Центральный персонаж комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
Если искать в характерах пьесы классицистические, а через них и античные прообразы, то Скалозуб соответствует “хвастливый воин”, популярная маска римских комедий, воплощенная в знаменитом “башне градо победителе” Пиргополинике, герое Плавта. Воин-забияка традиционно изображался не только хвастуном, но и персоной самовлюбленной. Скалозуб если изъять его из поэтического контекста, чем-то похож на своего далекого предка.
Следует отметить, что комедийные маски носят многие персонажи произведения Грибоедова, но “масочность”
Полковник Сергей Сергеевич Скалозуб – в самом центре событий пьесы. Уже в первом акте Лиза упоминает его как почти официального жениха Софьи (“и золотой мешок и метит в генералы”) в контрасте с “нежеланным” Чацким и “тайным” Молчалиным. Может быть, ради С., чтобы ввести его в круг родственников, Фамусов затевает бал, где представляет С. Хлесто-вой, которой тот не нравится из-за недостатка подобострастия и слишком высокого роста.
Все факты биографии С. в глазах Фамусова
Было бы ошибкой недооценивать влияние С. в “московской” среде: он признан и поддержан обществом.
В кульминационный момент дискуссии о вреде, приносимом книгами и образованием, Скалозуб объявляет радостную для всех весть, что лицеи, школы и гимназии решено реформировать по казарменному образцу: “Там будут лишь учить по-нашему: раз, два; А книги сохранят так: для больших оказий”. (Что, однако, еще не совсем устраивает Фамусова, знающего более верный способ наведения порядка: “забрать все книги бы, да сжечь”.) Скалозуб – это собирательный характер, в котором современники Грибоедова узнавали многих: от дивизионного полковника Фролова до великого князя Николая Павловича, будущего императора Николая I.
В обширной сценической истории “Горя от ума” до сих пор не найдено такого решения этого образа, которое было бы свободно от “масочности”, одинаково подчеркиваемой актерами при самых разных по стилю режиссерских решениях. В основе образа Скалозуба лежит прием гротеска, но не шаржа и не карикатуры. Такой образ требует истолкования, родственного поэтике пьесы в целом, которую Грибоедов назвал “поэтикой превосходного стихотворения”.
- План сочинения: Внесценические персонажи и их роль в комедии Грибоедова “Горе от ума” Внесценические персонажи и их роль в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” I. Вступление Комедия Грибоедова – реалистическое произведение, в котором автор дает обобщенную картину социальной жизни России 10-х – начала 20-х годов XIX века. Чтобы расширить рамки комедии и тем самым усилить обобщение и типизацию, и вводятся внесценические персонажи. II. Главная часть 1. Внесценические […]...
- Преодоление канонов классицизма в комедии “Горе от ума”. Язык комедии Грибоедова Урок можно начать с сообщения учителя о поэтике комедии, где будут изложены такие положения: 1. В комедии “Горе от ума” можно заметить черты Классицизма: Быстрое развитие действия; Острота диалогов; Насыщенность языка афоризмами и эпиграммами; Сохранение трех классических единств (действия, места, времени); Особенности сценических амплуа (Чацкий – резонер, Лиза – субретка и т. д.); Говорящие имена […]...
- Фамусов герой комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Фамилию Павла Афанасьевича Фамусова производят от лат. fama – молва, слух, общественное мнение. В фамусовском доме происходит действие комедии, и сам этот дом приобретает в сюжете важное значение. События начинаются рано, когда “день чуть брежжится”, и заканчиваются, когда “последняя лампа гаснет”. С того самого момента, как бой некстати заведенных часов нарушает сонное спокойствие утра, Фамусов […]...
- В чем смысл сопоставления образа Чацкого с образом Репетилова в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”? “Горе от ума” – произведения А. С. Грибоедова, раскрывающее одну из самых важных проблем общества – проблему столкновения двух миров: “века нынешнего” и “века минувшего”. Позже эту тему будут поднимать в своих произведениях многие классики российской литературы. В пьесе Грибоедова столкновение разных взглядов показано на противопоставлении Чацкого и фамусовского общества. Александр Андреевич Чацкий – главный […]...
