Анализ лирической композиции
Анализ лирической композиции
Композиция лирического произведения имеет целый ряд своих отличительных особенностей. Там сохраняет смысл большинство выделенных нами ракурсов (за исключением сюжетного анализа, который к лирическому произведению чаще всего неприменим), но вместе с тем лирическое произведение имеет и свою специфику. Во-первых, лирика часто имеет строфическое строение, то есть текст разбит на строфы, что сразу сказывается на всей структуре; во-вторых, важно понимать законы ритмической композиции, о чем будет вестись речь
Лирические образы строятся и группируются не совсем так, как эпические и драматические. Подробный разговор об этом пока преждевременен, так как понимание строения стихотворения приходит только с практикой. Для начала лучше внимательно прочитать образцы анализов.
В распоряжении современных студентов есть хороший сборник “Анализ одного стихотворения” (Л., 1985), целиком посвященный проблемам лирической композиции. К этой книге мы и отсылаем заинтересованных читателей.
- Анализ речевой композиции Анализ речевой композиции Анализ речевой композиции предполагает интерес к принципам построенности речи. Частично он пересекается с анализом “своего” и “чужого” слова, частично – с анализом стиля, частично – с анализом художественных приемов (лексических, синтаксических, грамматических, фонетических и т. д.). Подробнее обо всем этом мы поговорим в главе “Художественная речь” . Сейчас хотелось бы обратить внимание […]...
- Анализ стихотворения “Разговор на Одесском рейде десантных судов “Советский Дагестан” “Красная Абхазия” Маяковский “Разговор на Одесском рейде десантных судов “Советский Дагестан” и “Красная Абхазия” (1926). Лирическое произведение относится к любовной лирике В. Маяковского. Стихотворение внешне шутливое, но по сути своей горькое и грустное: здесь жажде любви противостоит равнодушие и холодность не только женщины, но и окружающего мира: Но в ответ коварная она: -Как-нибудь один живи и грейся… Выразителен […]...
- Анализ стихотворения “Юбилейное” Маяковский “Юбилейное” (1924). В основе композиции стихотворения – беседа лирического героя с А. С. Пушкиным, которая переведена в личный, интимный план: Александр Сергеевич, разрешите представиться. Маяковский. В стихотворении объяснена роль поэзии в обществе, а все поэты условно разделены на тех, кто “в жизни был мастак “балалаечников”. Ключевой фразой стихотворения являются слова: “Я люблю вас, но живого, […]...
- Какова функциональная значимость портрета лирической героини в стихотворении Некрасова “Тройка”? Какова функциональная значимость портрета лирической героини в стихотворении Н.А. Некрасова “Тройка”? Прежде чем приступить к ответу на вопрос задания, вспомните, какие функции выполняет портрет в произведении. Выявите функциональную значимость портрета лирической героини Н.А. Некрасова (констатирующая, изобразительная, смыслообразующая, характерологическая и другие функции). Представьте ассоциативные портретные черты (цвет волос, лица, деталь костюма и т.д.), отметьте их связь […]...
- Анализ стихотворения “В ресторане” Блока “В ресторане” (1910). Героиня блоковского стихотворения лишена глубины, безграничности. В отношении к ней прослеживается увлекательная игра поэта: Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко Взор надменный и отдал поклон. Обратясь к кавалеру, намеренно резко Ты сказала: “И этот влюблен”. В красоте лирической героини нет ничего таинственного, завораживающего. Любовь окутана атмосферой пошлости, поэтому не может возникнуть […]...
- Анализ народной лирической песни “Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…” Лирическая песня “не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…” затронула мою душу. Она исполняется от лица скорбящей невесты, которую отверг и покинул “сердечный друг”. В песне героиня раскрывает свои чувства. Этому помогает композиция произведения – монолог. Песнь начинается обращением лирической героини к “ветрам буйным”. Она говорит о них, как о живых существах (“не бушуйте, не бушуйте, […]...
