ЧАЦКИЙ И ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)



Конфликт Чацкого и фамусовского обще-
ства – художественное воплощение главного
конфликта эпохи. Столкновение “века нынеш-
него” с “веком минувшим”, лагеря феодальной
реакции, защитников самодержавно-крепост-
нического строя с лагерем передовой дворян-
ской молодежи, сторонниками свободомыслия,
просвещения, демократических реформ отра-
жено в комедии “Горе от ума” в образах Чац-
кого, Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Хлес-
товой и других персонажей. В произведении <
исторически точно воспроизведена

русская
жизнь современной драматургу эпохи. Крити-
ки отметили достоверность деталей быта и со-
циальной психологии московского дворянства:
“Запечатленные им исторические процессы
были схвачены глазом художника почти что
с научной точностью”. Герои не просто озвучи-
вают политические идеи. Это полнокровные,
узнаваемые образы, их внутренний мир, харак-
теры раскрываются в процессе развития кон-
фликта с художественной убедительностью.
Современники даже узнавали в действующих
лицах комедии реальных людей, настолько
психологически верны были портреты
героев.
Но Грибоедов все же не списывал с натуры
своих персонажей, он не журналист, а худож-
ник, и однозначных прототипов у героев коме-
дии нет. Автор изобразил не отдельных людей,
а типы, а прекрасное знание жизни и талант
драматурга сделали их близкими к действи-
тельности.
Чацкий – человек умный, образованный,
с обостренным чувством собственного досто-
инства и сознанием общественного долга. Он
принадлежит к лучшей части дворянства,
поставившей целью жизни демократическое
преобразование общества, к тем, кого призы-
вал Пушкин: “Мой друг, отчизне посвятим
души прекрасные порывы”. В его образе
Грибоедов воспел “самую блестящую эпоху
тогдашней России, эпоху надежд и возвы-
шенной юности” (Герцен). Чацкий пропове-
дует независимость личности (“вольнее вся-
кий дышит и не торопится вписаться в полк
шутов”), безупречно честную службу во благо
общества, воздавая должное тем, “кто слу-
жит делу, а не лицам”. Общественная. дея-
тельность, безусловно, увлекает героя, у ко-
торого уже была “с министром связь” (прав-
да, закончилась она разрывом). Неукротимая
жажда деятельности на пользу отечеству
вступает в противоречие с необходимым для
службы и карьеры подхалимством: “Слу-
жить бы рад, прислуживаться тошно”. Высо-
кое понимание чести и долга было свойствен-
но всей передовой дворянской молодежи то-
го времени. Свободный образ мыслей вместо
безмолвного преклонения перед “мнениями
чужими”, независимое и гордое достоинство
20
вместо лести – эти моральные принципы
Чацкого требовали иного служения. К тому
же понятие патриотизма у героя неразрывно
связано с вольнолюбием, демократическими
преобразованиями, ненавистью к крепостни-
кам-самодурам, а “отечества отцы”, “граби-
тельством богаты”, занимали ключевые посты
в чиновничьих структурах. Поэтому служеб-
ная карьера Чацкого, несмотря на блестящий
ум, безупречную логику, великолепную речь,
не состоялась. Даже осуждающий его свобо-
домыслие, неуважительное отношение к ав-
торитетам Фамусов воздает должное дело-
вым качествам Чацкого:
…Не служит, то есть в том он пользы
не находит,
Но захоти – был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой.
И славно пишет, переводит..
Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом…
Антинародная политика правительства,
семейственность, протекционизм в чиновни-
чьих структурах (“Ну как не порадеть родно-
му человечку!..”), карьеризм – все это вызы-
вало резкое неприятие прогрессивной дво-
рянской молодежи и демонстративный отказ
от унизительной службы. В частности, один
из прототипов Чацкого Чаадаев отказался от
блестящей карьеры и занялся философией и
историей России. Реакционно-крепостничес-
кое дворянство воспринимало негативно отказ
от сотрудничества с властью как проявление
оппозиционности политике государства: “…не
блажи, именьем, брат, не управляй оплошно,
а главное, поди-тка послужи”.
Фамусов восхищается нравами и образом
жизни вельмож “века минувшего”, добиваю-
щихся обманом “степеней известных”. Об-
разец для него – Максим Петрович, кото-
рый когда нужно, “сгибался вперегиб” и в
результате добился значительного служеб-
ного положения. Рабская мораль Фамусова,
его философия наслаждения жизнью (“на зо-
лоте едал; сто человек к услугам”) вызвали
едкую насмешку и гневный протест Чацко-
го. Он защищает разум, просвещение, благо-
родство:
Хоть есть охотники поподличать везде,
Да нынче смех страшит и держит стыд
в узде;
