Анализ стихотворения “Надпись I к статуе Петра Великого”
“Надпись I к статуе Петра Великого” (1748). Ломоносов прославляет личность Петра в классицистическом публицистическом жанре “надписи”. В произведении подробно определены личные качества и заслуги Петра перед отечеством:
Се образ изваян премудрого героя,
Что, ради подданных лишив себя покоя,
Последний принял чин и царствуя служил.
Свои законы сам примером утвердил,
Рожденны к скипетру простер в работу руки,
Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки
Для Ломоносова идеальным монархом является не философ на троне, а труженик-работник. Поэт идеализировал личность Петра Первого: он ни разу не сказал, какими тяготами были петровские реформы для простого народа.
Глоссарий:
– главная мысль произведения к статуе петра великого
– анализ стихотворения к статуе петра великого
– к статуе петра великого анализ
– анализ стихотворения ломоносова к статуе петра великого
– К статуе Петра Великого
- Анализ лирического произведения М. В. Ломоносова “К статуе Петра Великого” В Надписи 1 “К статуе Петра Великого” (1748) Ломоносов прославляет личность Петра в классицистическом публицистическом жанре надписи. В произведении подробно определены личные качества и заслуги Петра перед отечеством: Се образ изваян премудрого героя, Что, ради подданных лишив себя покоя, Последний принял чин и царствуя служил, Свои законы сам примером утвердил, Рожденны к скипетру простер в […]...
- Анализ стихотворения К статуе Петра великого (Ломоносов М. В.) В Надписи “К СТАТУЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО” Ломоносов проявляет себя как приверженец монархии, истинный патриот, что не удивительно, так как, даже спустя годы его обучения за границей, он возвращается на Родину. Скорее всего, Михаил Васильевич разделял взгляды западников, а не славянофилов, на что, возможно, повлияло поездка в Европу. Именно поэтому в своем произведении он дает положительный […]...
- К СТАТУЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО М. В. ЛОМОНОСОВ К СТАТУЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО Надпись первая Се образ изваян премудрого героя, Что, ради подданных лишив себя покоя, Последний принял чин и царствуя служил, Свои законы сам примером утвердил, Рожденны к скипетру, простер в работу руки, Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки. Когда он строил град, сносил труды в войнах, В землях […]...
- Анализ стихотворения Гиппиус “Надпись на книге” В 1904-ом в издательстве “Скорпион” вышел дебютный сборник Гиппиус, “декадентской мадонны” и “белой дьяволицы”, самой яркой женщины русского символизма. В него вошло программное стихотворение “Надпись на книге”, датированное 1896 годом. Название появилось не случайно. Произведение было написано Зинаидой Николаевной на книге, презентованной Поликсене Сергеевне Соловьевой, поэтессе, младшей дочери известного историка Сергея Михайловича Соловьева. С ней […]...
- Сочинение по роману Пушкина “Арап Петра Великого” Обращение Пушкина во второй половине 20-х годов к прозе соответствовало основным тенденциям развития русской литературы. “Повести и романы читаются всеми и везде”,- отмечал Пушкин, подчеркивая большую по сравнению с поэзией распространенность прозаических жанров среди самых различных категорий читателей. Еще в 1822 г. он наметил путь, по которому ему самому суждено было пойти в создании русской […]...
- Фабула пушкинского романа “Арап Петра Великого” Аналогия между петровским временем как тем, чему должно следовать, и современной Пушкину русской действительностью в “Стансах” проводится в лирическом ключе, в порядке глубоко эмоционального личного переживания поэта. Однако вскоре у Пушкина возникает творческая потребность воссоздать эпоху преобразований и образ царя-преобразователя в произведении большого эпического размаха, которое могло бы явиться новым, более убедительным “уроком” для николаевской […]...
