В чем не совпадают воззрения на жизнь Чацкого и “фамусовского общества”?

В чем не совпадают воззрения на жизнь Чацкого и “фамусовского общества”? Охарактеризуйте обще­ственные и нравственные идеалы различных героев.

Откровенная безнравственность бюрократа-приспособленца Молчалина, бездуховность “силовика” Ска­лозуба – все это российская реальность, которую чи­новник, военный и мыслитель Грибоедов знал изнутри. Знал он и “привозные” романтические идеи, которы­ми переполнен вернувшийся из-за границы Чацкий. Писатель отдает им должное, показывает все их до­стоинства. На фоне традиций,

заложенных Максимом Петровичем, “княгиней Марьей Алексевной”, поддер­живаемых Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным, принципы честного служения “делу, а не лицам”, идеи просвещения и социального прогресса, возвращения к национальной культуре (тематика монологов Чацкого) выглядят вполне привлекательно.

Силен герой и обли­чительным пафосом, направленным против лжи, без­нравственности, паразитизма “властителей и судей” (монолог “А судьи кто?..”).

Но Чацкий – романтик, он слишком увлечен собой. Он не смог почувствовать, что Софья через испытания, ошибки, страдания и потери ищет себя

истинную. Осле­пленный собственными чувствами, он уходит оттуда, где и мог бы обрести “уголок” для “оскорбленного сердца”.

Позицию автора не следует однозначно сводить к симпатиям Чацкому. Грибоедов смотрит на мир гораз­до шире своего героя, людей он видит глубже и оцени­вает терпимее. Не лишены человеческого обаяния от­дельные представители противостоящего Чацкому об­щества: московская барыня Хлестова, тот же Фамусов при всех пороках бывает остроумным, гостеприимным, по-своему любит дочь и заботится о ее счастье.

Грибоедов сочувствовал нравственному пафосу де­кабристов, но не принимал умозрительных попыток повернуть страну на некий абстрактно прогрессивный, но чреватый разрушениями путь, что было свойственно некоторым из их руководителей. Мудрость (София) и перспективу писатель видел в том, чтобы дать возмож­ность людям ошибаться, искать, любить, жизни – раз­виваться по органичным, созидательным путям.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

В чем не совпадают воззрения на жизнь Чацкого и “фамусовского общества”?