“Тайны ремесла” в лирике А. А. Ахматовой

“Тайны ремесла” в лирике А. А. Ахматовой

Тема поэта и поэзии является традиционной в русской литературе, достаточно вспомнить творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Б. Л. Пастернака и других поэтов. Каждый художник в своей лирике отвечает на вопросы, кто такой поэт и в чем назначение поэзии. Следуя традициям, поэты, однако, вносят что-то новое в осмысление темы.

Не исключением является и русская поэтесса XX века Анна Андреевна Ахматова.
Если говорить об этой теме в творчестве Ахматовой, необходимо вспомнить

прежде всего цикл “Тайны ремесла”, а также стихотворения “Музе”, “Муза ушла по дороге…”, “Муза”, “Наше священное ремесло…”, “Художнику” и так далее. Ключевым для понимания смысла указанной проблемы является цикл “Тайны ремесла”. Уже название цикла содержит ответ на вопрос, что же такое творчество. Казалось бы, в названии заключен некий парадокс: с одной стороны, тайны, а с другой – ремесло.

Однако Ахматова считает, что поэзия – это именно ремесло, труд, работа, существующая наравне с остальными ремеслами, но одновременно это ремесло – дар, внезапно настигающий

поэта, поэтому понять его законы невозможно, это тайна, загадка. В первом стихотворении цикла, которое называется “Творчество”, автор как раз и описывает таинственный процесс рождения стихотворения. Поэт как бы не владеет собой, он раб своего дара, связующее звено между некой силой и материальным ее воплощением.

Поэт чувствует приближение вдохновения: истома; поэзия является творцу прежде всего в звуке: бой часов, раскат грома, жалобы, стоны, шепоты, звоны. Но верный звук – один-единственный, “все победивший звук”, потому что истинное творчество уникально. Важно, что поэт Ахматовой, так же, как пророк А. С. Пушкина, наделен особым слухом: “…слышно, как в лесу растет трава, Как по земле идет с котомкой лихо…” Интересно, кроме того, что поэт как бы не пишет произведение, а оно само появляется на бумаге; Ахматова впрямую не указывает, что Бог водит пером художника (как у Пушкина, Лермонтова, Некрасова), однако кто-то диктует ему:
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
Ахматова подчеркивает, что для поэзии нет недостойных объектов, что каждая мелочь может стать темой для стихотворения, что весь мир, полный звуков, запахов, каких-то деталей – “сора”, может неожиданно “вырасти” из стихотворения во всей своей обнаженности. Знаменитые строчки:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда, –
как раз и дают определение поэзии, которая существует независимо от воли поэта, которая включает в себя весь мир и заставляет читателя вглядеться в него и увидеть то, что до того был не в состоянии увидеть.
Поэт впитывает окружающий мир, он даже сам не знает, что воплотится в его будущем стихотворении, но в то же время он человек, допущенный к тайнам, поэтому именно ночь – наиболее плодотворное время суток, именно ночная тишина – самый главный звук в творчестве.
Определение поэзии Ахматова дает также в стихотворении “Про стихи”. Оно напоминает произведение Б. Л. Пастернака “Определение поэзии”, однако творение Ахматовой более “земное”, а не в масштабах вселенной, как у Пастернака, даже указано конкретное место на земле – “под черниговской луной”, чтобы подчеркнуть, что вся окружающая действительность отражается в поэтическом творчестве:
…Это – пчелы, это – донник,
Это – пыль, и мрак, и зной.
Очень важным в творчестве А. А. Ахматовой является образ Музы. Муза – это вечный образ, однако каждый поэт представляет ее по-своему. Для Ахматовой Муза – сестра, “милая гостья с дудочкой в руке”, “обуза”.

Муза одна для всех поэтов, она вдохновляла Данте, Пушкина, поэтому все ценности теряют смысл, когда поэт ждет ее прихода. Однако вдохновение – это тяжелая болезнь, лихорадка, которая и радует, и мучает. Муза – нечастая гостья, она всегда исчезает: “Муза ушла по дороге…”
В лирике Ахматовой появляется еще один образ – читателя. Творчество поэта бессмысленно, если у него не состоялся диалог с читателем – “беседы блаженнейший зной”. По мнению поэта, читатель – тайна, и если творения художника затронули его душу, то эта тайна разгадана, клад найден.

Читатель должен быть не менее талантлив, чем писатель, в противном случае диалог невозможен.
Наш век на земле быстротечен
И тесен назначенный круг,
А он неизменен и вечен –
Поэта неведомый друг.
Подводя итоги, мы должны отметить, что поэзия неисчерпаема, что она берет поэта в плен навсегда, и мир сам ведет поэта навстречу его творчеству, и, пока поэт слышит зов действительности, он творит.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)
Loading...

“Тайны ремесла” в лирике А. А. Ахматовой