Молодое поколение в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
Свою комедию “Горе от ума” А. С. Грибоедов закончил в 1824 году. Написанная в эпоху подготовки “рыцарского подвига” декабристов, пьеса рассказывает о настроениях и конфликтах того напряженного времени. Особенно трагично они звучат, как мне кажется, в столкновении героев “молодого поколения” – Чацкого, Молчалина, Софьи.
Главный герой комедии – молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий – “новый” человек с прогрессивными либеральными взглядами. Этот герой наполнен возвышенными идеями. Он протестует против старых
Нет, нынче свет уж не таков.
Вольнее всякий дышит
И не торопится вписаться в полк шутов.
Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина – Софье. Он влюблен в девушку и надеется, что Софья любит его. Но в доме старого друга его отца героя поджидают одни разочарования и удары.
Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что все московское окружение – это чужие для героя люди. Он никак не может согласиться
Так, Чацкий считает, что каждому человеку необходимо образование. Кроме того, он патриот России. Герой мечтает, чтобы люди гордились своей отчизной, хорошо знали и говорили на русском языке.
Кроме того, Чацкий – ярый сторонник отмены крепостного права.
Одним словом, Александр Андреевич Чацкий хочет изменить устройство России к лучшему, сделать так, чтобы людям жилось честнее и справедливее. Однако в доме Фамусова он сталкивается с ярым сопротивлением – у него появляются настоящие идейные враги. Одним из них является Алексей Степанович Молчалин.
Этот герой – человек одного с Чацким поколения. Но, в отличие от Александра Андреевича, Молчалин – убежденный консерватор, поэтому взаимопонимание между ними невозможно. Больше того, между этими персонажами неизбежен конфликт – их жизненные идеалы, нравственные принципы и поведение в обществе абсолютно противоположны.
Так, например, Чацкий не может понять, “зачем же мнения чужие только святы”. Молчалин же, как и Фамусов, считает зависимость “от других” основным законом жизни: “В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь”.
Бесспорно, Молчалин, в отличие от Чацкого, посредственность. Но у него есть “свой талант” – “умеренность и аккуратность”. Благодаря им, герой уже добился “многого”: “С тех пор, как числюсь по Архивам, Три награжденья получил”.
Мировоззрение и поведение Молчалина строго регламентируется его положением в служебной иерархии. Молчалин и помыслить себе не может какой-то маломальской свободы – в мыслях или поступках. Для него главное – авторитеты:
Татьяна Юрьевна!!!
Известная, – притом
Чиновные и должностные –
Все ей друзья и все родные…
Зато, в отличие от Чацкого, Молчалин органично вписывается в фамусовское общество. Можно сказать, что это “маленький Фамусов”, ведь у него много общего с главным московским “тузом”, несмотря на их большую разницу в возрасте и в общественном положении. Например, отношение Молчалина к службе – чисто “фамусовское”: он хотел бы “и награжденья брать, и весело пожить”.
Молчалин – антипод Чацкого не только по убеждениям, но и по характеру отношения к Софье. Чацкий искренне влюблен в эту девушку, выше этого чувства для него ничего не существует. Молчалин же лишь умело притворяется, что любит Софью, хотя, по собственному признанию, не находит в ней “ничего завидного”.
Что же представляет собой Софья Фамусова – “предмет” единоборства Чацкого и Молчалина? На мой взгляд, это очень противоречивый персонаж. С одной стороны, дочь Фамусова умна и неординарна. По своим внутренним качествам на должна стать сторонницей Чацкого.
Однако, к сожалению, этого не происходит. Больше того, именно Софья становится причиной гонения Александра Андреевича – она, оскорбившись за Молчалина, объявляет Чацкого сумасшедшим.
Мы понимаем, что большой потенциал этой героини загублен “фамусовским” воспитанием – ложью, двуликостью, косностью, консерватизмом. Возможно, когда-нибудь Софья и раскроет все свои возможности, однако этот вопрос автор оставляет открытым. Как, впрочем, и вопрос о дальнейшей судьбе Чацкого и Молчалина.
Таким образом, молодое поколение в комедии Грибоедова “Горе от ума” представлено совершенно разными персонажами, представляющими кардинально противоположные взгляды на жизнь. Автор подчеркивает, что представления Чацкого революционны и оттого отторгаемы большинством. Взгляды же старой Москвы чрезвычайно сильны, потому что поддерживаются огромным количеством молодых людей. Поэтому борьба старого и нового предстоит нешуточная.
Кто из нее выйдет победителем? У автора, как и у нас, есть свои предположения. Однако рассудить героев комедии может только время.