Художественная деталь в творческой лаборатории Ахматовой
Поэтическое слово молодой Ахматовой, выпустившей в 1912 году свой первый сборник стихов «Вечер», было очень внимательным и чутким по отношению ко всему, что попадало в поле зрения поэтессы. Конкретная, вещная плоть мира, его четкие материальные контуры, цвета, запахи, штрихи — все это не просто бережно переносилось в стихи, но и оживляло их, вдыхало в них жизненную силу. «Я вижу все. Я все запоминаю», — писала Ахматова.
Уже современники заметили, какую необычно важную роль играла в стихах юной поэтессы строгая, обдуманно локализованная
Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.
Не правда ли, стоит этот тюльпан, как из петлицы, вынуть из стихотворения, и оно немедленно померкнет!.. Почему? Не потому ли, что
И это все сосредоточилось, как в красном гаршинском цветке зла, именно в тюльпане: ослепительный и надменный, маячащий как раз на уровне глаз влюбленной женщины, он один высокомерно торжествует в пустынном и застланном пеленою слез, безнадежно обесцветившемся мире. Цветок изображен в стихотворении так, что не только героине, но и нам, читателям, кажется, что тюльпан — не «деталь» и не «штрих», он — живое существо, полноправный, настоящий герой произведения, даже несколько агрессивный, внушающий нам невольный страх, смешанный с полутайным восторгом и раздражением.
Эта деталь выразительно акцентируется автором в стихотворении для того, чтобы осталось в памяти, не растворилось, не исчезло переживание, душевное волнение, а то и вся ситуация, дорогая именно тем чувством, которое ее сопровождало. С помощью вещей, конкретных деталей и подробностей Ахматова как бы загибала уголки страниц своей памяти.
Лирика Ахматовой, переиначивая известное образное выражение, — «от мира сего»: в ней много точных деталей, часто самых прозаичных. Поэтесса умела поэзию жизни извлекать из жизненной прозы. И «Смятение» — ярчайший тому пример.
Это произведение — плач неразделенной любви, трагизм которой передается с помощью незначительных, на первый взгляд, деталей.
- Что такое ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — изобразительная или выразительная подробность изображенного мира художественного произведения. Различают детали пейзажа, портрета, мира вещей и психологические детали (см. Психологизм). Функция художественных деталей — характеризовать какого-либо героя (например, «лучистые глаза» характеризуют княжну Марью в «Войне и мире» Толстого), нравы общества (так, «уездной барышни альбом» в «Евгении Онегине» Пушкина характеризует нравы провинциального дворянства), психологическое […]...
- Деталь художественная определение Деталь художественная — особо значимый, важный элемент в произведении, несущий большую смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь может являться частью интерьера (маленький огарок свечи в комнате Мармеладова в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского), пейзажа (пальма во сне Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского), портрета (короткая верхняя губка Лизы Болконской в романе-эпопее «Война и […]...
- В творческой лаборатории Александра Пушкина Без особых причин никогда он не изменял порядка своих занятий. Везде утро посвящал он чтению, выпискам, составлению планов и другой умственной работе. Вставая рано, тотчас принимался за дело. Не кончив утренних занятий своих, он боялся одеться, чтобы преждевременно не оставить кабинета для прогулки. Перед обедом, который откладывал до самого вечера, прогуливался во всякую погоду… Писать […]...
- Художественная деталь в новеллистике А. П. Чехова Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова. Он был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей — в его произведениях не […]...
- «Смятение» анализ стихотворения Анны Ахматовой, сочинение Стихотворение Анны Ахматовой «Смятение» является отражением глубоких любовных переживаний автора. Поэтесса написала триптих в 1912 году трехсложным хореем. Его можно назвать романом-миниатюрой, ведь этом небольшом стихотворении вложено 10 лет любовного томления. «Смятение» представляет из себя одно из самых ярких примеров любовной лирики Анны. Делая анализ стихотворения, можно разделить его на несколько этапов развития сюжетной линии. […]...
