Высмеивание неосновательных претензий буржуа Журдена на аристократизм, интеллигентность и образованность

Тип урока: проблемный урок с элементами исследовательской работы.

Лучшее — враг хорошего.

Афоризм.

Ход урока.

I. Актуализация знаний.

Проверка домашней задачи

Работа над кроссвордами, составленными учениками дома.

Пример кроссворда

1

2

3

4

5

6

1. Жанр произведения «Мещанин-Шляхтич». (Комедия).

2. Обедневший дворянин, который занимает деньги у главного

героя произведения. (Дорант).

3. Имя дочери главного героя. (Люсиль).

4. Имя служанки. (Николь).

5. Имя слуги. (Ковьель).

6. Имя маркизы, за которой ухаживали два героя произведения. (Дормена).

Ключевое слово для проверки. Имя автора произведения «Мещанин — шляхтич». (Мольер).

Вопрос к классу:

Если бы я вас попросила символически изобразить образ главного героя пьесы, господина Журдена, какие цвета вы бы использовали? Почему? (Как правило, ученики называют очень яркие, «кричащие» цвета).

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Для отображения сущности главного героя вы

бы использовали насыщенные, яркие цвета. Наверное, из-за того, что он является действительно колоритной личностью, которая надолго запоминается и поражает. Что же в этом образе есть такого, что в течение столетий он остается актуальным и интересным?

Сегодня мы попробуем дать ответ на этот вопрос.

III. РАбота над темой урока.

1. Общая характеристика образа господина Журдена.

Беседа.

(Ученики записывают в тетради ключевые фразы, ответы аргументируют цитатами из пьесы).

Кто господин Журден по происхождению? (Буржуа, чьи родители были торговцами, но он стыдится своего происхождения и образа жизни).

Каких учителей нанимает господин Журден? (Музыки, танцев, фехтования, философии).

Зачем ему это нужно? (Уроки танцев Журдену нужны для того, чтобы изысканно кланяться маркизе, музыке господин Журден учится лишь потому, что «вельможное панство тоже учится музыке»; фехтование хорошо тем, что «…и трус может убить своего неприятеля, а сам всегда останется целый», а вся «философия» сводится к одному: как лучше написать записочку одной великосветской даме, маркизе Дормене).

Какая черта характера господина Журдена является доминирующей? (Сильное стремление быть похожим на дворян).

Какие средства использует Журден, чтобы стать дворянином? (Журден готов много заплатить за то, чтобы люди относились к нему как к благородно рожденному. Кроме того, он готов выдать дочь даже за турка, лишь бы тот был дворянином).

Чем еще, кроме обучения, господин Журден старается подражать дворянам? (Одеждой, привычками, манерами).

Какие черты характера господина Журдена вы бы отметили? (Сообразительность — Журден заметил, что портной украл у него ткань; самоунижение — рабски захвачен тем, что граф ведет себя с ним, «как с равным»; простодушие — постоянно занимает деньги графу Доранту; доверчивость — верит всем похвалам Доранта).

Методический комментарий.

Процесс усвоения содержания художественного произведения проходит такие три стадии:

1) непосредственное восприятие во время чтения текста и воспроизведение образов, описаний, событий и т. п.;

2) осмысление идейного содержания прочитанного (который может опираться на воспроизведенное воображение), что усиливает эмоциональность восприятия;

3) результат идейно-художественного влияния литературного произведения на характер читателя. В процессе анализа содержания и образа персонажа определяются три типа умений: наглядное воспроизведение внешности литературного героя по портретным деталям, представленным в тексте; различение существенных и несущественных черт характера персонажа и средства их выражения в художественном контексте; умение устанавливать связь между образом литературного героя, конкретными людьми и отдельными фактами общественной жизни, выяснять типичное в характере персонажа.

2. Ролевая игра «Перевоплощение».

Представление точки зрения Журдена и восприятие героя другими действующими лицами.

Методический комментарий.

Ученикам, которые получили опережающую задачу, предлагается сыграть роли господина Журдена, графа Доранта, госпожа Журден. Они поочередно выступают перед классом и сообщают (от первого лица) все, что им известно о персонаж, отстаивая «свои» точки зрения и объясняя их. Одноклассники и учитель могут задавать им вопрос, отвечая на которые, ученики отстаивают позиции «своих» героев.

Инструкция для учеников-актеров.

Указать имя, особенности внешности, социальное положение, определенные черты характера, эмоциональное состояние литературного образа; указать отношение автора к персонажу. Отметить авторские средства изображения художественного образа, важное в характере героя; определить место героя в литературном произведении; проявить типичные качества в большем или меньшем круге людей (реальных лиц); увидеть в образе-персонаже человека определенного времени и социального положения; оценить характер героя с точки зрения автора, с точки зрения современности; объяснить мотивы его поведения и поступков.

3. Обобщающая беседа.

— Как вы думаете, почему в качестве эпиграфа был выбран афоризм «Лучшее — враг хорошего»? (Чем не хороша жизнь Журдена? Зачем ему лучше, если он имеет все для того, чтобы себе ни в чем не отказывать? «Честного мещанина» привлекает великолепие придворной жизни, прихоти аристократов, утонченность наук и искусств).

IV. Рефлексия.

«Микрофон».

Продолжите предложение: «Я бы посоветовал господину Журдену…».

V. ДОмашняя задача.

Повторить значение терминов «сатира», «сатирический рассказ», «юмор», «ирония», «антитеза»; заполнить таблицу Элвермана.

Таблица Элвермана

Так

Проблема

Ни

Господина Журдена можно

Понять и поддержать

В его стремлении стать

Дворянином

Методический комментарий.

«Таблица Элвермана». Стратегия направлена на формирование у учеников умения осуществлять всесторонний анализ предложенной проблемы, организацию дискуссии и формирование четкой позиции относительно обсуждаемых проблем, используя подобранные аргументы. Содержание проблемы формулируется таким образом, чтобы ответить как положительно, так и отрицательно.

Количество аргументов и контраргументов должно быть одинаковым.


Высмеивание неосновательных претензий буржуа Журдена на аристократизм, интеллигентность и образованность