- Москва в лицах в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Комедия Грибоедова является первым реалистическим произведением в русской литературе. И хотя в пьесе немало элементов классицизма, таких как сохранение системы амплуа, говорящие фамилии, единство времени, места и действия, мы по праву можем назвать “Горе от ума” новаторской комедией, в которой представлены типичные образы типичных русских людей того времени, то есть первой четверти XIX века. Грибоедов, […]...
- Центральный персонаж комедии А. Н. Островского “Свои люди – сочтемся” В наименовании героя Островский играет мягкими “л” и скользящими “з” (Лазарь Елизарыч Подхалюзин), намекая на зерно образа пройдохи-приказчика и его способ действия в пьесе. Свои далеко идущие планы (завладеть имуществом хозяина и жениться на его дочке Липочке) П. проводит в жизнь аккуратно и постепенно. Верный подручный Большова, П. до поры до времени так и стелется […]...
- Какие герои русской классики близки персонажу комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Фамусову по своим взглядам на мир и человека? Я считаю, что по своим взглядам на мир и человека на Фамусова похожа госпожа Простакова, героиня пьесы Д. И Фонвизина “Недоросль”. Во-первых, оба они никогда не учились и не считают учение полезным делом. Во-вторых, наш герой бескорыстно любит только свою единственную дочь Софью, как и Простакова обожает только Митрофанушку. Очень похож на грибоедовского героя персонаж […]...
- Образ Скалозуба по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.) Сергей Сергеич Скалозуб – один из центральных персонажей комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова. Этот герой воплощает собой образ “идеального” московского жениха: грубого, необразованного, не слишком сообразительного, но богатого и довольного собой. Фамусов прочит Скалозуба в мужья Софье, но она не считает его подходящей для себя партией. Во время своего визита в дом Фамусова […]...
- Центральный персонаж пьесШекспира: исторической хроники “Генрих IV” и комедии “Виндзорские насмешницы” Один из самых популярных комических персонажей Шекспира. В образе своего героя драматург “совместил” двух реальных исторических персон. Это сэр Джон Олдкасл, лорд Кобем, примкнувший, несмотря на свое знатное происхождение, к секте лоллардов (предшественников пуритан), выступивший с обличениями в адрес католической церкви и сожженный за ересь в 1417 году. Другой прототип Фальстафа – баронет Джон Фастолф, […]...
- Тригорин центральный персонаж комедии А. П. Чехова “Чайка” Линия Тригорина в комедии как бы нарочито снижена, прозаизирована. Его личность лишена всякого ореола “знаменитого писателя, любимца публики”. Т. ходит в “рваных ботинках и брюках в клетку”; любит удить рыбу и “радуется, что поймал двух голавлей”; старается не привлекать к себе внимания; не разучился “конфузиться” от похвал; “вялый, рыхлый, всегда покорный”, он лишен “характера”; волнуется […]...
- Центральный персонаж героической комедии “Сирано де Бержерак” Во французской драматической литературе, до появления на рубеже XIX и XX вв. “новой драмы”, историки театра нередко отмечают три имени, дающих представление об эволюции понятия героя: Сид, Лоренцаччо и Сирано. Последний к тому же подводит итог поискам романтического героя, которому французская драматургия отдавала столь щедрую дань на протяжении всего XIX столетия. Закрепляя сближение романтической драмы […]...
- Центральный персонаж комедии Чехова “Вишневый сад” Образ Фирса старого верного слуги Гаевых, содержит в себе индивидуально-психологическое и историко-символическое значение. Старинная ливрея и белые перчатки Фирса такая же память о прошлом, как и комната, которая “до сих пор называется детскою”, столетний “многоуважаемый шкаф”, родовое поместье с домом и вишневым садом. Сам Фирс – в буквальном смысле слова – “ходячая” память старинного усадебного […]...
