, фагот. / Созвездие маневров и мазурки”. Такие самовлюбленные, тупые поклонники палочной муштры, враги свободы и просвещения преуспевали во времена Аракчеева в армии.
- Чацкий и Скалозуб Скалозуб, как и Молчалин, стремится к чинам. На военной службе он добрался уже до звания полковника. Цель его жизни – стать генералом. По его мнению, к получению чинов ведут “многие каналы”, и он ни одним не пренебрегает. Скалозуб считает, что ему везет по службе: постоянно открываются нужные вакансии -“то старших выключат иных, / Другие, смотришь, […]...
- Фамусов и Чацкий (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) В 1824 году А. С. Грибоедов закончил свою комедию “Горе от ума”. Написанная в эпоху подготовки “рыцарского подвига” декабристов, пьеса рассказала о настроениях и конфликтах того напряженного времени. Отзвуки преддекабристских настроений были слышны и в резких обличениях Чацкого, и в испуганных репликах Фамусова и его друзей, и в общем тоне комедии. В центре пьесы лежит […]...
- Чацкий и Молчалин (по комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова) Если Фамусов и Чацкий – люди разных поколений, то Молчалин и Чацкий – ровесники. Тем резче контраст между ними. Молчалин – счастливый соперник Чацкого в любви. Но если бы Молчалин был достоин любви Софьи, Чацкому, может быть, было бы не так горько от сознания, что ему предпочли низкого, подлого человека. “Вот он, на цыпочках и […]...
- Чацкий – побежденный или победитель? (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) …Им никуда не уйти от двух главных Мотивов борьбы: от совета учиться “на Старших глядя” и от жажды стремиться… К “свободной жизни”. И. А. Гончаров Современной молодежи не может быть безразличен Чацкий, потому что его беспокойство будоражит, тревожит общественную совесть. Сейчас, в переломный для нашей страны момент, такие люди, как Чацкий, особенно нужны. “Каждое дело, […]...
- Чацкий против фамусовского общества (по комедии А. Грибоедова “Горе от ума”) Комедия “Горе от ума” дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время не только в Москве, но и по всей России, между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми и крепостниками, оплотом старины. Фамусовскому обществу, твердо хранившему традиции “века минувшего”, […]...
- Чацкий и фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Комедия “Горе от ума” была написана автором с 1816 по 1824 год. Совсем недавно закончилась война с Францией, и под влиянием французских идей в русском обществе начала формироваться новая идеология, которая нашла свое достойное завершение в восстании декабристов в 1825 году. Молодые дворяне, передовая их часть, стремились изменить действительность, а старшее поколение, напротив, всеми силами […]...
- Анализ комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова. Чацкий и фамусовское общество Основа конфликта пьесы – во взаимодействии двух начал: общественного и личного. Главный герой Чацкий противостоит фамусовскому обществу. Его драма осложняется безответным и пылким чувством к Софье – дочери Фамусова. Чацкий: честный, прогрессивно мыслящий, свободолюбивый. Остер на язык. Еще до появления его на сцене мы узнаем, что он “чувствителен, и весел, и остер” (слова Лизы). Чацкий […]...
- Чацкий как герой своего времени (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” принадлежит к лучшим произведениям русской литературы. В ней писатель отразил свое время, проблемы эпохи, показал свое отношение к ним. “Горе от ума” показывает нам эпоху декабристов,1820-ые годы. В этом произведении в лице главного героя Александра Андреевича Чацкого изображен “новый человек”. Он наполнен возвышенными идеями. Чацкий протестует против всех […]...
- “А судьи кто?!” (Чацкий глазами Фамусова, Софьи и других героев комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”.) Сей риторический вопрос, озвученный главным героем комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Александром Андреевичем Чацким, давно уже покинул пределы литературного произведения и по нынешний день существует самостоятельно. Этим вопросом задается каждый без исключения, ибо сущность человеческого бытия заключена в единстве и борьбе противоположных взглядов и мнений. Еще великий Аристотель говорил: “Человек – существо социальное”. […]...
- Чацкий и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: “Один в поле не воин”. Нет, воин, если он Чацкий… И. А. Гончаров. Молчалин сказал себе: “Я хочу составить карьеру”, – и пошел по той дороге, которая ведет к “степеням известным”: пошел и уже не своротит ни вправо, ни влево… Д. И. Писарев. Одним из выдающихся произведений первой […]...