- Образ Петра Великого в поэме А. С. Пушкина “Медный всадник” В поэме “Медный всадник” Пушкин в образной форме противопоставляет государство олицетворенное Петром Первым и обычного человека с его желаниями и потребностями. Во вступлении к поэме мы можем видеть Петра-реформатора, “полного великих дум”, который сумел покорить стихию и построить Петербург, который затмил даже Москву. Петербург и поныне воспринимается как памятник Петру Великому. Но все-таки Петр поступил […]...
- Анализ стихотворения “На севере диком стоит одиноко…” Лермонтова “На севере диком стоит одиноко…” (1841). “На севере диком…” является вольным переводом стихотворения Г. Гейне немецкого поэта – “Сосна стоит одиноко”. Главная тема произведения Гейне – разлука двух влюбленных. Основная тема стихотворения Лермонтова – трагическая разобщенность людей, трагическое одиночество и невозможность его преодолеть. Трагизм ощущения сосны и пальмы передан с помощью художественно-изобразительных средств: “Одета, как […]...
- Духовный облик Ибрагима и Корсакова в романе “Арап Петра Великого” Историческое мировоззрение Пушкина сложилось в попытках поэта разрешить противоречия между идеями разума и практическими результатами истории; между великими идеями, рожденными французской революцией, и той реакцией и деспотизмом, которые установились позднее по всей Европе; между величием и славой русского народа и страшной действительностью его жизни. Пушкин понял, что вопрос об идеальном государстве решается не умозрительно, как […]...
- Образ революционера в отечественной литературе (Исследование революционных преобразований Петра Великого: революция сверху) Русская литература знает немало образов революционеров – от декабристов до большевиков. Но над всеми этими образами возвышается фигура первого российского императора Петра Великого, прозванного Преобразователем. Еще у современников было смешанное отношение к Петру. Одни называли его “земным богом”, другие видели в нем “антихриста”, “людомора”, “басурмана”. Почему и за что одни прославляли русского царя, а другие […]...
- Анализ стихотворения Пушкина “Пир Петра Первого” Александр Пушкин с самого детства увлекался не только фольклором и литературой, но и историей. Причем, чем больше он узнавал о своей стране, тем больше гордился тем, что родился и живет в России. Причем, поэт умел подмечать и правильно трактовать не только очевидные факты, но и то, что частенько оставалось “за кадром”. Одному из таких моментов […]...
- Анализ стихотворения “Как океан объемлет шар земной…” Тютчева “Как океан объемлет шар земной…” (1830). Тютчев возвел метафору в метод, наполнив художественный прием философским содержанием. В стихотворении дан образ земли, как дневной жизни, которую можно описать и изучить, так как она реальна. А океан, как и сон, – нечто неуловимое, зыбкое, таинственное. Величественный пейзаж, нарисованный в первой строфе, – воплощение внутреннего мира человека во […]...
- Анализ стихотворения “Юбилейное” Маяковский “Юбилейное” (1924). В основе композиции стихотворения – беседа лирического героя с А. С. Пушкиным, которая переведена в личный, интимный план: Александр Сергеевич, разрешите представиться. Маяковский. В стихотворении объяснена роль поэзии в обществе, а все поэты условно разделены на тех, кто “в жизни был мастак “балалаечников”. Ключевой фразой стихотворения являются слова: “Я люблю вас, но живого, […]...
- Анализ стихотворения “Монолог” Лермонтова “Монолог” (1829). Уже в раннем творчестве Лермонтов обращается к теме поколения, пытаясь пробудить его гражданский дух, заронить мысль о необходимости деятельности. В данном стихотворении поэт называет те причины, которые приводят его поколение к духовному равнодушию, к социальной пассивности: Поверь, ничтожеству есть благо в здешнем свете. К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь […]...
- Анализ стихотворения “Фабрика” Блока “Фабрика” (1903). В стихотворении “Фабрика”, вошедшем в цикл “Распутья”, желтый и черный цвета (“окна желты”, “черный кто-то”, “в желтых окнах засмеются”) символизируют бездуховную сущность людей, наделенных властью и деньгами Поэт, “все слышавший со своей вершины”, не является участником происходящего: Я слышу все с моей вершины Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ. […]...
