Если Александр Андреевич Чацкий в ко-
медии ГрибоедовА является самой реальной,
понятной нам фигурой, которой мы сочувству-
ем, то образ Софьи Павловны — наиболее
сложный и противоречивый из всех, и к нему
куда как труднее выразить свое отношение.
Пока ты не знаком ни с какими рецензия-
ми, откликами на комедию и статьями многих
русских писателей о пьесе, то читаешь ее без
предубеждения и имеешь возможность соста-
вить свое мнение о каждом из ее героев.
С первых строк комедии мы знакомимся с
Софьей, и именно в первом действии через
реплики действующих лиц мы начинаем уга-
дывать ее характер. Какой она нам кажется?
Это умная романтичная девушка, воспи-
танная на французских сентиментальных ро-
манах, которые в изобилии тогда распростра-
нялись по России и особенно популярны бы-
24
ли в среде столичной молодежи. Софья та-
кая, как все девушки того времени: начитав-
шись этих книг, она невольно отдается ро-
мантическим мечтам о счастливой любви.
Какой она ее представляет? Примерно такой:
красивая богатая девушка влюбляется в бед-
ного прекрасного юношу, и он тоже боготво-
рит ее.
Размечтавшись таким образом, она нахо-
дит свой идеал в хитром и расчетливом Мол-
чалине: он представляется ей скромным, ум-
ным, нежно и робко любящим. Но мы-то зна-
ем, что он не такой, а Софья — она ослеплена
чувством и готова на многое ради него. Этой
искренней любовью мне и нравится Софья.
А ее заблуждения — это не ее вина, а обще-
ства, в котором она воспитывалась.
Какой бы она ни была романтичной, влюб-
чивой и благородной в своих чувствах, она
все-таки принадлежит своей среде. А Чац-
кий — совершенно иной. Именно его ум и
отличие от других, «нормальных», и оттал-
кивает Софью от Чацкого: он ей непонятен
и далек, Она ради приличия поддерживает
с ним отношения, но не питает к нему ника-
кого живого чувства. Чацкий ошибается: Со-
фья никогда его не любила. В этом она впол-
не честна.
Но полностью отказавшись от Чацкого (она
все время мечется между ним и своим обще-
ством), она окунается в свою среду и невольно
становится врагом Чацкого. Она вынуждена
поддерживать слухи о сумасшествии Чацкого,
и в этом она не уступает остальным: самому
Фамусову и его гостям.
Но личная драма Софьи в том, что ее об-
манывает Молчалин. Перейдя на сторону
Молчалина и людей фамусовского круга, она
вдруг обнаруживает, что это подлые и низ-
кие люди. И мне кажется, что в конце концов
она понимает, что глубоко ошиблась. Не будь
у нее ума, она так и не смогла бы это осо-
знать.
«Она также получила свой миллион тер-
заний», — говорит Гончаров. И он прав: об-
раз Софьи глубоко трагичен. Ее душа испор-
чена, искажена этим обществом, и оно же ее
предает. Несмотря ни на что, Софья — самая
привлекательная фигура из всего «фамусов-
ского» ряда, она скорее жертва, чем гонитель
всего светлого. И этим она мне нравится.
- Мое отношение к Софье Павловне Фамусовой (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») (План) «К Софье Павловне трудно отнестись не симпатично» (И. А. Гончаров). (Софья вызывает сочувствие: она умна, но не разбирается в людях. У нее не сформированы идеи и убеждения. Преувеличенное самолюбие, желание покровительствовать более слабому, доверчивость, «книжное» представление о жизни — вот качества, которые объясняют ее любовь к Молчалину и неприятие Чацкого.) Противоречивость в моей оценке личности ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «Горе от ума или горе от любви»(По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») Комедия А. С. ГрибоедовА является одним из самых загадочных произведений, хотя была написана в 20-х годах 19 века. Сюжетную канву произведения составляют две тесто переплетенные линии — крушение надежд главного героя Чацкого, как в личной жизни, так и в общественной. Сначала эти линии развиваются как будто отдельно, но потом становится ясно, что они тесно взаимосвязаны. ... Читать далее...
