“Все разваливается” – перемены в культурной жизни во втором десятилетии XX века
Предчувствием близкого “переворота”, “апокалипсиса”, “конца света” проникнуты не только романы Генриха Манна. В 1911 году Берлинский театр имени Лессинга показал новую пьесу Г. Гауптмана “Крысы”, в которой переплетаются комическая линия, связанная с потерпевшим крах театральным директором, и линия трагическая, связанная с бездетной женой каменщика Йона. В конце пьесы Йон выкрикивает слова, символичность и пафос которых, пожалуй, не слишком оправданы предшествующими событиями: “Все сгнило, все здесь разваливается.
Все качается и может в любой момент рухнуть, начиная с самого чердака”. В романах Гауптмана “Юродивый Эммануэль Квинт” (1910) и “Атлантида” (1912) тема кризиса вновь усиливается апокалипсическими мотивами. В новелле Т. Манна “Смерть в Венеции” (1911) личный кризис героя совпадает со временем, когда ощущается приближение кризиса, грозящего всему европейскому континенту.
Явственные симптомы радикализации в противоположном направлении наблюдались и в той литературе, которая обслуживала интересы правящих классов. Еще в 1907 году Карл Либкнехт
В 1914 году такие авторы, как Эрнст Лиссауэр и Вальтер Флекс, выпускали книги, сыгравшие немалую роль в воспитании послушного “человеческого материала”.
Одним из важных признаков, характеризующих перемены в культурной жизни во втором десятилетии XX века, является объединение молодых писателей и художников в новые группировки. Они были на десять лет моложе поколения авторов, добившихся известности, и о своем несогласии с условиями, сложившимися в искусстве и обществе, заявляли непривычно громко и дерзко, требуя признания для совершенно новых течений в искусстве. В Италии и России их называли футуристами, во Франции и Германии – экспрессионистами.
Подъем экспрессионизма, его внутренние разногласия и, наконец, его закат ознаменовали собою сравнительно длительный период в развитии европейской и немецкой литературы, продолжавшийся до середины 20-х годов, хотя, разумеется, этот период не исчерпывался одним направлением. Такие писатели, как К. Штернхейм и Ф. Кафка, вряд ли разделяли мировоззренческие и эстетические принципы экспрессионистов и не примыкали к их кружкам. Однако их произведения обнаруживали те же содержательные и формальные элементы, которые характеризовали литературу второго десятилетия в целом, свидетельствуя о том, что она вступала в фазу перелома.
- Разговор о будущем во втором действии пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад”. (Анализ сцены.) У А. П. Чехова не бывает “лишних”, случайных фраз, слов. Каждая деталь всегда крепко и логично связана с основным содержанием. Поэтому декорации второго действия пьесы “Вишневый сад” символичны: “старая, покосившаяся, давно заброшенная часовенка…”, “камни, когда-то бывшие могильными плитами…”, “неясно обозначенный город, который бывает виден только в очень хорошую погоду…”. Понимание героями прошлого и будущего проявляется […]...
- Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции Все мы люди. Мы живем на планете Земля, ежечасно и даже ежеминутно взаимодействуем с другими людьми или с определенными “изобретениями человечества”. Все мы, в своем существовании, подчиняемся единым законам жизни (рождаемся, взрослеем, старимся и умираем). И, в то же время, каждый из нас глубоко индивидуален и живет по собственным законам, которые основаны на наших, сугубо […]...
- Грибоедов, Горе от ума. Какой конфликт зарождается во втором действии? Грибоедов, Горе от ума. Какой конфликт зарождается во втором действии? Какой конфликт зарождается во втором действии? Когда и как это происходит? Во втором действии зарождается и начинает развиваться социально-нравственный конфликт между Чацким и фамусовским обществом, “веком нынешним” и “веком минувшим”. Если в первом действии он намечается и выражается в насмешках Чацкого над посетителями дома Фамусова, […]...
- Какую роль в характеристике Катерины играет монолог в действии втором явлении десятом (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”)? Монолог Катерины (действие второе явление десятое пьесы А. Н. Островского “Гроза”) является одним из ключевых в понимании характера этой героини. В этом эпизоде мы наблюдаем за душевными метаниями Катерины. Ей в руки попадает ключ от калитки, и женщина вольна решать: пойти ли ей на свидание к Борису или остаться верной Тихону. По сути, Катерина стоит […]...
- Перемены всегда к лучшему! – Change is always for the better! I believe that a change is always for the better. You may ask: “What is a change?” A change is an opportunity to discover yourself in different sides of your personality. Also, it means that you go to the new level of your life position. One of the best examples of a change is a […]...
- Мастерство реалистического изображения жизни в одном из произведений русской литературы XX века Вы, русские, крепко любите Шолохова, но все же полностью не можете представить, кем он является для всего человечества… Жан Катала Когда мне было восемь лет, я побывала в станице Вешенской, родине нашего великого писателя-реалиста Михаила Шолохова. До сих пор не могу забыть красоту донской степи, которую так ярко описал он в своих произведениях, величавое течение […]...