- Анализ стихотворения Пушкина “Стансы” Примерно в середине двадцатых годов девятнадцатого столетия у Пушкина возник повышенный интерес к личности Петра Великого. Образ царя-реформатора появился сразу в нескольких произведениях. Одно из них – стихотворение “Стансы”, отдельные строки которого до сих пор часто цитируются. Произведение написано через несколько месяцев после коронации Николая I, вернувшего Александра Сергеевича из ссылки и освободившего его от […]...
- Анализ стихотворения “Ночь, улица, фонарь, аптека…” Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека…” (1912). Данное стихотворение А. Блока посвящено “страшному миру”. Лирический герой – человек, утративший душу, забывший о любви, сострадании, милосердии. Кольцевая композиция произведения раскрывает его проблематику: бессмысленность и тусклость существования, невозможность найти выход из создавшегося положения: Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – Все будет […]...
- Анализ стихотворения “Арион” Пушкина “Арион” (1927). Стихотворение по форме является иносказанием, в основе которого древнегреческая легенда. Обращаясь к мифологическому сюжету, поэт размышляет о себе и своем поколении. В поэтическом произведении переплетаются три образа: образ “мы” – единство, братство друзей; образ “я” – лирическое самовыражение поэта и “челн” как олицетворение тех сил, которые противопоставлены друг другу. Наибольшие затруднения у поэта […]...
- Анализ стихотворения “В пути” Гумилев “В пути” (1910). В стихотворении “В пути”, вошедшем в гумилевский сборник “Жемчуга”, поэт говорит о единственно возможном решении темы жизненного пути: обращенность человека в будущее, к новым горизонтам, новым свершениям: Лучше слепое Ничто, Чем золотое Вчера! Лирический герой на распутье, но судьба зовет его “обрести наконец неотцветающий сад”, бросить вызов дракону, распростертому на “оголенном утесе”. […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Поэзия” Стихотворение Ф. Тютчева “Поэзия” посвящено теме божественного происхождения поэтического таланта. Оно построено на контрасте динамических и статических образов. Первые строки произведения рисуют грозную картину клокочущих страстей, которые тревожат душу человека. Художественный эффект создаваемого образа усиливает лексический повтор (“Среди громов, среди огней, Среди клокочущих страстей”). Для художественного пространства произведения характерна акцентация вертикальных координат: неба и земли. […]...
- Анализ стихотворения “Уединение” Ахматова “Уединение” (1914). Тема предназначения поэтического творчества является основной в этом стихотворении Ахматовой. Лирическая героиня избирает своим уделом одиночество. Единственной исцеляющей силой является искусство, которое способно вывести человека из круга обступивших его мелочных интересов и страстей, подавленности и уныния на горизонты прекрасной и мудрой жизни: Так много камней брошено в меня, Что ни один из них […]...
- Анализ стихотворения “Вечер” Жуковского “Вечер” (1803). Элегия принадлежит к произведениям романтизма. Г. А. Гуковский пишет о том, что элегия напоминает “музыкальный словесный поток, качающийся на волнах звуков и эмоций”. Стихотворение имеет психологический подтекст: Уж вечер… облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает; Последняя в реке блестящая струя С потухшим небом угасает. В этих строках, с одной стороны, […]...
- Анализ стихотворения “Я – Гот!” Вознесенский “Я – Гот!” (1959). Это стихотворение характерно для раннего Вознесенского, когда поэзия становится звучащей, эстрадной: сами авторы читают свои произведения, поют их, делая текст неотделимым от авторского тембра голоса, от интонаций: Я – Гойя! Глазницы воронок мне выклевал ворог, слетая на поле нагое. Я – Горе. Я – голос войны, городов головни на снегу сорок […]...
- Анализ стихотворения “Узник” Пушкина “Узник” (1822). Стихотворение “Узник” написано А. С. Пушкиным в период южной ссылки, когда поэт находится под влиянием романтических настроений. В этом произведении по-прежнему звучит тема вольности, но воспринимается она теперь в романтическом ключе. Лирический герой – узник – сопоставлен со свободолюбивой птицей орлом, мечтает о вольной жизни, о слиянии с безграничными стихиями: морем, ветром. Так […]...