- Какие сборники А. Ахматовой вышли до революции? а. «Бег времени» б. «Вечер» в. «Подорожник» г «Четки» д. «Anno Domini» — Какая тема является основной в ранней лирике А. Ахматовой? б. Свобода в. Природа г. Любовь — К какому художественному течению относится поэзия А. Ахматовой? а. Символизм б. Акмеизм в. Футуризм г. Реализм — Чьи традиции наследовала А. Ахматова в форме стиха? а. […]...
- Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина Плюшкин — образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. История жизни есть только у него, всех остальных помещиков Гоголь изображает статично. У этих героев как бы нет прошлого, которое хоть чем-нибудь отличалось бы от их настоящего и что-то в нем объясняло. Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в «Мертвых душах». Черты маниакальной скупости сочетаются […]...
- Нравственная, идейная и художественная значимость поэмы А. Ахматовой «Реквием» Между 1935 и 1940 годами создавался «Реквием», опубликованный лишь спустя полвека, в 1987 году, и отражающий личную трагедию Анны Ахматовой — судьбу ее и ее сына Льва Николаевича Гумилева, незаконно репрессированного и приговоренного к смертной казни, замененной впоследствии лагерями. «Реквием» стал мемориалом всем жертвам сталинской тирании. «В страшные годы ежовщины, — писала Ахматова, — я […]...
- Вопросы и ответы к творчеству А. А. Ахматовой (№2) 1. Каковы особенности ранней лирики А. Ахматовой? Ранняя лирика А. Ахматовой — в основном лирика любви. Стихи-миниатюры сюжетны, драматичны, в них очень важна деталь, которая передает психологическое состояние человека. Например, в стихотворении «Песня последней встречи» смятение и волнение передано лишь одной деталью: «Я на правую руку надела / перчатку с левой руки». Нежность и хрупкость […]...
- Экранизация пьесы А. А. Ахматовой «Пролог, или Сон во сне» В 2007 году украинским сценаристом и режиссером Дмитрием Томашпольским был снят четырехсерийный художественный фильм «Луна в зените» (Россия), в основе которого — неоконченная пьеса Анны Ахматовой «Пролог, или Сон во сне». Картина построена как воспоминание Анны Андреевны о прожитых годах. В памяти Ахматовой всплывают образы Александра Блока, Владимира Маяковского, Марины Цветаевой, Николая Гумилева. Интересно, что […]...
- Отражение в лирике А. А. Ахматовой глубины человеческих переживаний, темы любви и искусства Поэтическое творчество Анны Ахматовой берет свое начало в блистательном Серебряном веке русской литературы. Этот сравнительно короткий период породил целую плеяду гениальных художников, в том числе, впервые в русской литературе, великих женщин-поэтов А. Ахматову и М. Цветаеву. Ахматова не признавала определения «поэтесса» по отношению к себе, это слово казалось ей унижающим, она была именно «поэтом» наравне […]...
- Стихотворение А. Ахматовой «Песня последней встречи» (восприятие, истолкование, оценка) Поэзия А. А. Ахматовой — это небо из кусочков цветного стекла, раскинувшееся над городом под названием Любовь. Открывая томик с ее стихами, читатель попадает в этот город, а восходящее или заходящее солнце, льющее свет с неба, расцвечивает его улицы постельными, кричащими или мрачными красками. Особенно оживленным город становится на улицах «Вечера», «Четок», «Белой стаи», «Подорожника». […]...
- Мемориалы А. А. Ахматовой «35 лет я прожила в одном из самых прекрасных петербургских дворцов. .. и радовалась совершенству пропорций этого сооружения XVIII столетия», — вспоминала Ахматова. Возле музея, в саду, через 40 лет после смерти поэтессы появился необычный памятник Ахматовой. Он представляет собой часть стены с изображением фигуры поэтессы, которая величаво плывет над землей. Анна Андреевна верила, что […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой А. А. «Я пришла к поэту в гости…» Стихотворение А. А. Ахматовой «Я пришла к поэту в гости…» имеет автобиографическую основу: в одно из воскресений 1913 года А. А. Ахматова принесла А. А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: «Ахматовой — Блок». Первая строфа произведения тонко передает атмосферу этого […]...
