ЖИТЬ В ОБЩЕСТВЕ И БЫТЬ СВОБОДНЫМ ОТ ОБЩЕСТВА

ЖИТЬ В ОБЩЕСТВЕ И БЫТЬ СВОБОДНЫМ ОТ ОБЩЕСТВА

Нельзя – совершенно справедливо сформулировал Влади­мир Ленин. Верно это и для литературы: человек и соци­ум в ней всегда переплетены самым тесным образом. Бе­жит ли от общества романтический герой, несет ли на себе подобно проклятию болезни собственного окружения герой реалистический, уходит ли от ненавистного со­циума в потустороннюю реальность герой произведений модернистов или саркастически ухмыляется над обще­ственными фантомами патологически неправильный постмодернистский человек

– без общества литератур­ный герой немыслим.

И тем не менее приоритет личного или социального – всегда вопрос жизни и смерти литературного произведения. Книга, сосредоточившаяся на социотипах (характерах, отра­жающих социальные отношения), будет интересна исключи­тельно своему времени (поэтому уже сегодня мало читают, например, “ДyxLess” Сергея Минаева или “Casual” Оксаны Робски, при всей неординарности литературного жанра и открытого авторами тематического направления, а скоро и вообще забудут), а вот произведение, сконцентрированное на психотипах (характерах, отражающих свойства человече­ской

натуры как таковой, вне зависимости от времени и про­странства) – при талантливом исполнении останется в веках (совершенно традиционное по стилистике “Живи и помни” Валентина Распутина, к примеру).

Это наблюдение справедливо для литературы любой эпохи.

В Древнем Риме периода императора Августа были два равновеликих поэта: Вергилий и Рабирий. В тогдашней литературной критике, в исторических хрониках и мемуа­рах они упоминаются рядом, и Рабирий – ничуть не реже. Но через сто лет его имя было прочно забыто, а вот имя Вергилия известно каждому по сей день, а все потому, что Рабирий растратил свой талант в хвалах и одах правяще­му императору, а Вергилий сквозь величие Рима увидел и передал будни человеческого характера.

Помним ли мы сегодня хотя бы одно имя из тысяч старательных творцов соцреализма? Из глубин памяти читатели старшего поколения всплывает разве что “Мать” Максима Горького. А ведь соцреализму нет еще и ста лет.

Но и его сюжеты, и его герои прочно забыты – потому как предельно социальны.

Нельзя быть свободным от общества. Но видеть за част­ными общественными вопросами вечные проблемы чело­веческого бытия – святая обязанность литературы.

Иначе – забвение и смерть.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

ЖИТЬ В ОБЩЕСТВЕ И БЫТЬ СВОБОДНЫМ ОТ ОБЩЕСТВА