Недаром жалуют их скупо государи.
Чацкий клеймит позором ненавистный
ему крепостнический строй, где одни ведут
паразитический образ жизни, незаслуженно
присваивая себе труд других, а проявляющие
благородство, прямодушие являются изгоя-
ми. Издевательства над личностью совер-
шенно непереносимы в цивилизованном об-
ществе, тем более что пресловутые “отечест-
ва отцы” заслужили свое привилегированное
положение не умом и преданностью интере-
сам общества:
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве…
С негодованием Чацкий относится и к пре-
клонению перед всем иностранным. “Умный,
бодрый наш народ” для героя – это богатые
традиции национальной. культуры, самобыт-
ный, выразительный русский язык. “Тоска
и оханье, и стон” аристократов, выражающих
восхищение перед иностранной культурой и
пренебрежение к своему родному, русскому,
свидетельствуют о духовной неполноценнос-
ти, ограниченности фамусовского общества.
Чацкий мечтает об освобождении дворянства
от этой постыдной зависимости:
Чтоб истребил Господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья;
Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой,
Кто мог бы словом и примером
Нас удержать, как крепкою вожжой,
От жалкой тошноты по стороне чужой.
В равной степени герой борется как за
пробуждение чувства личного достоинства в
человеке, так и за воспитание чувства наци-
ональной гордости в русском народе. Разум,
идейное воздействие – вот что, по мысли
Чацкого, сможет изменить жизнь. Но он пе-
реоценивал силу слова и недооценивал кре-
пость “века минувшего”. Консерваторы все-
ми силами цепляются за тот образ жизни,
который позволяет на законных основаниях
пользоваться плодами чужого труда. За ма-
лейшую провинность Фамусов готов отпра-
вить своих крепостных на каторжные работы
в Сибирь: “И как недосмотрел? И как ты не-
дослышал? В работу вас, на поселенье вас!”.
При малейших посягательствах на незыбле-
мость своего положения реакционное дворян-
ское общество консолидируется, давая рез-
21
кий отпор отщепенцу, подавляя его количе-
ственным превосходством.
Неотъемлемый “атрибут” фамусовского
общества – полковник Скалозуб. Образ его
карикатурен, но исторически верен. В начале
20-х годов многие передовые офицеры, отли-
чившиеся в победных походах Отечественной
войны, ушли в отставку, выражая недоволь-
ство аракчеевским режимом. На смену им при-
шли ограниченные и рабски преданные само-
державию карьеристы. Именно этот тип вопло-
щен в образе Скалозуба. Цель службы для
него не в защите отечества, а в получении
звания генерала, в достижении богатства и
знатности. Уровень образованности “золотой
мешок” с гордостью декларирует сам:
Я школы Фридриха, в команде – гренадеры,
Фельдфебеля – мои Вольтеры.
Собственное невежество его нисколько не
смущает. Он искренне убежден, что достоин-
ство человека составляет не ум, а богатство и
положение в обществе. Скалозуб считает, что
образование приносит только вред:
Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчет лицеев, школ,
гимназий;
Там будут лишь учить по-нашему: раз-два;
А книги сохранят так: для больших оказий.
Рядом с Фамусовым и Скалозубом стоит
образ Молчалина. У него те же жизненные
ценности, но значительно меньше возможно-
стей “достигнуть степеней известных”. Од-
нако беспредельный карьеризм (Молчалин
именно “прислуживается”) позволяет счи-
тать его кандидатом в процветающие чинов-
ники. Жизненные принципы Молчалина аб-
солютно адекватны социальной психологии
фамусовского общества, где его считают пер-
спективным воспитанным молодым челове-
ком, и, если бы не досадная оплошность, его
непременно ждала бы прекрасная карьера.
Молчалин стал символом рабского молчания,
культивируемого в России в 20-е годы девят-
надцатого века, а его жизненная филосо-
фия – воплощением приспособленчества:
Во-первых, угождать всем людям без изъятъя –
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанъя зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Несмотря на моральное превосходство
Чацкого, почувствовавшее опасность своему
благополучию фамусовское общество обре-
кает героя на одиночество. “Мучителей тол-
па, в любви предателей, в вражде неутоми-
мых” изгоняет его, но Чацкий считает, что
опыт пропаганды передовых взглядов в не-
восприимчивом ко всему новому обществе не
пропал даром. Несмотря на незыблемость ба-
стионов крепостнического лагеря, Чацкий не
одинок: демократические идеи бродят в об-
ществе, внушая страх сторонникам “века ми-
нувшего”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

ЧАЦКИЙ И ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)