- Герой комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии. Александр Андреевич Чадский – один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, знакомую ему с детства, те идеи, которые рождает и пропагандирует эта […]...
- План сочинения: Кто умен в комедии Грибоедова “Горе от ума”? Кто умен в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”? I. Вступление Ответ на этот вопрос на первый взгляд абсолютно ясен- умен Чацкий. Подтверждают это и слова самого Грибоедова: “В моей комедии двадцать пять глупцов на’одного здравомыслящего человека”. Но в том-то и дело, что проблема кажется простой лишь на первый взгляд. В комедии представлены разные типы […]...
- История создания комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова В историю русской литературы Грибоедов вошел как автор первой русской реалистической комедии “Горе от ума”, хотя его перу принадлежат и другие произведения, написанные ранее. Уже ранние пьесы Грибоедова содержали попытки соединения разных стилей с целью создания нового, но подлинно новаторским произведением стала комедия “Горе от ума”, открывшая в 1825 году, вместе с трагедией “Борис Годунов” […]...
- Центральный персонаж комедии И. С. Тургенева “Месяц в деревне” Образ Ракитина лишен фабульной напряженности, разговоры преобладают над драматическим действием. Изображая неторопливое течение жизни, Тургенев концентрирует внимание на интимных конфликтах частного лица. Образ Ракитина существует в подробно разработанном психологическом и бытовом контексте дворянской среды. Образ Р. автобиографичен (“Ракитин – это я”,- писал Тургенев). Он умный, честный, тонкий, интеллигентный и несчастный человек. Это особый тип “лишнего […]...
- Чацкий и Скалозуб (по комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова) Скалозуб, как и Молчалин, стремится к чинам. На военной службе он добрался уже до звания полковника. Цель его жизни – стать генералом. По его мнению, к получению чинов ведут “многие каналы”, и он ни одним не пренебрегает. Скалозуб считает, что ему везет по службе: постоянно открываются нужные вакансии – “то старших выключат иных, / Другие, […]...
- Какую роль в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” играет сцена бала? Сцене бала в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” посвящено почти все третье действие (с 4 по 22 явления). В этой сцене все сюжетные линии комедии достигают своей кульминации, а некоторые из них – и развязки. Начинается она с приезда гостей в дом Фамусова. Все они представители его, Фамусова, мира. Гости полностью разделяют его […]...
- Проблема ума в комедии А. Грибоедова “Горе от ума” В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” проблема ума является одной из ключевых. Об этом, собственно, свидетельствует название. Поэтому эту проблему стоит рассматривать, пожалуй, самой первой, говоря о комедии, ее тематике и образной системе. Замысел пьесы не был изначально таким, каким он представляется нам сегодня. Грибоедов создал много версий своего произведения. И первоначально название […]...
- Смысл названия комедии Грибоедова “Горе от ума” Само название комедии парадоксально: “Горе от ума”. Первоначально комедия носила название “Горе уму”, от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы – “перевертыш” русской пословицы: “дуракам счастье”. Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе? Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича: Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же […]...
- МОСКОВСКОЕ ОБЩЕСТВО В ИЗОБРАЖЕНИИ А. С. ГРИБОЕДОВА ПО КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА” А. С. Грибоедов родился в дворянской семье. Его жизнь (1794-1829) и деятельность проходили в период героической борьбы русского народа против Наполеона, во время революционного движения декабристов. Грибоедов восхищался отвагой и талантами русского народа. Высокообразованный и интеллигентный человек, он владел многими иностранными языками, писал музыку, был офицером, талантливым государственным деятелем, одним из лучших дипломатов своего времени. […]...