- О композиции художественного произведения Композиция (от лат. составление, соединение) – это построение, расположение частей внутри единого целого, взаимозависимость этих частей, их соподчиненность. Все, что создано, построено – в материальном или духовном смысле – имеет композицию. Подобно тому, как по расположению отдельных помещений, их размерам и отделке мы можем судить о назначении здания, по композиции литературного произведения мы судим об […]...
- Анализ стихотворения “Вечер” Жуковского “Вечер” (1803). Элегия принадлежит к произведениям романтизма. Г. А. Гуковский пишет о том, что элегия напоминает “музыкальный словесный поток, качающийся на волнах звуков и эмоций”. Стихотворение имеет психологический подтекст: Уж вечер… облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает; Последняя в реке блестящая струя С потухшим небом угасает. В этих строках, с одной стороны, […]...
- Анализ стихотворения “Мадонна” Пушкина “Мадонна” (1830). По свидетельству современников Пушкина, стихотворение посвящено Наталии Николаевне Гончаровой. Но понятно, что данное лирическое произведение имеет и обобщающий смысл: Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. Идеал скромной жизни, вдохновленной трудом и красотой, выражен поэтом в следующих строках: …Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: […]...
- Общее понятие композиции. Композиция и архитектоника Общее понятие композиции. Композиция и архитектоника Понятие “композиция” привычно любому филологу. Этот термин постоянно употребляется, часто выносится в заглавие или в подзаголовки научных статей и монографий. В то же время нельзя не отметить, что он имеет чересчур широкие допуски значения, а это порой мешает пониманию. “Композиция” оказывается термином без берегов, когда практически любой анализ, за […]...
- Образы и символы в лирической поэзии Пушкина В стихотворении “Пророк” Пушкин в образе пророка подразумевал поэта. Картина, изображенная Пушкиным, в нескольких мелких деталях восходит к VI главе Книги Исаии в библии (шестикрылый Серафим с горящим углем в руке). Стихотворение первоначально представляло собой часть цикла из четырех стихотворений, под заглавием “Пророк”, противоправительственного, патриотического содержания, посвященных событиям 14 декабря. М. П. Погодин объяснял П. […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой А. А. “Вечерние часы перед столом…” В стихотворении “Вечерние часы перед столом…” А. А. Ахматова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лирическая героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впечатления, но при этом находится в таком душевном состоянии, что сама пока еще не может разобраться в своих чувствах. Образ непоправимо белой страницы свидетельствует о глубине творческих мук и эмоциональных переживаний лирической героини. […]...
- Анализ стихотворения “Настоящую нежность не спутаешь…” Ахматова “Настоящую нежность не спутаешь…” (1913). Н. Недоброво, анализируя данное стихотворение из сборника “Четки”, писал, что ахматовская “речь проста и разговорна до того, пожалуй, что это и не поэзия…”: Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем, и ока тиха. Ты напрасно бережно кутаешь Мне плечи и грудь в меха. И напрасно слова покорные Говоришь о первой […]...
- Образ лирической героини в творчестве А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой Образ лирической героини в творчестве А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой Мы коронованы тем, что одну с тобой Мы землю топчем, что небо над нами – то же! М. Цветаева. Стихи к Ахматовой. 1916 Две основные темы – любовь и Россия – пронизывают творчество двух великих поэтов: Ахматовой и Цветаевой. Это закономерно: в их […]...
- Анализ “Анны Карениной” – параллелизм в композиции романа “Анна Каренина” начинается фразой, которая является психологическим ключом произведения: “Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему”. Пафос романа состоит не в утверждении духовного единства между членами семьи, а в исследовании разрушения семей и человеческих взаимоотношениях. Главная проблема романа развивается на примере нескольких семейных пар: Анна + Каренин Долли + Облонский […]...
