“Пора, мой друг, пора!” анализ стихотворения Пушкина



История создания

Стихотворение “Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит” написано в 1834 году, Пушкину 35 лет. Стихотворение адресовано жене Наталье и связано с неудачной попыткой поэта выйти в отставку и уехать в деревню.

Николай I не хотел отпускать от себя поэта, боясь его свободомыслия. Кроме того, Николаю нравилась жена Пушкина. Поэт был произведен в камер-юнкеры (звание, которое получали юноши). Таким образом царь обязал поэта, отчаянно нуждающегося в деньгах, ходить на службу.

Пушкин был оскорблен назначением. В январе 1834

г. он писал: “Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам)”.

Можно только догадываться, хотела ли жена Пушкина вести уединенную жизнь в деревне, или ей больше нравились балы в Петербурге.

Литературное направление, жанр

Стихотворение написано в реалистический период творчества Пушкина. Произведение не закончено. В рукописи есть план продолжения стихотворения, соответствующий законам реализма.

Предполагалась эволюция лирического героя, который с возрастом удаляется со своей подругой в деревню и наслаждается радостями бытия: поля, сад, крестьяне, книги, труды

поэтические, семья, любовь, религия – и так до самой смерти.

Стихотворение относится к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Анализируя стихотворение, нужно помнить, что произведение не закончено. Вывод о теме, основной мысли и композиции нужно делать исходя из нереализованного замысла Пушкина. Тогда между первой и второй строфами, которые кажутся противопоставленными друг другу, появляется тесная связь.

Первая строфа о быстротечности бытия. В нее Пушкин не вкладывал того трагического смысла, который усматривают некоторые исследователи. Он не говорит о предчувствии своей гибели. Лирический герой рассуждает о том, что в его жизни наступил момент, когда молодость ушла и близится старость, естественно заканчивающаяся смертью.

Зрелость и старость лирический герой хочет провести с “другом”, подразумевая любимую, жену.

Вторая строфа начинается афоризмом: “На свете счастья нет, но есть покой и воля”. Этот афоризм – приобретение зрелости. Человек разочаровывается в счастье, но находит для себя отраду в покое и воле, то есть освобождении. “Усталый раб” жизни нашел новую цель.

И это счастье не от бурных переживаний и событий, а труды и наслаждения вдали от общества, со своей семьей. Дальше Пушкин предполагал описать эту по-своему счастливую жизнь зрелого, а затем старого человека до самой его смерти.

Тема стихотворения – спокойная и свободная жизнь в деревне. Основная мысль высказана самим Пушкиным. Юность не ищет домашнего уюта, а зрелость ужасается одиночества. Счастлив тот, кто находит подругу и создает с ней семью, селится в деревне и наслаждается природой, работой, семьей, религией до самой смерти.

Лирический герой, вступивший в пору зрелости, мечтает о такой жизни.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано шестистопным ямбом. Оно очень ритмично, почти нет пропусков ударения. Рифмовка парная, чередуется пара женской и пара мужской рифмы.

Это стихотворение задумано как жизненная программа зрелого поэта, что требует четкости не только содержания, но и формы.

Тропы и образы

Для создания художественного образа Пушкин использует очень точные метафоры и один из их видов – олицетворение. Все абстрактные понятия выступают у него как деятельные существа: сердце просит покоя, дни летят, каждый час уносит частичку бытия. Этой деятельной жизни абстрактных понятий противопоставлена усталость и даже смерть человека, лирического героя. Он метафорически называет себя усталым рабом.

Не рабом жизни, желающим умереть, а рабом рутины, привычек, обязанностей, который как раз собирается жить в полную силу, несмотря на неизбежную смерть.

Отрывок строится на антитезе жизни и смерти, счастья и покоя, воли. Вторая строфа, которая начинает ненаписанный рассказ о жизни в деревне, рисует идиллию с помощью старославянизмов и эпитетов. Пушкин называет деревню дальней обителью трудов и чистых нег, используя перифраз.

Эпитет усталый (раб) выражен прилагательным, обозначающим постоянный во времени признак. Уставший отдыхает и становится бодрым, но усталый раб светской жизни может только убежать от нее.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“Пора, мой друг, пора!” анализ стихотворения Пушкина