- Сочинение: Почему подозревающий наличие соперника Чацкий отказывается верить очевидному? (По комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) (По комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Основной конфликт комедии Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” носит общественный характер: это противоречие между положительным главным героем Чацким, представляющим передовые силы русского общества, и консервативной, порочной средой, которая его окружает. Одновременно движет действие комедии еще и психологический конфликт, связанный с неразделенной любовью героя. Сюжетным воплощением этого […]...
- Чацкий – образ “нового человека” (По комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Чацкий начинает новый век – ив этом все его значение и весь ум. И. А. Гончаров Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания нескольких поколений русских людей. Она вооружила их на борьбу с насилием и произволом, подлостью и невежеством во имя свободы и разума, во имя […]...
- Противоположность воззрений Чацкого фамусовской Москве (по комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова) Столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. Оно принимает все более ожесточенный характер и осложняется личной драмой Чацкого – крушением надежд на личное счастье. Его выпады становятся все более резкими. Он вступает в борьбу, и в его речах со всей отчетливостью выступает противоположность его воззрений взглядам фамусовской Москвы: Если Фамусов – защитник старого века, времени […]...
- Чацкий и Фамусов. Причины и смысл их конфликта (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) – Вот то-то, все вы гордецы, Смотрели бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя… …………………………………… По духу времени и вкусу Он ненавидел слово “раб”. А. С. Грибоедов Людей, живущих в одно время, называют современниками. Приставка “со-” означает “вместе”. Сотрудник, собеседник, соратник, и т. д. Это в грамматике. А в жизни современники далеко не […]...
- Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова “Горе от ума” “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов…” – так охарактериховал пьесу И. Гончаров. Основу конфликта комедии А. С.Грибоедова “Горе от ума” составляет конфликт “века нынешнего” и “века минувшего”. К “веку минувшему” относятся Фамусов и его гости, к “веку нынешнему” Чацкий и несколько внесценических персонажей – князь Федор и брат Скалозуба. Чацкий […]...
- ЧАЦКИЙ И ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Конфликт Чацкого и фамусовского обще- ства – художественное воплощение главного конфликта эпохи. Столкновение “века нынеш- него” с “веком минувшим”, лагеря феодальной реакции, защитников самодержавно-крепост- нического строя с лагерем передовой дворян- ской молодежи, сторонниками свободомыслия, просвещения, демократических реформ отра- жено в комедии “Горе от ума” в образах Чац- кого, Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Хлес- товой и других […]...
- Молчалин и Чацкий в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” “Молчалины блаженствуют на свете”, – с горечью скажет Чацкий, которого “все гонят, все клянут”. Комедия Грибоедова построена так, что Чацкого и Молчалина хочется сравнивать. Александр Андреевич Чацкий еще не появился в комедии, а о нем уже говорят: “Чувствителен, весел и остер” (Лиза), “пересмеять умеет всех” (Софья). Мы знаем, что Чацкий – “Андрея Ильича покойного сынок”, […]...
- Является ли Чацкий романтическим героем? по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.) “Горе от ума” А. С. Грибоедова стало для его современников одним из загадочных произведений русской литературы. Поставленная в 1825 году пьеса собрала массу отзывов. А. С. Пушкин назвал произведение “разительной картиной нравов”. Время написание комедии пришлось на период перехода от классицизма к романтизму. Ключевого героя Грибоедова нельзя однозначно причислять к романтикам. Хотя в образе Чацкого […]...
- Чацкий и декабристы (По комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Главный герой комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Чацкий является типичным представителем той части русского общества первой четверти XIX века, которая несла в себе новые взгляды, мысли, идеалы и настроения – “века нынешнего”, как после появления комедии стали называть молодое поколение дворян. В дальнейшем этих людей часто соотносили с декабристами, участниками восстания 14 декабря […]...
- Чацкий и Молчалин. Характер и смысл противостояния? (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, Найдется враг исканий… …………………………………. Мне завещал отец, Во-первых, угождать Всем людям без изъятья… А. С. Грибоедов В гостиной знатного московского барина Павла Афанасьевича Фамусова встречаются два молодых человека. Они не знают друг друга, да и что общего может быть у блестящего юноши-дворянина, воспитанного в этом доме и […]...
- Краткое содержание комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” План Утро в доме Фамусова. Приезд Чацкого. Холодность Софьи к нему. Разговор Фамусова и Чацкого. Монолог Фамусова о дяде Максиме Петровиче. Визит Скалозуба. Монолог Чацкого о крепостном праве. Падение Молчалина с лошади. Бал в доме Фамусова. Отношение гостей к сплетне о сумасшествии Чацкого. Несостоявшееся свидание Софьи и Молчалина, которому помешал Чацкий. Отъезд Чацкого из Москвы. […]...