- О театральных интерпретациях комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Одним из самых сложных для сценического воплощения образов комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» является Софья. Неоднозначность этого образа в самой пьесе обусловила многогранность его трактовок на сцене. Вот как описывает его наиболее яркие театральные интерпретации В. Г. Маранцман: «А. А. Яблочкина в спектакле Малого театра играла Софью самовлюбленной, кокетливой и холодной. Изящество, умение ... Читать далее...
- Образ Чацкого и мое к нему отношение в комедии Грибоедова «Горе от ума» А. С. Пушкин, высказывая свое мнение о пьесе Грибоедова, усомнился в художественной цельности образа Чацкого. Самым умным действующим лицом комедии поэт называл самого драматурга, а Чацкий, в интерпретации Пушкина, — «благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (а именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями». Поэт признавал, ... Читать далее...
- План сочинения: Образ Софьи и ее роль в комедии Грибоедова «Горе от ума» Образ Софьи и его роль в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» I. Вступление Образ Софьи — один из наиболее сложных в комедии Грибоедова, он не поддается однозначной оценке, на что указывал еще Пушкин («Софья очерчена неясно…»). II. Главная часть 1. Характер Софьи. Софья — девушка достаточно взрослая, неглупая и самостоятельная. Важно, что в комедии ... Читать далее...
- Сочинение на тему: Письмо Софье в комедии Горе от ума Грибоедов Письмо Софье Уважаемая Софья Павловна, пишу это письмо в ответ на Ваши предыдущие письма с рассказом о сложившейся ситуации в Вашем доме. Я долго думала, как Вам помочь и что посоветовать. Увы, мне кажется, что человек, в которого Вы сейчас влюблены, недостоин Вас и преследует только свои цели, хотя я могу и ошибаться. Я знаю, ... Читать далее...
- Как воспринимает Чацкого Софья? (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — это печальная история о человеке, горе которого проистекает оттого, что он не похож на остальных. Ум, честь, благородство, нежелание выслуживаться — вот качества, из-за которых перед Чацким закрываются двери в общество фамусовых, молчалиных, скалозубов и загорецких. Именно на этом основано в комедии внутреннее развитие конфликта героя и ... Читать далее...
- Роль любовной драмы Чацкого в основном конфликте комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума» — это единственное широко известное произведение А. С. Грибоедова. Эта комедия была написана в первой четверти девятнадцатого века. В своей комедии Грибоедов сумел отразить картину общества, сильно нуждавшегося в обновлении, в ломке старого образа жизни, мышления. Короче говоря, обществу были необходимы такие революционные личности, как Чацкий. Он явился в мир фамусовского общества, ... Читать далее...
- Почему Софья предпочла Молчалина Чацкому? (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой. А. Грибоедов Комедия «Горе от ума» занимает исключительное место в русской литературе. Напряженный сюжет, стихотворная форма и сами стихи, которые мигом разлетелись на крылатые фразы, — все это делает комедию Грибоедова интереснейшим произведением. Созданная почти 180 лет назад, она по-прежнему продолжает поражать нас своими «вечными» характерами — ... Читать далее...
- Роль образа Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Одним из величайших произведений первой половины XIX века является комедия Грибоедова «Горе от ума». В ней писатель поставил ряд важнейших проблем своего времени — столкновение двух эпох, двух миров — старого «закостеневшего» и нового «прогрессивного». Главный герой комедии Чацкий рассматривается как во взаимоотношениях с представителями фамусовского общества, так и во взаимоотношениях в Софьей. Вот почему ... Читать далее...
- Загадка Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Одним из действующих лиц комедии, вызывающих и по сей день споры литераторов и критиков, безусловно, является Софья Павловна Фамусова. Девятнадцатый век, духом которого пронизаны все действия и явления комедии, разделил критиков на два лагеря. Наиболее непримиримые самым решительным образом осуждали героиню. В частности, весьма резко в отношении Софьи высказался А. С. Пушкин: «Софья очерчена не ... Читать далее...
