Сюжетная линия “Господин Журден и его учителя”

Чаще за все во время изучения комедии на эту сюжетную линию не обращают соответствующего внимания. Тем не менее, как оказывается, именно она становится очень важной для создания всесторонней характеристики главного героя, а также для характеристики времени действия комедии, для осмысления эстетичной своеобразности классицизма и т. п.. Не следует также забывать, что – в композиционном плане. Поэтому именно их характеристика “хозяина жизни” подготавливает восприятие этого персонажа читателями и зрителями.

Мольер дает нам блестящий

пример создания образа героя драматического произведения с помощью приема “герой о герое”. Причины, согласно которым комедия начинается из разговора учителей, также является важной чертой характеристики главного героя. Стараясь мгновенно приобрести изысканное благородство, уверенный, что и в этом случае именно большие деньги решают все возможные проблемы.

Господин Журден начинает чрезвычайно бушующее “обучение”. Учителя музыки, танцев, фехтование, философии – вот которые специалисты имеют “учить” его. На первый взгляд, может даже сложиться впечатление, что такой “универсальный”

подход к собственной “образованию”, к собственному “воспитанию” способен обеспечить господину Журдену достижение нужных ему результатов, но это не так, так как главным становится довольно необыкновенное отношение векового “ученика” и учителей к обучению.

В начале комедии мы узнаем что самые учителя хорошо сознают на самом деле они не смогут научить господину Журдена ничему. И не поэтому не смогут, что они есть профессионально несостоятельными, не потому, что они являются сознательными шарлатанами. Наоборот, каждый из них по-своему – кто больше, кто меньше – в восторге от своей деятельности. Каждый с учителей по-своему заботится о результатах обучения, честно стремится научить чему-то господина Журдена, вместе с тем хорошо понимая, что этот “ученый” некогда не будет учить.

Этого не произойдет некогда. Поэтому самому Журдену нужно не знание, не красивые манеры поведения, не умение элегантно двигаться (танцы и фехтование), не возможность правильно высказывать свои мысли (философия). Зажиточному ученику нужно совсем другое: он старается, чтобы то, что именно он провозглашает красивым, умным, благородным, было признано учителями как такое, что есть красивым, умным, благородным!

Когда господин Журден говорит учителю философии, которая “никакая мораль меня не сдержит”, речь идет не о какой-либо частном случае, а об отношении этого богатея к жизни вообще. Господин Журден давно привык к тому, что большие деньги разрешают ему не обращать внимание на желание других людей, которые не имеют ни денег, ни благородного происхождения, поэтому во время “обучение” он ведет себя не как ученик, а как такой себе “покупатель”, что имеет возможность приобрести все, поэтому и капризничает.

Вместе с тем мужчина хорошо признает собственную необразованность, так как целиком откровенно жалуется учителю философии: “Такая злость меня берет, вспомню, что отец с матерью не учили меня разных наук из детства”. Позднее он также довольно откровенно скажет жене: “Я б с радостью разрешил отхлестать себя тут при всех хотя и сейчас, лишь бы только знать все то, чего учат в школе!” Но воспринимает он эту необразованность в первую очередь как такой недостаток, который мешает ему свободно чувствовать в мире шляхтичей, достичь желательного. Поэтому он отвечает жене: “Я хочу ума набраться, чтобы не пасть задних в приличном обществе”.

Итак, господин Журден не ценит сами знания, культуру, он лишь старается без толку скопировать внешние вещи, которые, по его мнению, может помочь ему превратиться на настоящего шляхтича.

Вместе с тем, несмотря на будто бы признание важности образования, его отношение к знаниям очень, так сказать, практическое. Он искренне испытывает удивление обычным для каждого просвещенного человека вещам, одновременно здравый смысл помогает Журдену избегнуть в отношениях с учителями окончательного преобразования на “ходячую забавность”.

Кое-кто с учителей высказывает ему лесть, которая лишала его здравого смысла, предопределяют выполнять требования, которые превращают его в посмешище. Но в то самое время самые учителя должны отказаться от красивого вкуса, от профессионального выполнения своих обязанностей, когда господин Журден настаивает на том, чтобы всегда и все было лишь так, как он того хочет. Аргумент, которым его будто бы можно убедить сделать всегда простой, учителю нужно лишь дать положительный ответ на его вопрос: “А у вельможных господ такие штуки бывают?” Тогда господин Журден соглашается выполнять, но всегда настаивает на том, чтобы именно его точка зрения, его взгляд были “эстетично правильными”!

Когда один из учителей говорит: “Мы здесь для того, чтобы выполнять все ваши желания”, он не только дает возможность господину Журдену издеваться над искусством, а и сам отказывается от звания художника. Он предает свое назначение, так как настоящее искусство некогда не приделывается к вкусам “публики”, оно, наоборот, формирует эти вкусы, повышает культурный уровень общества. В сущности говоря, это самые художники своим безоговорочным поведением делают так, чтобы зажиточные невежды становились законодателями мод в мире искусства, когда вместо творцов становятся своеобразными прислужницами этих “хозяев жизни”.

Этот момент можно считать автобиографическим, ведь сам драматург хорошо знал, что такое с помощью искусства “обслуживать” интересы тех, кто, как говорят, “заказывает музыку”. Вот две – противоположные – точки зрения на искусство и художника, с которыми мы встречаемся в комедии: “…похвала опытных людей – высочайшее наслаждение”; “Понимание искусства у него (господина Журдена) в кошельке, а похвала его – червонцы”. “Художник и власть” (в том числе власть денег!) – вот какую проблему поднимает Мольер в изучаемой комедии, разные аспекты взаимоотношений художника и власти рассматриваются в процессе осмысления отношения господина Журдена к учителям и учителям к господину Журдена. Треба признать, что эта проблема принадлежит к “вечным” проблемам искусства и художников, поэтому эта сюжетная линия дает возможность выяснить не только характер главного героя, ее обработка выводит школьников на общечеловеческие ценности и проблемы.

Подытоживая рассмотрение этой сюжетной линии, укажем, что раскрытие отношения господина Журдена к учителям и учителям к “шляхтичу” должны происходить путем привлечения ключевых фрагментов текста комедии. В наиболее подготовленных классах целесообразно предложить ученику подготовить сообщение (исследовательский метод) из темы “Учителя и “хозяева” в комедии русского драматурга Дениса Фонвизина “Недоросль”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сюжетная линия “Господин Журден и его учителя”