- Сочинение на тему: ВЕЛИКАЯ И ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ Тема любви присутствует в творчестве каждого поэта, поскольку она является основным стержнем поэзии вообще. Часто именно любовь толкает нас к творчеству, вдохновляет и пробуждает скрытые таланты. Но поэт редко бывает счастлив в любви. Анна Ахматова первым своим сборником стихов открыла удивительный мир новой любовной лирики, женской поэзии, не всегда веселой и радостной, но тоскующей и […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Вечерние часы перед столом «Четки» — второй сборник Ахматовой, выпущенный издательством «Гиперборей» впервые в 1914 году. Именно эта книга сделала поэтессу по-настоящему известной. Основная черта творчества Анны Андреевной — «скупость слов» — выявилась еще в сборнике «Вечере» (1912). В «Четках» к ней прибавилось сокращение объема эмоций и поводов для повествования, что вкупе давало необычную интимность. Стихотворения Ахматовой позволяют чувствовать […]...
- Образ природы в стихотворении Ахматовой Какова роль природных образов, используемых в стихотворениях А. Ахматовой? Формируя развернутое суждение на заданную тему, вспомните, каковы композиционные особенности данного произведения. Проанализируйте строение стихотворения от начала к финалу и выясните наличие двух тем и двух объектов изображения. Покажите, что тема природы, представленная в стихотворении, выполняет особую текстовую функцию. Она способствует развертыванию второй темы — описания душевного […]...
- «Тайны ремесла» в поэзии А. Ахматовой Вполне естественно, что та стремительность и безапелляционность, с которой молодая Анна Ахматова заявила о себе как о действительно талантливом поэте в начале прошлого века, и тот неугасающий по сей день интерес к ее творчеству заставляли и заставляют вновь и вновь обращаться к сборникам замечательных стихов, стремясь постигнуть тайны ее поэтического ремесла. Все поэты в разное […]...
- Лирика А. А. Ахматовой А. А. Ахматова принадлежала к акмеизму (поэтическому течению). Поэты-акмеисты: Н. С. Акмеизм был связан с символизмом, но не поддерживал крайние проявления последнего. Акмеисты открывали ценность человеческой жизни, потаенный смысл предметов и слов. Большую роль в поэзии Акмеистов играют детали: движение, слово, жест. Внутреннее душевное состояние лирического героя акмеисты передавали через окружение — мир вещей, через […]...
- Деталь. Символ. Подтекст Деталь. Символ. Подтекст Деталь — это выразительная подробность, с помощью которой создается художественный образ. Деталь помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка. В рассказе Чехова «Хамелеон» выразительной деталью является, например, шинель полицейского надзирателя Очумелова. На протяжении повествования герой несколько раз […]...
- Анализ стихотворения «Мне голос был…» А. А. Ахматовой Во всем сборнике — переживания Ахматовой о Первой мировой и гражданской войнах в России, о грядущей революции. Это период, когда Ахматова увлекается поэтами-классиками, особенно Пушкиным, отсюда — соответствующие стихотворные размеры и возвышенные строки. Они пронизаны чувством бескорыстной, безграничной любви к родине. Не приемля революцию, Ахматова могла бы уехать вслед за остальными интеллигентами, но она чувствует […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой А. А. «Вечерние часы перед столом…» В стихотворении «Вечерние часы перед столом…» А. А. Ахматова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лирическая героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впечатления, но при этом находится в таком душевном состоянии, что сама пока еще не может разобраться в своих чувствах. Образ непоправимо белой страницы свидетельствует о глубине творческих мук и эмоциональных переживаний лирической героини. […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Муж хлестал меня узорчатым…» Весной 1910 года в Париже состоялось знакомство Ахматовой и итальянского художника, скульптора Амедео Модильяни. Спустя двенадцать месяцев между молодыми людьми вспыхнул роман. Они виделись каждый день — гуляли по улочкам французской столицы, читали друг другу стихи. Художник создал шестнадцать рисунков, изображающих Анну Андреевну. По словам поэтессы, писались портреты по памяти, а не с натуры. Эти […]...