- Краткое содержание комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” План Утро в доме Фамусова. Приезд Чацкого. Холодность Софьи к нему. Разговор Фамусова и Чацкого. Монолог Фамусова о дяде Максиме Петровиче. Визит Скалозуба. Монолог Чацкого о крепостном праве. Падение Молчалина с лошади. Бал в доме Фамусова. Отношение гостей к сплетне о сумасшествии Чацкого. Несостоявшееся свидание Софьи и Молчалина, которому помешал Чацкий. Отъезд Чацкого из Москвы. […]...
- Своеобразие конфликта комедии “Горе от ума” Грибоедова Комедия Грибоедова “Горе от ума”, беспорно, лучшее произведение великого драматурга. Она была написана накануне декабрьского восстания. Комедия явилась острой и гневной сатирой на быт и нравы дворянской России, косвено показала борьбу между консерватизмом помещиков-крепостников, отсталого самодержавия и новыми настроениями, царившими среди прогрессивной дворянской молодежи. О конфликте “Горе от ума” до сих пор идут споры между […]...
- Молчалины блаженствуют на свете? (по комедии А. С Грибоедова “Горе от ума”) Молчалины блаженствуют на свете? (по комедии А. С Грибоедова “Горе от ума”) План I. Имя, ставшее нарицательным. II. Радости и трудности молчалиных. 1. Молчалин – персонаж пьесы А. С. Грибоедова. 2. Современные молчалины. III. Счастье невозможно без внутренней свободы. Вот он, на цыпочках и не богат словами… А. С. Грибоедов Имя Алексея Степановича Молчалина, героя […]...
- Чацкий – побежденный или победитель? (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) …Им никуда не уйти от двух главных Мотивов борьбы: от совета учиться “на Старших глядя” и от жажды стремиться… К “свободной жизни”. И. А. Гончаров Современной молодежи не может быть безразличен Чацкий, потому что его беспокойство будоражит, тревожит общественную совесть. Сейчас, в переломный для нашей страны момент, такие люди, как Чацкий, особенно нужны. “Каждое дело, […]...
- Фамусовское общество (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Основной конфликт комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” заключается в противостоянии образованного героя с передовыми взглядами и косной, консервативной массы – так называемого “фамусовского общества”. Главный герой произведения – Чацкий – после долгого отсутствия возвращается в Москву, где сталкивается с резким неприятием и враждебным отношением к себе со стороны “старомосковского общества” – московских дворян […]...
- Традиции и новаторство комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” является новаторским произведением. Первоначально она была задумана автором как классицистическое произведение, но Грибоедов сумел преодолеть рамки классицизма и создал первую в русской литературе реалистическую пьесу. “Горе от ума” – социально-политическая комедия. В ней поставлены насущные проблемы, волновавшие общественность в 20-е годы XIX века. В произведении отражена правдивая картина […]...
- Чацкий и фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Комедия “Горе от ума” была написана автором с 1816 по 1824 год. Совсем недавно закончилась война с Францией, и под влиянием французских идей в русском обществе начала формироваться новая идеология, которая нашла свое достойное завершение в восстании декабристов в 1825 году. Молодые дворяне, передовая их часть, стремились изменить действительность, а старшее поколение, напротив, всеми силами […]...
- Видит ли автор в Чацком “идеального” героя? (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Видит ли автор в Чацком “идеального” героя? (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Александр Сергеевич Грибоедов – один из величайших умов своей эпохи, видный политический деятель, вошедший в русскую литературу как автор одного произведения. Но свою пьесу он назвал “Горе от ума”, уже в само название вынося острую, “не комедийную” проблему XIX века. […]...
- Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии “Горе от ума” Сочинения по литературе: Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии “Горе от ума” Комедия “Горе от ума” создавалась на стыке трех литературных направлений и стилей: классицизма, романтизма и зарождающегося реализма. Грибоедов закончил работу над комедией накануне декабрьского восстания 1825 года, в 1824 году. Это определило многое в характерах главных героев пьесы и в идейной […]...