- Смысл названия комедии А. С. Грибоедова Горе от ума Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» I. Тема трагического безумия благородной личности в литературе. II. Неизбежность столкновения ума как нового, передового миропонимания с поколением «отцов». 1. «Отцы» — непримиримые противники свободомыслия, защитники незыблемой старины. 2. Споры Чацкого с Фамусовым и его окружением — защита прав независимой личности, передового мировоззрения и высокой нравственности. ... Читать далее...
- Сочинение: Почему выбор Софьи пал на Молчалина, и как это ее характеризует? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») Любовный конфликт комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» строится на взаимоотношениях четырех персонажей: Софьи, Чацкого, Молчалина и Лизы. В целом его можно охарактеризовать словами из стихотворения современного поэта Александра Семеновича Кушнера: Друг милый, я люблю тебя, А ты его, а он другую… Чацкий любит Софью; Софья увлечена Молчалиным; Молчалин же добивается любви Лизы. Та ... Читать далее...
- «Мильон терзаний» Александра Чацкого (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») (План) Комедия А. Грибоедова — источник размышлений… (И. А. Гончаров — о том, что комедия не разгадана до конца: «…комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и…острая сатира… Без Чацкого не было бы комедии, а была бы картина нравов».) Кто же он, Чацкий? Личность А. Чацкого. Любовная линия комедии. (Чацкий полон ... Читать далее...
- Характер конфликта и особенности сценического действия в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий — представитель передовой части дворянства. Его столкновения со средой, со своим же классом — конфликт с фамусовским обществом, борьба за свое понимание жизни. Идеал жизни Фамусова: …не то на серебре, на золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал — то вечно цугом; Век при дворе, да при каком дворе! Представления о ... Читать далее...
- Образ Софьи в комедии Грибоедова «Горе от ума» Единственный персонаж, задуманный и исполненный в комедии «Горе от ума» как близкий Чацкому, — это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: «Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку…» В изображении характера Софьи Грибоедов отказался от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго «не везло» в критике. ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «София начертана неясно» по комедии А. Грибоедова «Горе от ума» (А. С. Пушкин) «София начертана неясно» А. С. Пушкин Софья Павловна Фамусова — единственный персонаж из комедии «Горе от ума», который задуман и изображен приближенным к Чацкому. Автор о ней говорит так: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку… «. Изображая характер Софьи, писатель не стал применять фарс и сатиру. Грибоедов продемонстрировал женский характер, в котором есть ... Читать далее...
- Софья и Лиза в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»: два характера и две судьбы Расчетливый прагматизм Софьи, которому противопоставлена искренность и душевная открытость Лизы. Два характера и две разные судьбы, в которых как бы две эпохи: старая патриархальная и новая, где не надо торговать чувствами. Софья, глядя на свою подругу, Наталью Дмитриевну, подготавливает, «дрессирует» будущего мужа — Молчалина. Это рынок, где молодая женщина — товар, и она хочет совершить ... Читать далее...
- Смысл названия комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума» — первая реалистическая комедия в русской литературе. Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, счастливой развязки, но и в том, что в ней присутствует одновременно несколько конфликтов: любовный и общественный. Название первой редакции комедии было другое — «Горе уму». Тогда ... Читать далее...
- Образ Софьи в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» В своей комедии А. С. Грибоедов поднял очень серьезную проблему своего времени — тему вражды защитников старого, косного быта и сторонников нового мировоззрения, стремящихся к новой, свободной жизни. Если персонажи-консерваторы в комедии представлены очень широко, то новое поколение можно рассматривать только на примере Чацкого. Для раскрытия образа Чацкого, понимания сущности его конфликта с обществом, а ... Читать далее...
- Достойна ли Софья любви Чацкого? (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») Софья Фамусова — основной женский персонаж в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Она занимает особое место в произведении — любовный конфликт с Софией вовлек Чацкого в конфликт со всем обществом, послужил, по словам Гончарова, «мотивом, поводом к мильону терзаний» героя. В этом общественном конфликте Софья не принимает сторону Чацкого, но не принадлежит и ... Читать далее...