- Анализ стихотворения “Фонтан” Тютчева “Фонтан” (1836). Постижение мира человека путем сопоставления его с миром природы нашло выражение в этом стихотворении философского характера. Произведение имеет двухчастную композицию с четким разделением содержания по строфам. Поэт уподобляет фонтан лучу: Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты […]...
- Анализ стихотворения “Разговор с Анакреонтом” Цикл стихотворений “Разговор с Анакреонтом” (1758 1761). В этом цикле Ломоносов подводит своеобразный итог своему творчеству, оставляет завещание русской поэзии. Этот цикл стихотворений – полемический ответ автора на распространявшуюся в то время интимную, лишенную общественных идеалов лирику. Здесь Ломоносов остается верен правилам и идеям классицизма. В цикле за каждым переводом из античного поэта следуют стихи […]...
- Анализ стихотворения “Не то, что мните вы, природа…” Тютчева “Не то, что мните вы, природа…” (1836). Природа в стихотворении одухотворена, очеловечена. Она внутренне близка и понятна человеку. Природа и человек образуют единство, поэтому вдохновение поэта созвучно с жизнью природы, которая изображается в движении, как участница событий человеческой жизни, как проявление Божественной мудрости: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – […]...
- Образ лирической героини в поэзии А. А. Ахматовой Я научила женщин говорить. А. Ахматова. А. А. Ахматова – одна из великих поэтесс России. Она, “конечно, самая характерная героиня своего времени, явленная в бесконечном разнообразии женских судеб”. По выражению А. Коллонтай, Ахматова создала “целую книгу женской души”. Лариса Рейснер писала: “Она вылила в искусстве все мои противоречия, которым столько лет не было выхода… Как […]...
- Анализ Стихотворения “Молитва”; Окуджавы Стихотворение “Молитва”; относится к числу философских стихотворений Булата Окуджавы. Написанное в 1963 году, оно имело заглавие “Молитва Франсуа Вийона”;. Маску легендарного французского поэта Булат Окуджава вынужден был использовать по внешним причинам – в шестидесятые годы религиозное стихотворение не могло быть опубликовано и допущено к исполнению. Пафос “Молитвы”; в утверждении уникальной ценности каждого человека. Песня построена […]...
- Какую деталь “вещного мира” лирической героини А. А. Блок делает психологическим “знаком беды” и почему (“О доблестях, о подвигах, о славе…”)? Какую деталь “вещного мира” лирической героини А. А. Блок делает психологическим “знаком беды” и почему (“О доблестях, о подвигах, о славе…”)? Выполняя задание, вспомните, что мир вещей составляет существенный сегмент человеческой реальности, как естественной, первичной, так И художественной, претворенной. Вещь напрямую связана с поведением и сознанием людей и составляет необходимый компонент культуры человечества. Перерастая свою […]...
- Анализ стихотворения “Монолог” Лермонтова “Монолог” (1829). Уже в раннем творчестве Лермонтов обращается к теме поколения, пытаясь пробудить его гражданский дух, заронить мысль о необходимости деятельности. В данном стихотворении поэт называет те причины, которые приводят его поколение к духовному равнодушию, к социальной пассивности: Поверь, ничтожеству есть благо в здешнем свете. К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь […]...
- Ахматова. Что значит любовь для лирической героини Ахматовой? Что значит любовь для лирической героини Ахматовой? Любовь лирической героини Ахматовой окрашена в трагедийные тона. Для любовной поэзии Ахматовой характерен глубокий психологизм и лиризм. Ее героини разные, они не повторяют судьбу самой поэтессы, но их образы свидетельствуют о ее глубоком понимании внутреннего мира совершенно различных по психологическому складу и социальному положению женщин. Это и юная […]...
- Анализ стихотворения “Письмо к маме” Окуджава “Письмо к маме”. В данном стихотворении поэт многое осмысливает по-новому: он стремится понять, почему все так произошло и с его семьей, и в целом со страной. Лирический герой обращается к матери, сосланной в Красноярск на лесоповал, и призывает ее к милосердию, так как ее палачи не ведали что творили, поэтому рефреном проходят следующие строки: Прости […]...