- Представители “отцов” в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” В комедии Грибоедова “Горе от ума” не отдельные персонажи пьесы, а “коллективный” персонаж – многоликое фамусовское общество – является главным идеологическим оппонентом Чацкого. Ему противостоит большая группа действующих лиц и внесценических персонажей, объединенных консервативным мировоззрением и сугубо практической моралью, смысл которой в том, чтобы “и награжденья брать, и весело пожить”. В жизненных идеалах и поведении […]...
- Особенности конфликта комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Пьеса А. С. Грибоедова “Горе от ума” – произведение во многом новаторское, необычное для своего времени, своеобразное. Главная особенность комедии – взаимодействие двух сюжетообразующих конфликтов: любовного конфликта, основными участниками которого являются Чацкий и София, и конфликта общественно-идеологического, в котором Чацкий сталкивается с консерваторами, собравшимися в доме Фамусова. С точки зрения проблематики на первом плане в […]...
- Анализ эпизода бала в доме Фамусова (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!.. А. С. Грибоедов. Горе от ума. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” входит в сокровищницу русской классической литературы. Это произведение было написано в начале 19 века и затронуло очень важные проблемы того времени. Чацкий, […]...
- Проблема выражения авторской позиции в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума. Краткое изложение текста Автор не выражает своей позиции в комедии собственными прямыми словами к читателям, но уже из простого пересказа сюжета становится понятной основная идея. Из этого следует, что проблема выражения является трудностью изображения идеи комедии во взаимоотношениях персонажей, в их образах, в сюжете. Часто комедию “Горе от ума” хотят представить как социально-политическую, так как она появилась в […]...
- Особенности конфликта в комедии Грибоедова “Горе от ума” “Горе от ума” – первая русская реалистическая комедия. Реализм пьесы, выразился в типизации характеров и обстоятельств, а также отказе автора от сюжетно-композиционных канонов.”Характеры и редкая картина нравов” были пугающе достоверны – считал А. Пушкин. Соблюдая принципы единства места и времени, Грибоедов не стал руководствоваться единством действия, которое должно было строиться на одном конфликте, завязывающемся в […]...
- ОБРАЗ ФАМУСОВА В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА” ОБРАЗ ФАМУСОВА В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА” В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” правдиво изображен пошлый и подлый мир, говоря словами Герцена, который “населен призраками сановников в отставке, прикрывающих орденами и звездами целые бездны неспособности, невежества, тщеславия, угодливости, надменности, низости и даже легкомыслия; и вокруг этих покойников, которых позабыли похоронить, целый мир […]...
- Фамусовская Москва в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” (Второй вариант) Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. А. С. Грибоедов “Кто из грамотных россиян не знает ее наизусть, несмотря на то, что она до сих пор не напечатана и на сцене не была выставлена вполне!” – так писал “Московский телеграф” о […]...
- Образы и характеристики основных героев комедии Грибоедова “Горе от ума” В центре системы образов комедии, конечно, Чацкий. Его взгляды, мысли, поступки, характер раскрываются не только в монологах, но и в отношении к Софье, Фамусову, Скалозубу, Молчалину. И они, в свою очередь, проявляют себя в контактах и с Чацким, и друг с другом. Так, для полноты представления о Фамусове необходимо учитывать и его характеристики, и взаимоотношения […]...
- Героиня комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” По мере того как легкая комедийная игра первых эпизодов пьесы начинает приобретать черты драматические, меняется облик героини. А. С. Пушкин по прочтении “Горя от ума” сетовал на то, что “Софья начертана неясно”. Незакрепленность “знака” характера создает игру психологических парадоксов, которыми образ особенно интересен. Софья Павловна, дочь Фамусова, является главным противником Чацкого в той “несложной драме […]...
- Что скрывается за названием комедии “Горе от ума” Александра Грибоедова Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” носит необычное, интригующее, прямо-таки из ряда вон выходящее по тем временам заглавие. На первый взгляд высказывание “горе от ума” – это парадокс, что сразу же и настораживает читателя, как бы подталкивает его к мысли о том, что за приевшимся словом “комедия” должно скрываться нечто большее, чем пьеска в […]...