- Героиня комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» По мере того как легкая комедийная игра первых эпизодов пьесы начинает приобретать черты драматические, меняется облик героини. А. С. Пушкин по прочтении «Горя от ума» сетовал на то, что «Софья начертана неясно». Незакрепленность «знака» характера создает игру психологических парадоксов, которыми образ особенно интересен. Софья Павловна, дочь Фамусова, является главным противником Чацкого в той «несложной драме ... Читать далее...
- Мотив прозрения в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — первое реалистическое произведение русской литературы. В нем Грибоедов следует логике окружающей действительности, он показывает жизнь дворянского общества первой половины 20-х гг. XIX в. и изображает разные стороны этой жизни: противоречия между прогрессивным и консервативным дворянством. Чацкий предстает в комедии как идеолог «нового времени». В начале пьесы он, ... Читать далее...
- Мильон терзаний Софьи Фамусовой в комедии Грибоедова «Горе от ума» Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. И. А. Гончаров А. С. Грибоедов вошел в историю русской и мировой литературы как создатель гениальной комедии «Горе от ума». Она интересна не только с точки зрения проблем русского общества первой половины XIX века, ... Читать далее...
- Краткое содержание комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» План Утро в доме Фамусова. Приезд Чацкого. Холодность Софьи к нему. Разговор Фамусова и Чацкого. Монолог Фамусова о дяде Максиме Петровиче. Визит Скалозуба. Монолог Чацкого о крепостном праве. Падение Молчалина с лошади. Бал в доме Фамусова. Отношение гостей к сплетне о сумасшествии Чацкого. Несостоявшееся свидание Софьи и Молчалина, которому помешал Чацкий. Отъезд Чацкого из Москвы. ... Читать далее...
- Роль Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Грибоедов — человек одной книги, — заметил В. Ф. Ходасевич. — Если бы не «Горе от ума», Грибоедов не имел бы в литературе русской совсем никакого места». Главная особенность комедии заключается во взаимодействии двух конфликтов — любовного, главными действующими лицами которого являются Софья и Чацкий, и общественно-идеологического, в котором Чацкий сталкивается с консерваторами. Софья — ... Читать далее...
- Объяснение Чацкого с Софьей (анализ 1-го явления III действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — одно из лучших произведений русской литературы. Герой комедии — молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий — всего за сутки испытывает крушение всех своих планов и надежд. Можно сказать, что его жизнь меняется в одночасье. Герой возвращался домой, к любимой девушке, к счастливой жизни, а нашел там лишь холодность, ... Читать далее...
- Почему горе настигает юного чел-ка. Смысл названия комедии «Грибоедова». Горе Чацкого и Софьи «Гоу» Г-дова — социально-поли-тическая реалистическая комедия, одно из самых злободневных произведений русской литературы. Комедия «Гоу» была написана в 20 годы XIX века, когда после Отечественной войны 1812 года в русском обществе происходили перемены. Интригующе звучит название пьесы. На первый взгляд кажется, что в нем заключен некий парадокс. Но Г-дов прав — умному человеку всегда сложнее ... Читать далее...
- Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Русская литература 1-й половины XIX века Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Комедия великого русского драматурга А. С. Грибоедова «Горе от ума» была написана еще в 1824 году. Но до сих пор проблемы, которые затрагивает автор в своем произведении, остаются актуальными, споры вокруг событий и персонажей комедии не утихают. В то ... Читать далее...
- Своеобразие конфликта в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» явилась новаторским произведением в русской литературе первой четверти XIX века. В классической комедии герои делились на положительных и отрицательных, количество тех и других было примерно одинаковым. Положительные герои превозносились и в результате побеждали, отрицательные высмеивались и в конце, соответственно, оказывались поверженными. У Грибоедова мы находим совсем другое построение ... Читать далее...
- Сюжетно-композиционные особенности комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова Сюжетно-композиционные особенности. Своеобразие идейнотематического содержания комедии определяет особенности ее построения. Очень точно об этом сказал в своем критическом этюде «Мильон терзаний» Гончаров: «Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является ... Читать далее...
