«Надпись I к статуе Петра Великого» (1748). Ломоносов прославляет личность Петра в классицистическом публицистическом жанре «надписи». В произведении подробно определены личные качества и заслуги Петра перед отечеством:
Се образ изваян премудрого героя,
Что, ради подданных лишив себя покоя,
Последний принял чин и царствуя служил.
Свои законы сам примером утвердил,
Рожденны к скипетру простер в работу руки,
Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки
Для Ломоносова идеальным монархом является не философ на троне, а труженик-работник. Поэт идеализировал личность Петра Первого: он ни разу не сказал, какими тяготами были петровские реформы для простого народа.
Глоссарий:
— главная мысль произведения к статуе петра великого
— анализ стихотворения к статуе петра великого
— к статуе петра великого анализ
— анализ стихотворения ломоносова к статуе петра великого
— К статуе Петра Великого
- Анализ лирического произведения М. В. Ломоносова «К статуе Петра Великого» В Надписи 1 «К статуе Петра Великого» (1748) Ломоносов прославляет личность Петра в классицистическом публицистическом жанре надписи. В произведении подробно определены личные качества и заслуги Петра перед отечеством: Се образ изваян премудрого героя, Что, ради подданных лишив себя покоя, Последний принял чин и царствуя служил, Свои законы сам примером утвердил, Рожденны к скипетру простер в ... Читать далее...
- Анализ стихотворения К статуе Петра великого (Ломоносов М. В.) В Надписи «К СТАТУЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО» Ломоносов проявляет себя как приверженец монархии, истинный патриот, что не удивительно, так как, даже спустя годы его обучения за границей, он возвращается на Родину. Скорее всего, Михаил Васильевич разделял взгляды западников, а не славянофилов, на что, возможно, повлияло поездка в Европу. Именно поэтому в своем произведении он дает положительный ... Читать далее...
- К СТАТУЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО М. В. ЛОМОНОСОВ К СТАТУЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО Надпись первая Се образ изваян премудрого героя, Что, ради подданных лишив себя покоя, Последний принял чин и царствуя служил, Свои законы сам примером утвердил, Рожденны к скипетру, простер в работу руки, Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки. Когда он строил град, сносил труды в войнах, В землях ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гиппиус «Надпись на книге» В 1904-ом в издательстве «Скорпион» вышел дебютный сборник Гиппиус, «декадентской мадонны» и «белой дьяволицы», самой яркой женщины русского символизма. В него вошло программное стихотворение «Надпись на книге», датированное 1896 годом. Название появилось не случайно. Произведение было написано Зинаидой Николаевной на книге, презентованной Поликсене Сергеевне Соловьевой, поэтессе, младшей дочери известного историка Сергея Михайловича Соловьева. С ней ... Читать далее...
- Сочинение по роману Пушкина «Арап Петра Великого» Обращение Пушкина во второй половине 20-х годов к прозе соответствовало основным тенденциям развития русской литературы. «Повести и романы читаются всеми и везде»,- отмечал Пушкин, подчеркивая большую по сравнению с поэзией распространенность прозаических жанров среди самых различных категорий читателей. Еще в 1822 г. он наметил путь, по которому ему самому суждено было пойти в создании русской ... Читать далее...
- Фабула пушкинского романа «Арап Петра Великого» Аналогия между петровским временем как тем, чему должно следовать, и современной Пушкину русской действительностью в «Стансах» проводится в лирическом ключе, в порядке глубоко эмоционального личного переживания поэта. Однако вскоре у Пушкина возникает творческая потребность воссоздать эпоху преобразований и образ царя-преобразователя в произведении большого эпического размаха, которое могло бы явиться новым, более убедительным «уроком» для николаевской ... Читать далее...
- Образ Петра Великого в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» В поэме «Медный всадник» Пушкин в образной форме противопоставляет государство олицетворенное Петром Первым и обычного человека с его желаниями и потребностями. Во вступлении к поэме мы можем видеть Петра-реформатора, «полного великих дум», который сумел покорить стихию и построить Петербург, который затмил даже Москву. Петербург и поныне воспринимается как памятник Петру Великому. Но все-таки Петр поступил ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «На севере диком стоит одиноко…» Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…» (1841). «На севере диком…» является вольным переводом стихотворения Г. Гейне немецкого поэта — «Сосна стоит одиноко». Главная тема произведения Гейне — разлука двух влюбленных. Основная тема стихотворения Лермонтова — трагическая разобщенность людей, трагическое одиночество и невозможность его преодолеть. Трагизм ощущения сосны и пальмы передан с помощью художественно-изобразительных средств: «Одета, как ... Читать далее...