- Анализ стихотворения “Мадонна” Пушкина “Мадонна” (1830). По свидетельству современников Пушкина, стихотворение посвящено Наталии Николаевне Гончаровой. Но понятно, что данное лирическое произведение имеет и обобщающий смысл: Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. Идеал скромной жизни, вдохновленной трудом и красотой, выражен поэтом в следующих строках: …Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: […]...
- Анализ стихотворения “В ресторане” Блока “В ресторане” (1910). Героиня блоковского стихотворения лишена глубины, безграничности. В отношении к ней прослеживается увлекательная игра поэта: Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко Взор надменный и отдал поклон. Обратясь к кавалеру, намеренно резко Ты сказала: “И этот влюблен”. В красоте лирической героини нет ничего таинственного, завораживающего. Любовь окутана атмосферой пошлости, поэтому не может возникнуть […]...
- Анализ стихотворения “На заре” Цветаева “На заре” (1912). Данное стихотворение вошло во второй поэтический сборник “Волшебный фонарь” (1912), в котором развивается заявленный в “Вечернем альбоме” конфликт детского мировосприятия и взрослой трагедии повседневности. М. Цветаева экспериментирует с формой и языком стиха. Стихотворение “На заре” по форме напоминает сновидение. В неведомый мир сна прорывается реальность. Мгновение пробуждения является “мигом бесконечной печали”. Особое […]...
- Анализ стихотворения “Подлиза” Маяковский “Подлиза” (1928). В стихотворении дан образ подхалима-обывателя, который ради карьеры забывает о чувстве собственного достоинства, о человеческом облике: Этот сорт народа – Тих И бесформен, Словно студень… В стихотворении используются гиперболы, которые делают образ гротескным, раскрывая сущность человеческой натуры: “А язык?! На метров тридцать догонять начальство вылез…”. Литературовед 3. Паперный писал: “Поэт судит своих противников […]...
- Анализ стихотворения “Нате!” Маяковский “Нате!” (1913). В этом раннем произведении предреволюционного периода лирический герой одинок, находится в атмосфере обывательской пошлости. Поэт чувствует свою обособленность, называя себя “грубым гунном”. В стихотворении сатирически изображается мир “жирных” обывателей, смотрящих “устрицей из раковин вещей”. Используя сарказм, поэт пишет о пристрастии мещан к вещам, о потребительском отношении к духовным ценностям: Все вы на бабочку […]...
- Анализ стихотворения “Письмо к маме” Окуджава “Письмо к маме”. В данном стихотворении поэт многое осмысливает по-новому: он стремится понять, почему все так произошло и с его семьей, и в целом со страной. Лирический герой обращается к матери, сосланной в Красноярск на лесоповал, и призывает ее к милосердию, так как ее палачи не ведали что творили, поэтому рефреном проходят следующие строки: Прости […]...
- Анализ стихотворения “Разговор с Анакреонтом” Цикл стихотворений “Разговор с Анакреонтом” (1758 1761). В этом цикле Ломоносов подводит своеобразный итог своему творчеству, оставляет завещание русской поэзии. Этот цикл стихотворений – полемический ответ автора на распространявшуюся в то время интимную, лишенную общественных идеалов лирику. Здесь Ломоносов остается верен правилам и идеям классицизма. В цикле за каждым переводом из античного поэта следуют стихи […]...
- Анализ стихотворения “Ты пробуждаешься, о Байя…” Батюшкова “Ты пробуждаешься, о Байя…” (1819). Эту элегию Батюшков пишет, посетив Байю, загородную резиденцию римских императоров, где жили Цезарь, Нерон, Калигула, Тиберий, Адриан В стихотворении звучит горечь. Для поэта в этот период она необходимый источник вдохновения: Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы При появлении Аврориных лучей, Но не отдаст тебе багряная денница Сияния протекших дней, Не […]...