- Мастерство изображения народной жизни в одном из произведений русской литературы XX века. (В. Г. Распутин. “Живи и помни”.) Произведения современных писателей остро описывают нашу повседневную, обыденную жизнь, показывая ее недостатки и упущения. Писатели на реальных эпизодах современной действительности пытаются выявить, обозначить и показать негативные стороны общественной и индивидуальной жизни людей. Мне дана возможность поразмышлять над книгой “Живи и помни” современного русского писателя В. Распутина, который создал прекрасные произведения о русских людях, о русской […]...
- Мастерство в изображении народной жизни в одном из произведений русской литературы XX века Народный роман. Если есть такой жанр, то это жанр моего любимого “Тихого Дона”. Удивительный, совершенно не похожий ни на кого Шолохов и не менее удивительный, совершенно уникальный роман. Только они оба похожи на донскую степь – ковыльную вольницу, по которой волны бегут почти всегда в одном направлении и лишь изредка вдруг завихрятся на одном месте […]...
- “Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого “После бала”? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях? Рассказ Л. Н. Толстого “После бала” поднимает важные общечеловеческие проблемы: что есть честь, долг, совесть, как следует вести себя, чтобы называться настоящим человеком, что важнее – суд людей или суд Божий. Это произведение рисует два эпизода из жизни одного человека – генерала Б. Сначала мы видим его на балу по случаю окончания масленичной недели. Здесь […]...
- По тексту С. Виноградова Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие (ЕГЭ по русскому) В современном мире, кажется, нет таких людей, которые не использовали бы хоть изредка нецензурную лексику в своей речи. Но раньше употребление бранных слов считалось явным признаком бескультурья, и поэтому редко можно было бы услышать нецензурные слова от умных, культурных, воспитанных людей, нежели сейчас. Автор данного для анализа текста задумывается над проблемой того, является ли сквернословие […]...
- Роман “Евгений Онегин” – энциклопедия русской жизни 20-х годов XIX века Пушкин – величайший русский поэт XIX века. Изучая его творчество со школьной скамьи, мы все же знаем его поверхностно и, постоянно читая его, открываем все новые и новые грани его творчества. Нет сомнения, что лучшие произведение Пушкина – это роман в стихах “Евгений Онегин”. Уникальным его делает широта охвата действительности, многосюжетность, описание отличительных особенностей эпохи, […]...
- Мастерство изображения народной жизни в одном из произведений русской литературы XIX века Николай Алексеевич Некрасов назвал поэму “Кому на Руси жить хорошо” “эпопеей народной жизни”. Само авторское определение указывает на центральный образ поэмы – русский народ. Творческой основой народа, силой, создающей нацию, Некрасов считал крестьянство. Русское крестьянство предстает в поэме как собирательный образ, многоликое явление и раскрывается и в массовых сценах, и в образах отдельных персонажей. В […]...
- Мастерство реалистического изображения жизни в одном из произведений русской литературы XIX века. (А. С. Грибоедов. “Горе от ума”.) Успех пьесы “Горе от ума”, появившейся накануне восстания декабристов, был чрезвычайно велик. “Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет”, – так охарактеризовал сам Грибоедов атмосферу дружеского внимания, любви и поддержки, которой окружили комедию и ее автора передовые русские люди двадцатых годов. По словам Пушкина, комедия “произвела неописанное действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими […]...
- Зарубежная литература XX века Западноевропейская и американская литературы в течение первой половины ХХ века развивались под знаком двух мировых войн, связанного с ними кризиса культуры и моральных устоев западного общества. Предчувствие кризиса появилось уже в конце XIX века, который принято считать золотым веком литературы. О ней сигнализировали деградация буржуазного идеала, замена просветительской концепции культуры концепцией предпринимательской. На рубеже ХІХ-ХХ […]...
- Сочинение Русская литература 20 века Начало двадцатого века в русской литературе это яркость “Серебряного века” во всем культурном наследии. Критические настроения порождали литературные шедевры и открывали новые имена. Время реалистов с критическим взглядом. Начал активно развиваться модерн. Писатели и поэты того времени глубоко проникали не только в умы, но и в души человеческие. Время было сложное. Капитализм, революционные взгляды наряду […]...
- Начало пути М. Е. Салтыкова-Щедрина (о жизни и творчестве в 50-60 гг. XIX века) Салтыков родился в Тверской губернии, в дворянской семье. Образование он получил в Царскосельском лицее, том самом, в котором некогда учился Пушкин. Легко понять, как сильны были в лицее воспоминания о великом поэте; там существовала устойчивая поэтическая традиция. Не устоял перед общим увлечением и Салтыков. Он тоже писал стихи, некоторые из них даже были напечатаны. Так […]...