- Сочинение по комедии «горе от ума» Сочинение по комедии «Горе от ума». Тема: Чацкий и Софья Чацкий искренне и глубоко любит Софью. Он только что возвратился из длительного путешествия («Верст больше семисот пронесся!… ветер… буря… «) и сразу, чуть свет, уже появился в доме Фамусова, чтобы встретиться с девушкой, которую он любит. Чацкий признается Софье в своей любви, хотя и замечает ... Читать далее...
- Характер основного конфликта в комедии Грибоедова «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование, знал несколько восточных языков, был тонкий политик и дипломат. Грибоедов погиб в 34 года мучительной смертью, растерзанный фанатиками, оставив потомкам два замечательных вальса и комедию «Горе от ума». «Горе от ума» — социально — политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую ... Читать далее...
- Чацкий — побежденный или победитель? (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») …Им никуда не уйти от двух главных Мотивов борьбы: от совета учиться «на Старших глядя» и от жажды стремиться… К «свободной жизни». И. А. Гончаров Современной молодежи не может быть безразличен Чацкий, потому что его беспокойство будоражит, тревожит общественную совесть. Сейчас, в переломный для нашей страны момент, такие люди, как Чацкий, особенно нужны. «Каждое дело, ... Читать далее...
- Образы Чацкого и Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» В своей неувядающей комедии «Горе от ума» Грибоедов сумел создать целую галерею правдивых и типичных характеров, узнаваемых и сегодня. Образы Чацкого и Софьи для меня наиболее интересны, ведь их отношения далеко не так просты, как может показаться на первый взгляд. И Софья, и Чацкий несут в себе те качества, которыми не обладают большинство представителей фамусовского ... Читать далее...
- Сочинение: Почему подозревающий наличие соперника Чацкий отказывается верить очевидному? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») Основной конфликт комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» носит общественный характер: это противоречие между положительным главным героем Чацким, представляющим передовые силы русского общества, и консервативной, порочной средой, которая его окружает. Одновременно движет действие комедии еще и психологический конфликт, связанный с неразделенной любовью героя. Сюжетным воплощением этого ... Читать далее...
- Своеобразие конфликта в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» Комедия А. С. Грибоедова создавалась в ту эпоху, когда на сцене господствовал классицизм, а в литературе в целом развивались романтизм и реализм, поэтому это произведение вобрало в себя черты всех трех направлений. Сам писатель никогда не стремился к следованию какому-то одному из литературных течений, о своем творчестве он писал так: «Я как живу, так и ... Читать далее...
- Идейно-художественное и жанровое своеобразие комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» …Высокая комедия не основана Единственно на смехе, но на развитии Характеров, и что нередко она близко Подходит к трагедии. А. С. Пушкин «Горе от ума» — уникальное произведение русского реализма. Это одно из самых ярких явлений русской литературы XIX века. С интересом смотрится и читается комедия и сегодня. Что же дало ей такую долгую жизнь? ... Читать далее...
- Молодое поколение в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Свою комедию «Горе от ума» А. С. Грибоедов закончил в 1824 году. Написанная в эпоху подготовки «рыцарского подвига» декабристов, пьеса рассказывает о настроениях и конфликтах того напряженного времени. Особенно трагично они звучат, как мне кажется, в столкновении героев «молодого поколения» — Чацкого, Молчалина, Софьи. Главный герой комедии — молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий — «новый» ... Читать далее...
- Фамусов герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Фамилию Павла Афанасьевича Фамусова производят от лат. fama — молва, слух, общественное мнение. В фамусовском доме происходит действие комедии, и сам этот дом приобретает в сюжете важное значение. События начинаются рано, когда «день чуть брежжится», и заканчиваются, когда «последняя лампа гаснет». С того самого момента, как бой некстати заведенных часов нарушает сонное спокойствие утра, Фамусов ... Читать далее...
МОЕ ОТНОШЕНИЕ К СОФЬЕ (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)