- Образы Чацкий и Молчалин сравнительная характеристика героев по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.) Характеры Чацкого и Молчалина противопоставлены друг другу. Чацкий, несомненно, главный герой комедии, потому что именно с его появлением начинают развиваться события в доме Фамусова. Чацкий по своему происхождению небогатый человек, но это для него не главное. Другие говорят о нем хорошо: “Кто так чувствителен и весел, и остер…”. Раньше он служил чиновником, но бросил службу, […]...
- Чацкий и Молчалпн как герои-антиподы. (По комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” ) Комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” написана в 1823 году, т. е. как раз накануне восстания декабристов. Грибоедов бы очень близок к декабристам и по своим политическим убеждениям, и по дружеским связям; он не мог не отразить в своей комедии то, что больше всего волновало умы и сердца самых передовых людей его времени, не […]...
- Чацкий как выразитель идей декабристов (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Время создания комедии “Горе от ума” пришлось на переломный момент в истории нашей страны. После победы России в Отечественной войне 1812 года молодое поколение дворян, участвовавшее в этой войне, увидело, что побежденные народы Европы находятся в лучшем положении, чем русский народ. Стало понятно, что России необходимы срочные реформы, и в результате этого стали возникать различные […]...
- “Век нынешний” и “век “минувший” в комедии А. Грибоедова “Горе от ума” “Горе от ума” – одно из самых злободневных произведений русской драматургии. Проблемы, поставленные в комедии, продолжали волновать русскую общественную мысль и литературу много лет спустя после появления ее на свет. “Горе от ума” – плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбе России, о путях обновления, переустройства ее жизни. С этой точки зрения и освещены в комедии […]...
- План сочинения: Кто умен в комедии Грибоедова “Горе от ума”? Кто умен в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”? I. Вступление Ответ на этот вопрос на первый взгляд абсолютно ясен- умен Чацкий. Подтверждают это и слова самого Грибоедова: “В моей комедии двадцать пять глупцов на’одного здравомыслящего человека”. Но в том-то и дело, что проблема кажется простой лишь на первый взгляд. В комедии представлены разные типы […]...
- Как отразился в комедии Грибоедова “Горе от ума” исторический конфликт эпох? В комедии “Горе от ума” Грибоедов повествует о жизни дворянской Москвы XIX века. Это время, когда меняются порядки старой, екатерининской эпохи на новую, в которой человек не желает мириться с отсталостью страны, хочет служить своей родине не требуя чинов и наград. Таким человеком и является Чацкий, а его отношения с фамусовским обществом – основным конфликтом […]...
- Образ Павла Афанасьевича Фамусова (по комедии “Горе от ума” Грибоедова А. С,) Павел Афанасьевич Фамусов – одно из главных действующих лиц комедии, представитель лагеря крепостников. Дворянин, помещик, живущий в Москве и служащий управляющим в казенном месте, он известен в кругу московского барства. Об этом говорит его фамилия (в переводе с латыни фамилия Фамусов означает “известный”, “пользующийся славой”). Он, по-видимому, принадлежит к представителям знатных дворянских семей. Его дядя, […]...
- Образ Фамусова и его роль в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Не надобно другого образца, Когда в глазах пример отца. …Прошедшего житья подлейшие Черты. А. С. Грибоедов Павел Афанасьевич Фамусов – один из главных героев комедии “Горе от ума”, Идеолог старой барской Москвы – появляется перед читателем и зрителем в тот момент, когда открывается его нравственное, моральное (вернее, безнравственное и аморальное) лицо. Он снисходительно заигрывает с […]...
- Чацкий и Фамусовское общество в комедии Грибоедова Замечательная комедия “Горе от ума” была написана в начале 19 века великим русским писателем – Грибоедовым. В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений между старым и новым поколениями. Представители уходящей эпохи – лживые, лицемерные люди – составляют фамусовское общество. В этом обществе отрицательно относятся ко […]...
- Как Скалозуб стал полковником Меня очень заинтересовала личность и карьера полковника Скалозуба. Мне он представился злачным человеком, с еще более злачной карьерой и сытым будущим. И действительно Скалозуб стал полковником не воюя, а просто так. Служить Скалозуб начал с 1809 года – мирного года. А когда Скалозуб говорит: “В тринадцатом году мы отличились с братом В тринадцатом егерском, а […]...