- Духовный облик Ибрагима и Корсакова в романе «Арап Петра Великого» Историческое мировоззрение Пушкина сложилось в попытках поэта разрешить противоречия между идеями разума и практическими результатами истории; между великими идеями, рожденными французской революцией, и той реакцией и деспотизмом, которые установились позднее по всей Европе; между величием и славой русского народа и страшной действительностью его жизни. Пушкин понял, что вопрос об идеальном государстве решается не умозрительно, как ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Муза» Ахматова «Муза» (1924). В данном стихотворении Анна Андреевна размышляет о поэтическом вдохновении. Муза является лирическому герою ночью в образе «милой гостьи с дудочкой в руке». Сон и явь тесно переплетаются: И вот вошла. Откинув покрывало, Внимательно взглянула на меня. Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала Страницы Ада?» Отвечает: «Я». Ахматова является продолжателем традиции великого Данте (известного ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Пушкина «Пир Петра Первого» Александр Пушкин с самого детства увлекался не только фольклором и литературой, но и историей. Причем, чем больше он узнавал о своей стране, тем больше гордился тем, что родился и живет в России. Причем, поэт умел подмечать и правильно трактовать не только очевидные факты, но и то, что частенько оставалось «за кадром». Одному из таких моментов ... Читать далее...
- Образ революционера в отечественной литературе (Исследование революционных преобразований Петра Великого: революция сверху) Русская литература знает немало образов революционеров — от декабристов до большевиков. Но над всеми этими образами возвышается фигура первого российского императора Петра Великого, прозванного Преобразователем. Еще у современников было смешанное отношение к Петру. Одни называли его «земным богом», другие видели в нем «антихриста», «людомора», «басурмана». Почему и за что одни прославляли русского царя, а другие ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Как океан объемлет шар земной…» Тютчева «Как океан объемлет шар земной…» (1830). Тютчев возвел метафору в метод, наполнив художественный прием философским содержанием. В стихотворении дан образ земли, как дневной жизни, которую можно описать и изучить, так как она реальна. А океан, как и сон, — нечто неуловимое, зыбкое, таинственное. Величественный пейзаж, нарисованный в первой строфе, — воплощение внутреннего мира человека во ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Юбилейное» Маяковский «Юбилейное» (1924). В основе композиции стихотворения — беседа лирического героя с А. С. Пушкиным, которая переведена в личный, интимный план: Александр Сергеевич, разрешите представиться. Маяковский. В стихотворении объяснена роль поэзии в обществе, а все поэты условно разделены на тех, кто «в жизни был мастак «балалаечников». Ключевой фразой стихотворения являются слова: «Я люблю вас, но живого, ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Монолог» Лермонтова «Монолог» (1829). Уже в раннем творчестве Лермонтов обращается к теме поколения, пытаясь пробудить его гражданский дух, заронить мысль о необходимости деятельности. В данном стихотворении поэт называет те причины, которые приводят его поколение к духовному равнодушию, к социальной пассивности: Поверь, ничтожеству есть благо в здешнем свете. К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Душа» Цветаева «Душа» (1923). Душа — главная лирическая героиня цветаевского произведения. Своеволие, разгул души выражается Цветаевой через особое построение фразы: Выше! Выше! Лови — летчицу! Не спросившись лозы — отческой Нереидою по — лощется. Нереидою в ла — зурь! В тексте стихотворения поражает обилие тире, насыщенность восклицательными знаками. Полет души, сердца противопоставлен миру кукол, счетов, бытие противопоставлено ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Фабрика» Блока «Фабрика» (1903). В стихотворении «Фабрика», вошедшем в цикл «Распутья», желтый и черный цвета («окна желты», «черный кто-то», «в желтых окнах засмеются») символизируют бездуховную сущность людей, наделенных властью и деньгами Поэт, «все слышавший со своей вершины», не является участником происходящего: Я слышу все с моей вершины Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ. ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Пушкина «Стансы» Примерно в середине двадцатых годов девятнадцатого столетия у Пушкина возник повышенный интерес к личности Петра Великого. Образ царя-реформатора появился сразу в нескольких произведениях. Одно из них — стихотворение «Стансы», отдельные строки которого до сих пор часто цитируются. Произведение написано через несколько месяцев после коронации Николая I, вернувшего Александра Сергеевича из ссылки и освободившего его от ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» (1912). Данное стихотворение А. Блока посвящено «страшному миру». Лирический герой — человек, утративший душу, забывший о любви, сострадании, милосердии. Кольцевая композиция произведения раскрывает его проблематику: бессмысленность и тусклость существования, невозможность найти выход из создавшегося положения: Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Все будет ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева «Поэзия» Стихотворение Ф. Тютчева «Поэзия» посвящено теме божественного происхождения поэтического таланта. Оно построено на контрасте динамических и статических образов. Первые строки произведения рисуют грозную картину клокочущих страстей, которые тревожат душу человека. Художественный эффект создаваемого образа усиливает лексический повтор («Среди громов, среди огней, Среди клокочущих страстей»). Для художественного пространства произведения характерна акцентация вертикальных координат: неба и земли. ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «В пути» Гумилев «В пути» (1910). В стихотворении «В пути», вошедшем в гумилевский сборник «Жемчуга», поэт говорит о единственно возможном решении темы жизненного пути: обращенность человека в будущее, к новым горизонтам, новым свершениям: Лучше слепое Ничто, Чем золотое Вчера! Лирический герой на распутье, но судьба зовет его «обрести наконец неотцветающий сад», бросить вызов дракону, распростертому на «оголенном утесе». ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Арион» Пушкина «Арион» (1927). Стихотворение по форме является иносказанием, в основе которого древнегреческая легенда. Обращаясь к мифологическому сюжету, поэт размышляет о себе и своем поколении. В поэтическом произведении переплетаются три образа: образ «мы» — единство, братство друзей; образ «я» — лирическое самовыражение поэта и «челн» как олицетворение тех сил, которые противопоставлены друг другу. Наибольшие затруднения у поэта ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Уединение» Ахматова «Уединение» (1914). Тема предназначения поэтического творчества является основной в этом стихотворении Ахматовой. Лирическая героиня избирает своим уделом одиночество. Единственной исцеляющей силой является искусство, которое способно вывести человека из круга обступивших его мелочных интересов и страстей, подавленности и уныния на горизонты прекрасной и мудрой жизни: Так много камней брошено в меня, Что ни один из них ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Узник» Пушкина «Узник» (1822). Стихотворение «Узник» написано А. С. Пушкиным в период южной ссылки, когда поэт находится под влиянием романтических настроений. В этом произведении по-прежнему звучит тема вольности, но воспринимается она теперь в романтическом ключе. Лирический герой — узник — сопоставлен со свободолюбивой птицей орлом, мечтает о вольной жизни, о слиянии с безграничными стихиями: морем, ветром. Так ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Вечер» Жуковского «Вечер» (1803). Элегия принадлежит к произведениям романтизма. Г. А. Гуковский пишет о том, что элегия напоминает «музыкальный словесный поток, качающийся на волнах звуков и эмоций». Стихотворение имеет психологический подтекст: Уж вечер… облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает; Последняя в реке блестящая струя С потухшим небом угасает. В этих строках, с одной стороны, ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Дано мне тело…» Мандельштам «Дано мне тело…» Основная тема стихотворения соотношение времени и вечности. Время Вечности, которое дано поэту, осознается как высший дар: На стекла вечности уже легло Мое дыхание, мое тепло. Запечатлеется на нем узор, Неузнаваемый с недавних пор. Пускай мгновения стекает муть — Узора милого не зачеркнуть. Параллель вечность-мгновение отражает особенности мировосприятия лирического героя. Любой поступок, каждое ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Я — Гот!» Вознесенский «Я — Гот!» (1959). Это стихотворение характерно для раннего Вознесенского, когда поэзия становится звучащей, эстрадной: сами авторы читают свои произведения, поют их, делая текст неотделимым от авторского тембра голоса, от интонаций: Я — Гойя! Глазницы воронок мне выклевал ворог, слетая на поле нагое. Я — Горе. Я — голос войны, городов головни на снегу сорок ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «В ресторане» Блока «В ресторане» (1910). Героиня блоковского стихотворения лишена глубины, безграничности. В отношении к ней прослеживается увлекательная игра поэта: Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко Взор надменный и отдал поклон. Обратясь к кавалеру, намеренно резко Ты сказала: «И этот влюблен». В красоте лирической героини нет ничего таинственного, завораживающего. Любовь окутана атмосферой пошлости, поэтому не может возникнуть ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Мадонна» Пушкина «Мадонна» (1830). По свидетельству современников Пушкина, стихотворение посвящено Наталии Николаевне Гончаровой. Но понятно, что данное лирическое произведение имеет и обобщающий смысл: Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. Идеал скромной жизни, вдохновленной трудом и красотой, выражен поэтом в следующих строках: …Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «На заре» Цветаева «На заре» (1912). Данное стихотворение вошло во второй поэтический сборник «Волшебный фонарь» (1912), в котором развивается заявленный в «Вечернем альбоме» конфликт детского мировосприятия и взрослой