Сложные проблемы бытия человека в обществе в романе “Собор”



Олесь Гончар – сложная фигура в нашей литературе. Он не боялся отзываться на самые противоречивые проблемы, которые ставило время, потому его произведения оставляют неоднозначное впечатление. Сложные проблемы бытия человека в обществе нашли свое воплощение в романе “Собор”, судьба которого сложилась непросто.

Определенно публицистический роман заострял поставленные проблемы, потому автор испытал гонения за свое произведение.

Роман был написан в 1963-1967 годах. После выхода в свет его сразу же раскритиковали, потому что нарушена

автором проблематика – лелеяние духовности, экологический вопрос, осуждение карьеризма – не могли быть по нраву многим функционерам, наделенным властью. В романе вслух было сказано об исчислении общественного неблагополучия – и в этом его большое общественное значение.

Теперь, когда есть возможность высказаться – это право каждого, актуальность проблематики все же остается важной.

Новые общественные реалии не мешают видеть то ценнее всего, что содержит произведение: общечеловеческий призыв к лелеянию собирания собственных душ. А именно это едва ли не актуальнее всего в наше прагматичное

время, когда культ материального начинает вырастать до всепоглощающих размерам. Во все времена люди по-разному относились к жизни, духовным ценностям и материальным выгодам, шли неодинаковыми путями к своей цели.

Но неизменно всем этим людям нужна была вера, какие бы формы не приобретал ее символ. Без веры человек теряет ту жизненную опору, которая дает силы и делает ее существование осмысленным. Это мнение Гончара постоянно звучит из страниц романа. Не могла критика того времени не среагировать на эту крамольную идею произведения.

Тем более, что собор фигурировал в произведении и как реальное культовое сооружение. Таким образом, и буквальность, и символическая прочтения этого образа, были не по вкусу идеологической цензуре. Нужно сказать, что отношение к собору в романе О. Гончара является той лакмусовой бумажкой, которой автор проверяет героев произведения на справедливость и на духовное величие.

Не случайно Гончар проводит историческую параллель: махновцы врываются в собор и встречают на страже знаменитого Яворницкого.

Здесь были исконные Строитель и Разрушитель. Один бережет вечную родительскую славу и красоту, предками оставленную для будущих поколений; второму не дают покой лавры Герострата: уничтожить созданное кем-то и этим увековечил свое имя. Времена меняются, а сущность борьбы остается та же.

Выдвиженец Зачиплянки Володька Лебеда совсем безразличен к собору. Снести его и на этом месте построить крытый рынок – такой подход к замечательной исторической памяти как можно лучше иллюстрирует мизерность Володькиной натуры. Интересы собственной карьери для Лебеды прежде всего.

И читателю не придется удивляться, что такой человек, который ничем не пренебрегает для удовлетворения собственных потребностей, отдал отца в дом престарелых, чтобы избавиться от лишних хлопот. Стоит сознательно переступить моральный закон лишь один раз, чтобы подобные поступки вошли в привычку. И, по-видимому, плохая судьба ожидала бы древний казацкий собор, если бы не чувствительные к красоте зачиплянцы, что встали на оборону этого шедевра исторической архитектуры.

Но дело не только в удивительной архитектуре.

Шла речь об уважении к памяти тех, чьим трудом и верой возведен был собор. Иван, Вера, Николай Баглаи, слепой Костя, танкист в прошлом, Елька, Изот Лебеда, отец Володьки и еще много тружеников, обитателей Зачиплянки, решительно защищают собор. Все они не лишены каких-то человеческих изъянов, потому что не бывает людей идеальных.

Однако всех соединяет и душевное величие, которое подносит человека над серостью будней и каким-то неизвестным чувством позволяет распознать, что в этом мире тленное, а что – вечное.

Всех этих защитников собора объединяет выраженное автором мнение: еще неизвестно, какие соборы оставим по себе мы, поэтому никто не давал право уничтожать то, что оставили нам в наследство. В высокое небо стремительно вздымаются купола величественного храма. Они несут свое сияние над дымами металлургического завода, который расположился поблизости Зачиплянки.

Контрастируя своей чистотой с этими позорными рукотворными тучами – досадным следствием человеческой деятельности – собор стоит живым напоминанием о том, что каждому человеку належит оставить свой хороший след на земле. Горько думать, что таким следом может оказаться отравление и уничтожение прадедовского края. Значительно лучше, если бы о величии человеческого рода, о силе и красоте его духа свидетельствовали Соборы, нетленные храмы, которые давали бы воодушевление и лелеяли бы гордость за предков у грядущих поколений.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сложные проблемы бытия человека в обществе в романе “Собор”