- «Ты выдумал меня» анализ стихотворения Ахматовой Стихотворение «Ты выдумал меня» (в некоторых изданиях публикуется под названием «Воспоминание»), написанное Анной Ахматовой в усадьбе Старки под Коломной 18 августа 1956 года, вошло в поздний цикл стихов «Шиповник цветет». Поэтесса прервала вынужденное молчание, вызванное официальным изгнанием ее из печати в 1946 году. В 1963 году Ахматова при подготовке цикла к публикации в сборнике «Бег […]...
- ПРОНЗИТЕЛЬНАЯ ЛИРИКА АННЫ АХМАТОВОЙ Тема любви, безусловно, занимает в по- эзии Анны Ахматовой центральное место. Неподдельная искренность любовной лирики Ахматовой в сочетании со строгой гармонией позволили современникам называть ее рус- ской Сафо сразу же после выхода первых поэтических сборников. Ранняя любовная лирика Анны Ахмато- вой воспринималась как своеобразный ли- рический дневник. Однако изображение романтически преувеличенных чувств не свойственно ее […]...
- Сочинение о Песне последней встречи Ахматовой Подготовка к ЕГЭ: Сочинение о Песне последней встречи Ахматовой Сочинение. Тема: «Анализ стихотворения А. А. Ахматовой «Песня последней встречи» Анна Андреевнf Ахматова, наделенная поэтической душой, смогла несколькими пронзительными словами рассказать о тайне любви, трагедии при ее потере и преодолении трагедии в стихотворении «Песня последней встречи». Преодолев пик личной скорби и безнадежность печали, Анна Ахматова в […]...
- Стихотворение А. Ахматовой «Заплаканная осень, как вдова…» (Восприятие, истолкование, оценка.) Анна Андреевна Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэты в России в такую бурную эпоху забывали, что такое свобода, им часто приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью. Но, несмотря на все эти обстоятельства, они все так же продолжали творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы. Так […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Бессонница» В 1914 году свет увидел второй сборник Ахматовой «Четки», закрепивший за ней звание популярнейшей российской поэтессы начала двадцатого столетия. В книгу включено стихотворение «Бессонница». Произведение датировано 1912 годом. Главная его тема обозначена уже в названии. Лирическая героиня текста долгое время не может уснуть по ночам. В первых строках Ахматова при помощи буквально пары деталей создает […]...
- В каких еще произведениях русской лирики звучит мотив жертвенности судеб русских поэтов и в чем оригинальность творческой позиции Б. Л Пастернака? В каких еще произведениях русской лирики звучит мотив жертвенности судеб русских поэтов и в чем оригинальность творческой позиции Б. Л Пастернака? В своем ответе покажите, что в стихотворении «Памяти Добролюбова» (1864) Н. А. Некрасов создает обобщенный образ революционера-демократа, «светильника разума», носителя «сокровищ душевной красоты», аскетического служителя родине и искателя истины. В стихотворении «Пророк» (1874) поэт […]...
- «Песня последней встречи» анализ стихотворения Ахматовой В смутное время, когда XIX век сменялся XX, в мире, находящемся в предчувствии глобальных потрясений, вспыхнула самая яркая в литературе новой эпохи женская поэзия — лирика Анны Ахматовой. Весной 1912 г. вышел ее первый сборник стихов «Вечер». Тираж был совсем небольшим — всего 300 экземпляров, но этого было достаточно, чтобы молодая поэтесса стала знаменитой. Критики […]...
- Блоковская тема в творчестве Анны Ахматовой Я пришла к поэту в гости… А. Ахматова «Серебряный век» русской поэзии богат именами и произведениями. Поэтов связывали сложные, противоречивые, порой ревнивые отношения. Но почти все они признавали масштаб личности Александра Блока, последнего великого русского поэта. И все, так или иначе, испытали на себе его влияние. Не стала исключением и Анна Ахматова. Она была знакома […]...
