Анализ элегии Жуковского Море

Элегию «Море» (1822) невозможно понять без знания основных образов-символов романтизма и взглядов на творчество самого В. Жуковского. Свои видения и представления о жизни романтики нередко передавали через изображение морской стихии. Изменчивость человеческой жизни символизировал образ бушующего моря.

Судьба человека ассоциировалась с кораблем, который как судьба человеческая, вынужден подчиняться воле волн и ветру «жизненного моря».
Море не только «бездна» но и живое существо: оно дышит, наполнено «тревожной думой».

В образах природы поэт-романтик находит вдохновение и гармонию. Созерцание морской стихии вызывает у него непосредственный эмоциональный отклик:

Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.

Обращаясь к морской стихии, поэт просит открыть ему «глубокую тайну». Но подлинный язык природы — молчание, поэтому художник должен обладать сверхчеловеческими способностями и слышать то, чего не слышат другие. Язык природы доступен только посвященным.
По своему величию море можно сравнить только с небом. Небо становится для Моря своего рода идеалом, к которому оно стремится

«из земной неволи».
В отличие от человека, природная стихия способна бороться и побеждать, разгоняя тучи и разрывая «враждебную мглу». Но обретенное состояние счастья и покоя недолговечно. Гармония морской стихии именно в его постоянной изменчивости и соединении противоположных начал:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Эти строки перекликаются с лермонтовским «Парусом». Покой — это идеальное состояние, которое в любой момент может быть нарушено, а буря или смятение — естественная среда для существования романтического героя.


Анализ элегии Жуковского Море