- Анализ стихотворения “За гремучую доблесть грядущих веков…” Мандельштам “За гремучую доблесть грядущих веков…” Стихотворение относится к лирике 30-х годов. В нем мотив кризиса века связан с личной бедой. Век сравнивается поэтом с волкодавом, становится “зверем”: Мне на плечи бросается век-волкодав, но не волк я по крови своей… Все окружающее становится смертельно-опасным. Пространство стихотворения резко сжимается. Лирический герой ощущает трагедию века, трагедию современности. Пространство […]...
- Анализ стихотворения “Король” Окуджава “Король”. Стихотворение посвящено Великой Отечественной войне, воспоминаниям о ней: Но однажды, когда “мессершмитты”, как вороны, разорвали на рассвете тишину, наш Король, как король, он кепчонку, как корону – набекрень, и пошел на войну. Здесь создан романтический образ московского мальчишки, по-рыцарски благородного, верного друга, ставшего воином и погибшего на полях сражений: Вновь играет радиола, снова солнце […]...
- Краткое содержание романа Пушкина “Арап Петра Великого” “В числе молодых людей, отправленных Петром Великим в чужие края для приобретения сведений, …находился его крестник, арап Ибрагим”. Раненый в Испанской войне, он возвратился в Париж. Государь не раз звал своего любимца обратно в Россию, но тот не спешил с отъездом. Он был привязан к Парижу: молодой африканец любил графиню D., которая, будучи уже не […]...
- Анализ стихотворения “Мороз” Самойлов “Мороз”. Стихотворение является прямой стилизацией и Пушкина, и Тютчева: Лихие, жесткие морозы, Весь воздух звонок, словно лед. Читатель ждет уж рифмы “розы”, Но, кажется, напрасно ждет. Напрасно ждать и дожидаться, Притерпеваться, ожидать Того, что звуки повторятся И отзовутся в нас опять. Повторов нет! Неповторимы Ни мы, ни ты, ни я, ни он. Неповторимы эти зимы […]...
- Анализ стихотворения “Прозаседавшиеся” Маяковский “Прозаседавшиеся” (1922). Это стихотворение послереволюционного периода относится к сатирическим произведениям Маяковского, в котором высмеивается бюрократизм – вновь появившийся порок человеческого общества, обостряется конфликт поэта со временем. В стихотворении ведущим сатирическим приемом становится гротеск – происходит смешение реального и фантастического. Поэтом дан образ раздвоившегося человека: Взъяренный, На заседание Врываюсь лавиной Дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: […]...
- Анализ стихотворения “Утро в Москве” Блока “Утро в Москве” (1909). В стихотворении отразилось чувство радости земной жизни. Лирический герой счастлив от сознания того, что любим: Упоительно встать в ранний час, Легкий след на песке увидать. Упоительно вспомнить тебя, Что со мною ты, прелесть моя. Любовь ассоциируется у Блока с беззаботностью юности, с ранним утром, с необъяснимой легкостью. Через обращение к раннему […]...
- Анализ стихотворения “Гамлет” Пастернак “Гамлет” (1945-1955). Это стихотворение открывает цикл стихов Юрия Живаго, главного героя одноименного романа Пастернака. В романе дана история как драматическое действие, в центре которого художник. В стихотворении “Гамлет” лирический герой чувствует себя актером на сцене жизни среди всеобщего “сумрака ночи”. Он нравственно противостоит власти лжи, противится мраку: Я один, все тонет в фарисеистве. Жизнь прожить […]...
- Анализ стихотворения “О сущем” Твардовский “О сущем”. Стихотворение относится к философской лирике Твардовского: поэт размышляет о посмертной духовной связи людей и поколений. Лирического героя не волнуют посмертная слава, власть, мелочные почести, но он по праву стремится найти свое место, свою часть на земле: Мне славы тлен – без интереса И власти мелочная страсть. Но мне от утреннего леса Нужна моя […]...