Анализ произведения “Мой друг”

Произведение Н. Погодина – “Мой друг” (1932) – уже названием подчеркивает замысел автора выделить крупным планом одну личность. “Мой друг” – это необыкновенный обыкновенный человек, не только смело и дерзко входивший в тогдашнюю действительность, но и ставший предметом эстетического исследования. Волевой и мужественный Гай – человек с мировоззрением и оптимизмом революционера, энтузиаст, великолепный организатор производства. Этим образом Погодин продолжил в драматургии линию людей революции (Предукома, Кошкина, Годуна,

Вершинина), но уже в новых исторических условиях.

Неустанные поиски новых героев и тем, новых форм и приемов художественного освоения действительности и сценического воплощения замыслов дали свои результаты: от пьесы к пьесе растет мастерство драматурга. К этому времени Погодиным были созданы “Аристократы” (1934) и “После бала” (1934), но творческие вершины драматурга были еще впереди.

В 1936 г. ЦК партии обратился к писателям с призывом воссоздать образ В. И. Ленина на сцене. В связи с этим позднее Погодин писал: “…поставленная перед нами задача казалась неосуществимой…” Слишком неохватна

была личность вождя. Не все художники, приступившие к воплощению этой темы, довели дело до конца.

И все же в 1937 г. увидели свет рампы “Правда”.

Действие в пьесе “Человек с ружьем” охватывает всего несколько дней, предшествовавших вооруженному восстанию, и момент самого восстания. Огромностью совершающегося обусловлено стремление автора раздвинуть привычные рамки драмы, вместив как можно большее число лиц. В пьесе представлены все слои общества: рабочие и крестьяне, солдаты и матросы, офицеры и генералы, семья миллионера и пр.

Логика исторических событий и чутье художника подсказали Погодину пути раскрытия образа вождя революции. Драматург создал глубоко реалистический, жизненно достоверный образ политического руководителя пролетариата. Ленин все время в гуще народной массы.

Главный герой пьесы – и здесь смелое композиционное решение – народ, человек из народа, “человек с ружьем”.

В центре пьесы Иван Шадрин – типичный солдат-крестьянин. Вначале он человек “посторонний” для революции (вспомним образ крестьянина Пикалова из “Любови Яровой” К. Тренева), мечтающий лишь о том, чтобы как можно скорее “податься домой”. Встреча Ивана Шадрина с Лениным – ключевая картина всей пьесы, раскрывающая основную идею – единство вождя и народа.

Потому-то столь органично переплетается линия жизни простого крестьянина с ходом переломных событий в России.

Во второй части драматической трилогии Погодина “Кремлевские куранты” (1939) тема “народ и революция” дополнена новым мотивом – “интеллигенция и революция”. Действие происходит уже не в первые дни Октября, а в 1920-1921 гг., когда главными стали задачи мирного строительства. Драматург не преуменьшает трудностей.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ произведения “Мой друг”