Мцыри и Демон – высочайшие достижения романтической поэмы Лермонтова (Лермонтов М. Ю.)

Личность М. Ю. Лермонтова видится теперь в совокупности исторических и социальных связей, он отходит все дальше от поэтизации мятежного и трагического героя-отшельника. Такая переоценка традиционных представлений романтизма прослеживается и в произведениях зрелого Лермонтова, и в более поздних редакциях “Демона”.

Работу над поэмой Лермонтов начал в 1829 году, к 1831 году он наметил сразу четыре ее редакции и попутно разработал близкие темы в “Ангеле смерти” и в “Азраили”.

В окончательной редакции поэмы Лермонтов определил

место действия – Кавказ. Сюжет произведения наполнен атмосферой народных преданий и обогащен деталями быта. Княжна Тамара стала живым и полнокровным образом.

Она поддалась искушению Демона, но ее любовь абсолютно искренняя и самоотверженная, ее страдания заслужены, и она переживает их достойно. Поэтому искуситель Тамары наказан одиночеством, ему не удалось заполучить ее душу. Жертва Демона возвысилась над ним, и вместо победы ему досталось полное поражение.

В 1839 году Лермонтовым была написана поэма “Мцыри”. Внутреннее родство “Демона” и “Мцыри” несомненно. В образе Мцыри также

заложены протест, возражение и мощная сила духа, как и у Демона.

Мцыри тоже стремится вырваться из чуждого ему мира, обрекающего его на одиночество. Хотя, с другой стороны, Мцыри – полная противоположность Демону. Он – обычный человек, которому навязывают угнетающие его общественные отношения. Мцыри окружен не врагами, а наставниками и защитниками, он не борется против них, а просто их не воспринимает.

Юноша переживает естественные порывы души: любовь к Родине и к близким людям, стремление к природе, действию и свободе. Подчиняясь этим порывам, Мцыри убегает из монастыря и погружается в естественную стихию.

“Демон” и “Мцыри” – поистине высочайшие достижения романтической поэмы М. Ю. Лермонтова. В этих произведениях сложился его особый лермонтовский язык – лирический поток, который полностью захватывает читателя, похожий внешне на импровизацию, где огромная энергия целого покрывает неточности словоупотребления. В более зрелые свои годы Лермонтов все чаще обращался к языку не экспрессивному, а умышленно-неприкрашенному и даже прозаическому. Именно так написаны многие стихи его последних лет.

И при всем при этом, поэту удавалось не ослабить, а, наоборот, усилить драматизм лирической ситуации. Это относится к таким его произведениям, как “Бескид”, “Валерик”, “Завещание”, “На севере диком…” и др.

Творческий опыт Лермонтова, лирика, драматурга и прозаика, наиболее полно сконцентрирован в романе “Герой нашего времени”, работа над которым была начата в 1838 году на основе кавказских впечатлений. Роман состоит из серии повестей, которые в итоге становятся одним целым. Автор исследует духовный мир современного героя, постепенно раскрывая его сложный и неоднозначный характер.

Поэма “Демон” имеет с романом некоторые общие черты, которые являются частью художественного замысла поэта. Они оба имеют “вершинную композицию”, а биографии героев возникают лишь в кульминационные моменты, что придает образам особую таинственность.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Мцыри и Демон – высочайшие достижения романтической поэмы Лермонтова (Лермонтов М. Ю.)