- Анализ стихотворения «Уединение» Ахматова «Уединение» (1914). Тема предназначения поэтического творчества является основной в этом стихотворении Ахматовой. Лирическая героиня избирает своим уделом одиночество. Единственной исцеляющей силой является искусство, которое способно вывести человека из круга обступивших его мелочных интересов и страстей, подавленности и уныния на горизонты прекрасной и мудрой жизни: Так много камней брошено в меня, Что ни один из них […]...
- «Тайны ремесла» в лирике А. А. Ахматовой «Тайны ремесла» в лирике А. А. Ахматовой Тема поэта и поэзии является традиционной в русской литературе, достаточно вспомнить творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Б. Л. Пастернака и других поэтов. Каждый художник в своей лирике отвечает на вопросы, кто такой поэт и в чем назначение поэзии. Следуя традициям, поэты, однако, вносят […]...
- Анализ стихотворения «Песня последней встречи» А. А. Ахматовой Произведение ранней лирики Ахматовой, «Песня…» отражает драматизм уже в своем названии. Используя Прием антитезы (противопоставления), Ахматова усиливает описываемые чувства лирической героини: «Так беспомощно грудь холодела, // Но шаги мои были легки». Здесь же излюбленные поэтессой «говорящие детали»: перчатка с левой руки, надетая на правую руку, передает ощущение психологического дискомфорта; это состояние усиливает некий ритмический сбой […]...
- «Мне голос был» анализ стихотворения Ахматовой Стихотворение «Мне голос был», написанное в 1917 году, вошло в сборник «Белая гвардия». В одном из самых ярких произведений этого периода творчества Ахматова, откликаясь на события революции 1917 года, поднимает новую для себя тему Родины. Основная тема стихотворения — любовь к Родине. При этом неприятие поэтессой революции сочетается с ее духовным мужеством и патриотизмом. В […]...
- Сочинение на тему: «Особенности лирики А. Ахматовой» Поэзия Анны Андреевны Ахматовой зародилась в период так называемого серебряного века — первых десятилетий XX века. Это эпоха в русской литературе. Первые публикации стихов Ахматовой появились в 10-е годы (с 1907 года), в этот же период вышла ее первая книга. Бесспорно Ахматова изъяла из своего необычного талантливого серебряного века: прежде всего виртуозно развитую культуру словесности, […]...
- Анализ стихотворения «Мне ни к чему одические рати…» А. А. Ахматовой Первая строфа сразу заявляет: это субъективные размышления лирической героини. Стихи, полагает Ахматова, должны быть живыми, неожиданными, преподносить свежие мысли («в стихах все быть должно некстати»). Поэтические строки рождаются несмотря ни на что («Когда б вы знали, из какого сора // Растут стихи, не ведая стыда…»), вдохновенно и даже вопреки. Ахматова приводит удивительные сравнения этого, кажется, […]...
- Стихотворение А. Ахматовой «Сероглазый король» (мини-сочинение) Стихотворение «Сероглазый король» — одно из ранних произведений А. Ахматовой, вошедшее в ее первый поэтический сборник «Вечер». Стихотворение посвящено любовной тематике, оно сюжетно и своими образами напоминает средневековую европейскую песню или балладу. В центре внимания, как всегда у Ахматовой, — мир душевных переживаний лирической героини. По ходу развития лирической темы мы узнаем, что героиня — […]...
- Образ Пушкина в раннем творчестве Анны Ахматовой На примере стихотворения «Смуглый отрок бродил по аллеям…» Описание событий в романах и других произведениях Пушкина неисчерпаемо, возможны разные подходы к нему, в том числе и подход к прочтению и пониманию Пушкина через исследовательские материалы Ахматовой (или «штудии», как называла их сама поэтесса). Правда, не сразу Ахматова начала заниматься серьезным изучением творчества Пушкина. Пытаясь найти […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Я пришла к поэту в гости В жизни Анны Ахматовой было много мужчин, что неудивительно, потому что эта женщина могла одним лишь взглядом пленить человека, даже если видела его впервые в жизни. Ей приписывали некий колдовской магнетизм, а аура самой загадочной и непредсказуемой поэтессы лишь усиливала это впечатление. Впрочем, нашелся один мужчина, который сумел противостоять чарам Анны Ахматовой, и им оказался […]...