Дерзновенность ленинских замыслов в “Кремлевских курантах”



Образ вождя революции получает в “Кремлевских курантах” глубокую и развернутую характеристику. Ленин – революционер и мыслитель – центральное действующее лицо пьесы. В орбиту его преобразова­тельной деятельности вовлечена вся Россия.

Старому русскому инженеру Забелину, остро переживающему временное отторжение от живого творчества, встреча с Лениным помогает осознать свою сопричастность тому гигантскому развороту мирного созидания, кото­рый совершается в России. В пьесе раскрыто гумани­стическое, нравственно-философское содержание революции.

Сцена встречи Владимира Ильича с Забелиным по праву считается кульминационной в пьесе. Дерзновен­ность ленинских замыслов (план электрификации Рос­сии), широта взглядов, неумолимая логика в споре, неотразимое обаяние – все это потрясает старого инженера. Вернувшись домой, совершенно ошеломленный, он призна­ется: “Убили…

Забелина, сразили”.

По-разному находила пути в новую действитель­ность интеллигенция. В конечном прозрении Забелина нашла отражение судьба большей части патриотически настроенных

русских людей, готовых служить своему народу.

Завершающую часть трилогии – драму “Третья, патетическая” – Погодин создает в 1958 г.

Трилогия о В. И. Ленине – высшее достижение Н. Погодина. В ней – впервые в советской драматур­гии – писателю удалось дать сложный в своей просто­те образ вождя революции, ряд интересных характеров эпохи Октября (солдат Иван Шадрин, матрос Рыбаков, инженер Забелин и др.). Трилогия пронизана опти­мизмом, высокой патетикой, верой в бессмертие ленин­ских идей.

О месте интеллигенции в революции, о выборе ею своего пути в условиях победившего социалистического строя, о классовой и идейной борьбе в ее рядах немало писали художники-прозаики (“Города и годы”, “Братья” К. Федина, “Севастополь” А. Малышкина, “Скутаревский” Л. Леонова и др.). В драме эта тема получила наиболее интересное воплощение в “Кремлев­ских курантах” Н. Погодина, “Беспокойной старости” Л. Рахманова, “Страхе” А. Афиногенова.

Обаятелен образ русского ученого-демократа Поле­жаева в пьесе Л. Рахманова “Беспокойная старость” (1937). Полежаев одним из первых в России отдал свой талант служению революции. Этот исполненный внут­реннего благородства человек (прообразом его был К. А. Тимирязев) не испытывает ни сомнений, ни коле­баний в выборе; для Полежаева абсолютно противоесте­ственна возможность печатать свой труд где-либо, кроме своей Родины.

На склоне жизни найти в себе силы противостоять остальным ученым университета требует незаурядного гражданского мужества. Это возможно только тогда, когда человек глубоко убежден в своей правоте, в необходимости именно такого выбора.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Дерзновенность ленинских замыслов в “Кремлевских курантах”