трагедии повседневности. М. Цветаева экспериментирует с формой и языком стиха. Стихотворение «На заре» по форме напоминает сновидение. В неведомый мир сна прорывается реальность. Мгновение пробуждения является «мигом бесконечной печали». Особое ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Нате!» Маяковский «Нате!» (1913). В этом раннем произведении предреволюционного периода лирический герой одинок, находится в атмосфере обывательской пошлости. Поэт чувствует свою обособленность, называя себя «грубым гунном». В стихотворении сатирически изображается мир «жирных» обывателей, смотрящих «устрицей из раковин вещей». Используя сарказм, поэт пишет о пристрастии мещан к вещам, о потребительском отношении к духовным ценностям: Все вы на бабочку ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Подлиза» Маяковский «Подлиза» (1928). В стихотворении дан образ подхалима-обывателя, который ради карьеры забывает о чувстве собственного достоинства, о человеческом облике: Этот сорт народа — Тих И бесформен, Словно студень… В стихотворении используются гиперболы, которые делают образ гротескным, раскрывая сущность человеческой натуры: «А язык?! На метров тридцать догонять начальство вылез…». Литературовед 3. Паперный писал: «Поэт судит своих противников ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Чародейкою Зимою…» Тютчева «Чародейкою Зимою…» (1852). В стихотворении Тютчев изобразил зимнюю природу. Зимнее «чудо» совершается в состоянии волшебного сна природы. Музыка стихотворения напоминает магическое действие: Чародейка чертит таинственные круги, гипнотизируя, очаровывая: Чародейкою Зимою Околдован лес стоит — И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. Поэт описывает природу не как сторонний наблюдатель, он пытается понять ее ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Письмо к маме» Окуджава «Письмо к маме». В данном стихотворении поэт многое осмысливает по-новому: он стремится понять, почему все так произошло и с его семьей, и в целом со страной. Лирический герой обращается к матери, сосланной в Красноярск на лесоповал, и призывает ее к милосердию, так как ее палачи не ведали что творили, поэтому рефреном проходят следующие строки: Прости ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Король» Окуджава «Король». Стихотворение посвящено Великой Отечественной войне, воспоминаниям о ней: Но однажды, когда «мессершмитты», как вороны, разорвали на рассвете тишину, наш Король, как король, он кепчонку, как корону — набекрень, и пошел на войну. Здесь создан романтический образ московского мальчишки, по-рыцарски благородного, верного друга, ставшего воином и погибшего на полях сражений: Вновь играет радиола, снова солнце ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Белый лебедь» Бальмонт «Белый лебедь». Опираясь на традиции русской классической и мировой поэзии, в особенности на творчество А. А. Фета, К. Д. Бальмонт создает импрессионистическую лирику. Ярким примером такой лирики и является стихотворение «Белый лебедь». Так же как и Фета, поэта волнуют не сами предметы, образы действительности, а те впечатления, ощущения, которые вызывает тот или иной образ: Белый ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Ты пробуждаешься, о Байя…» Батюшкова «Ты пробуждаешься, о Байя…» (1819). Эту элегию Батюшков пишет, посетив Байю, загородную резиденцию римских императоров, где жили Цезарь, Нерон, Калигула, Тиберий, Адриан В стихотворении звучит горечь. Для поэта в этот период она необходимый источник вдохновения: Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы При появлении Аврориных лучей, Но не отдаст тебе багряная денница Сияния протекших дней, Не ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Разговор с Анакреонтом» Цикл стихотворений «Разговор с Анакреонтом» (1758 1761). В этом цикле Ломоносов подводит своеобразный итог своему творчеству, оставляет завещание русской поэзии. Этот цикл стихотворений — полемический ответ автора на распространявшуюся в то время интимную, лишенную общественных идеалов лирику. Здесь Ломоносов остается верен правилам и идеям классицизма. В цикле за каждым переводом из античного поэта следуют стихи ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков…» Мандельштам «За гремучую доблесть грядущих веков…» Стихотворение относится к лирике 30-х годов. В нем мотив кризиса века связан с личной бедой. Век сравнивается поэтом с волкодавом, становится «зверем»: Мне на плечи бросается век-волкодав, но не волк я по крови своей… Все окружающее становится смертельно-опасным. Пространство стихотворения резко сжимается. Лирический герой ощущает трагедию века, трагедию современности. Пространство ... Читать далее...
- Краткое содержание романа Пушкина «Арап Петра Великого» «В числе молодых людей, отправленных Петром Великим в чужие края для приобретения сведений, …находился его крестник, арап Ибрагим». Раненый в Испанской войне, он возвратился в Париж. Государь не раз звал своего любимца обратно в Россию, но тот не спешил с отъездом. Он был привязан к Парижу: молодой африканец любил графиню D., которая, будучи уже не ... Читать далее...
Анализ стихотворения «Надпись I к статуе Петра Великого»