- Анализ стихотворения “За гремучую доблесть грядущих веков…” Мандельштам “За гремучую доблесть грядущих веков…” Стихотворение относится к лирике 30-х годов. В нем мотив кризиса века связан с личной бедой. Век сравнивается поэтом с волкодавом, становится “зверем”: Мне на плечи бросается век-волкодав, но не волк я по крови своей… Все окружающее становится смертельно-опасным. Пространство стихотворения резко сжимается. Лирический герой ощущает трагедию века, трагедию современности. Пространство […]...
- Отношение Ахматовой к лирической поэме “Двенадцать” Отношение Ахматовой к этой лирической поэме Блока было, по-видимому двойственным. По сообщению Д. Е. Максимова, она усматривала в ней немало “звездной арматуры”, т. е. безвкусия, характерного по ее мнению для модернистского искусства начала ХХ в. С другой стороны, произведение Блока два раза упоминается Ахматовой в оставшихся неиспользованными прозаических материалах к поэме (отрывки задуманного в 1959-19660 […]...
- Анализ стихотворения “Ночь, улица, фонарь, аптека…” Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека…” (1912). Данное стихотворение А. Блока посвящено “страшному миру”. Лирический герой – человек, утративший душу, забывший о любви, сострадании, милосердии. Кольцевая композиция произведения раскрывает его проблематику: бессмысленность и тусклость существования, невозможность найти выход из создавшегося положения: Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – Все будет […]...
- Анализ стихотворения “На севере диком стоит одиноко…” Лермонтова “На севере диком стоит одиноко…” (1841). “На севере диком…” является вольным переводом стихотворения Г. Гейне немецкого поэта – “Сосна стоит одиноко”. Главная тема произведения Гейне – разлука двух влюбленных. Основная тема стихотворения Лермонтова – трагическая разобщенность людей, трагическое одиночество и невозможность его преодолеть. Трагизм ощущения сосны и пальмы передан с помощью художественно-изобразительных средств: “Одета, как […]...
- Анализ стихотворения “Ты пробуждаешься, о Байя…” Батюшкова “Ты пробуждаешься, о Байя…” (1819). Эту элегию Батюшков пишет, посетив Байю, загородную резиденцию римских императоров, где жили Цезарь, Нерон, Калигула, Тиберий, Адриан В стихотворении звучит горечь. Для поэта в этот период она необходимый источник вдохновения: Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы При появлении Аврориных лучей, Но не отдаст тебе багряная денница Сияния протекших дней, Не […]...
- Анализ стихотворения “Арион” Пушкина “Арион” (1927). Стихотворение по форме является иносказанием, в основе которого древнегреческая легенда. Обращаясь к мифологическому сюжету, поэт размышляет о себе и своем поколении. В поэтическом произведении переплетаются три образа: образ “мы” – единство, братство друзей; образ “я” – лирическое самовыражение поэта и “челн” как олицетворение тех сил, которые противопоставлены друг другу. Наибольшие затруднения у поэта […]...
- Анализ стихотворения “Утро в Москве” Блока “Утро в Москве” (1909). В стихотворении отразилось чувство радости земной жизни. Лирический герой счастлив от сознания того, что любим: Упоительно встать в ранний час, Легкий след на песке увидать. Упоительно вспомнить тебя, Что со мною ты, прелесть моя. Любовь ассоциируется у Блока с беззаботностью юности, с ранним утром, с необъяснимой легкостью. Через обращение к раннему […]...
- Анализ стихотворения “Прозаседавшиеся” Маяковский “Прозаседавшиеся” (1922). Это стихотворение послереволюционного периода относится к сатирическим произведениям Маяковского, в котором высмеивается бюрократизм – вновь появившийся порок человеческого общества, обостряется конфликт поэта со временем. В стихотворении ведущим сатирическим приемом становится гротеск – происходит смешение реального и фантастического. Поэтом дан образ раздвоившегося человека: Взъяренный, На заседание Врываюсь лавиной Дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: […]...