- “Жизнь в раболепстве самом пылком” (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Комедия “Горе от ума” была написана А. С. Грибоедовым в 1823 году. Писатель запечатлел в своем произведении два лагеря, существовавших в общественной жизни 20-ых годов 19 века. С одной стороны, в то время в России были люди прогрессивные, независимые и образованные, люди, ратующие за развитие своей страны. Им противостоял очень многочисленный лагерь людей с консервативными, […]...
- Смысл названия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” (Первый вариант) Я странен, а не странен кто ж? – Тот, кто на всех глупцов похож… А. С. Грибоедов В грибоедовское время “ум” понимался широко – как интеллигентность, просвещенность. Понятия “ум”, “умник”, “умный” употреблялись в значении “вольнодумство”, “вольнодумец”, человек передовых убеждений, носитель новых идей, независимых свободолюбивых взглядов. Противоположный смысл придавался словам “глупец”, “глупость”, то есть отсталый, консервативный, […]...
- Идея декабризма в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” В комедии “Горе от ума” писатель отражает столкновения двух лагерей: лагеря молодой России, представленного Чацким и лагеря жестоких крепостников, представленного Фамусовым, Скалозубом, Хлестовой, Молчалиным и другими. Этот конфликт – не художественная выдумка автора, он показывает в пьесе поколение будущих декабристов, которые проникнуты любовью к родине и к народу, они революционеры, которые борются с нравственным насилием […]...
- Почему Чацкий обречен на одиночество? по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.) Чацкий Александр Андреевич является главным персонажем комедии Грибоедова “Горе от ума”. Возвратившись к себе на родину, в дом Фамусова, где когда-то повстречал свою первую любовь, он с надеждой пытается вернуть чувства Софьи, которая к тому моменту его уже не любила. Встретив на своем пути ложь, обман, лицемерие, необразованность, он яростно начинает высказывать свое мнение об […]...
- Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героев комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Комедия Грибоедова “Горе от ума” является уникальным слепком зарождающейся, но уже непримиримой борьбы в обществе начала XIX века между передовой, прогрессивно мыслящей молодежью и консервативно настроенными представителями крепостной старины. Эти два разных общественных лагеря в комедии живописно представляют Чацкий и Молчалин – люди противоположных жизненных позиций, моральных норм, мировоззрения. Несмотря на глубинную несхожесть, в Молчалине […]...
- МОСКОВСКОЕ ОБЩЕСТВО В ИЗОБРАЖЕНИИ А. С. ГРИБОЕДОВА ПО КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА” А. С. Грибоедов родился в дворянской семье. Его жизнь (1794-1829) и деятельность проходили в период героической борьбы русского народа против Наполеона, во время революционного движения декабристов. Грибоедов восхищался отвагой и талантами русского народа. Высокообразованный и интеллигентный человек, он владел многими иностранными языками, писал музыку, был офицером, талантливым государственным деятелем, одним из лучших дипломатов своего времени. […]...
- Чацкий и фамусовское общество в комедии “Горе от Ума” Комедия “Горе от ума” была написана в 1824 году. В этом произведении А. С. Грибоедов воссоздал правдивую картину русской жизни первой четверти XIX века: показал изменения, произошедшие в русском обществе после Отечественной войны 1812 года, отразил антикрепостнические воззрения декабристов. Автор сам придерживался идей декабризма, что подтверждает его комедия и созданный в ней образ Чацкого. Александр […]...
- Фамусов герой комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Фамилию Павла Афанасьевича Фамусова производят от лат. fama – молва, слух, общественное мнение. В фамусовском доме происходит действие комедии, и сам этот дом приобретает в сюжете важное значение. События начинаются рано, когда “день чуть брежжится”, и заканчиваются, когда “последняя лампа гаснет”. С того самого момента, как бой некстати заведенных часов нарушает сонное спокойствие утра, Фамусов […]...
- Центральный персонаж комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Если искать в характерах пьесы классицистические, а через них и античные прообразы, то Скалозуб соответствует “хвастливый воин”, популярная маска римских комедий, воплощенная в знаменитом “башне градо победителе” Пиргополинике, герое Плавта. Воин-забияка традиционно изображался не только хвастуном, но и персоной самовлюбленной. Скалозуб если изъять его из поэтического контекста, чем-то похож на своего далекого предка. Следует отметить, […]...