- Анализ стихотворения “Ты – отзвук забытого гимна…” Блока “Ты – отзвук забытого гимна…” (1914). Данное стихотворение входит в цикл стихотворений А. Блока “Кармен”, посвященный артистке Любови Александровне Дельмас, которая исполняла в Петербурге в 1913-1914 годах роль цыганки Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе. Образ Кармен в стихотворении причудливо слит с образом реальной женщины: Внешний трепет, и лепет, и шелест, Непробудные, дикие сны, И […]...
- Особенности композиции романа И. А. Гончарова “Обломов” Круговорот покоя Если хочешь, чтобы у тебя было Мало времени, ничего не делай. А. Чехов Термин “композиция” часто подменяют синонимическими словами “структура”, “архитектоника”, “конструкция” и нередко отождествляют с сюжетом и фабулой. Честно говоря, композиция не имеет однозначного толкования, под композицией иногда понимают чисто внешнюю организацию произведения (деление на главы, части, явления, акты, строфы и т. п. – […]...
- Анализ стихотворения “Король” Окуджава “Король”. Стихотворение посвящено Великой Отечественной войне, воспоминаниям о ней: Но однажды, когда “мессершмитты”, как вороны, разорвали на рассвете тишину, наш Король, как король, он кепчонку, как корону – набекрень, и пошел на войну. Здесь создан романтический образ московского мальчишки, по-рыцарски благородного, верного друга, ставшего воином и погибшего на полях сражений: Вновь играет радиола, снова солнце […]...
- Анализ стихотворения “Гамлет” Пастернак “Гамлет” (1945-1955). Это стихотворение открывает цикл стихов Юрия Живаго, главного героя одноименного романа Пастернака. В романе дана история как драматическое действие, в центре которого художник. В стихотворении “Гамлет” лирический герой чувствует себя актером на сцене жизни среди всеобщего “сумрака ночи”. Он нравственно противостоит власти лжи, противится мраку: Я один, все тонет в фарисеистве. Жизнь прожить […]...
- Анализ стихотворения цикл “Жизни” Цветаева Цикл “Жизни” (1924). Цикл состоит из двух лирических миниатюр. Обратим внимание на первое стихотворение цикла, состоящее из двух строф: Не возьмешь моего румянца – Сильного – как разливы рек! Ты охотник, но я не дамся, Ты погоня, но я есмь бег. Не возьмешь мою душу живу! Так, на полном скаку погонь – Пригибающийся – и […]...
- Анализ стихотворения “О, весна без конца и без краю…” Стихотворение “О, весна без конца и без краю…” написано 24 октября 1907 года. Как холодным северным октябрьским днем рождается подобное стихотворение – это истинная поэтическая загадка. Общее впечатление от стихотворения – стремительность и тревожная радость. Отмечаем художественные особенности для того, чтобы помочь в выборе нужных интонаций для выразительного чтения. Трехстопный анапест придает произведению стремительность вальса. […]...
- Анализ стихотворения “О сущем” Твардовский “О сущем”. Стихотворение относится к философской лирике Твардовского: поэт размышляет о посмертной духовной связи людей и поколений. Лирического героя не волнуют посмертная слава, власть, мелочные почести, но он по праву стремится найти свое место, свою часть на земле: Мне славы тлен – без интереса И власти мелочная страсть. Но мне от утреннего леса Нужна моя […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой А. А. “Я пришла к поэту в гости…” Стихотворение А. А. Ахматовой “Я пришла к поэту в гости…” имеет автобиографическую основу: в одно из воскресений 1913 года А. А. Ахматова принесла А. А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: “Ахматовой – Блок”. Первая строфа произведения тонко передает атмосферу этого […]...