- Проблема роли юности в жизни человека. По тексту Н. В. Суворовой Великий немецкий философ Иммануил Кант в конце XIX века сказал (ЕГЭ по русскому) Прочитанный текст составлялся автором, который в качестве базовой основы для его написания воспользовался высказываниями И. Канта. Они касаются размышлений о том, что самыми сложными в жизни человека считаются годы его юности. Рассуждения посвящены отношению к этому периоду с позиции представителей молодежной среды и зрелых людей. Насколько легко быть молодым? Что означают понятия Зрелость, взрослость? Этими […]...
- ОБЩИЙ ОБЗОР ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА Серебряный век русской поэзии – период рубежа 19-20 веков. Это период расцвета поэзии, философской и религиозной мысли. Основные направления и школы серебряного века: Модернизм. Модернизм как одно из ведущих направлений в искусстве начала XX века. Предпосылки модернизма и входящих в него течений в русской литературе {романтическая поэзия В. А. Жуковского, философская лирика Ф. И. Тютчева, […]...
- ПОИСКИ СМЫСЛА ЖИЗНИ МОЛОДЫМИ ЛЮДЬМИ НАЧАЛА XIX ВЕКА (Чацкий и Онегин) В произведениях ПушкинА “Евгений Оне- гин” и ГрибоедовА “Горе от ума” изображен один и тот же период в жизни русского об- щества – годы накануне восстания декабри- стов. В то время дворянское общество разде- лилось как бы на три группы. Большая часть дворян проводила время на балах, и ее со- вершенно не интересовала ни судьба […]...
- Поиски смысла жизни молодыми людьми начала XIX века (по произведениям А. С. Грибоедова “Горе от ума” и А. С. Пушкина “Евгений Онегин”) В произведениях А. С. Пушкина “Евгений Онегин” и А. С. Грибоедова “Горе от ума” изображен один и тот же период в жизни русского общества – годы накануне восстания декабристов. В то время дворянское общество разделилось как бы на три группы. Большая часть дворян проводила время на балах, и ее совершенно не интересовала ни судьба народа, […]...
- Кратко о русской литературе начала XX века Начало XX в. характеризуется обогащением литературы критического реализма, появлением произведений социалистического реализма, развитием модернистских течений. Фоном литературных поисков было бурное развитие капиталистических отношений и революционного движения марксистского характера, а наряду с этим – глубокие религиозно-философские теории, возникающие в условиях тотального кризиса всех сторон жизни. В литературе усилилось стремление дойти до самых глубин человеческой души, понять […]...
- Поиски смысла жизни молодыми людьми начала XIX века (А. С. Грибоедов “Горе от ума” и А. С. Пушкин “Евгений Онегин”) В произведениях Пушкина “Евгений Онегин” и Грибоедова “Горе от ума” изображен один и тот же период в жизни русского общества – годы накануне восстания декабристов. В то время дворянское общество разделилось как бы на три лагеря. Большая часть дворян проводила время на балах, и ее совершенно не интересовала ни судьба русского народа, ни судьба родины. […]...
- Вопрос жизни и смерти в произведении Эрика Шмитта Оскар и Розовая дама (Литература XX века) Вопрос жизни и смерти – это не новая тема в литературе. Ее рассматривали с разных сторон. Но вот никогда еще не встречала, чтобы такие сложные проблемы решал ребенок. Сразу хочу отметить, что даже небольшой объем пьесы оставляет глубокие впечатления. Сама история заключается в том, что десятилетний мальчик столкнулся со страшной болезнью. Ни доктор, ни родители […]...
- Своеобразие творчества одного из поэтов Серебряного века (Н. Гумилев) Период русской литературы, который принято называть Серебряным веком, подарил нам большое количество интереснейших поэтов. Именно в это время в искусстве ярко проявился поиск нового содержания, новых приемов, новой формы всех видов творчества. Естественно, литература не стала исключением. Для этого периода свойственен отказ от традиций и крайнее новаторство, искусство стремилось как можно полнее и достовернее отразить […]...
- “Нет поэзии в безмятежной и блаженной жизни! Надо, чтобы что-нибудь ворочало душу и жгло воображение” (Д. Давыдов) (по лирике поэтов Серебряного века русской поэзии) О свобода, очарование моей жизни, без Тебя работа – это пытка, а жизнь – Долгое умирание. П. Прудон Серебряный век – время великих талантов, великих поэтов. Их стихотворения говорят сами за себя, они раскрывают их внутренний мир, чувства, переживания, мысли. Огромное влияние на Серебряный век оказал Золотой век. Среди замечательных поэтов этой эпохи начала XX […]...
- Сочинение на тему: ЛЕГЕНДА О БИБЛЕЙСКОЙ МАННЕ ЛЕГЕНДА О БИБЛЕЙСКОЙ МАННЕ Легенду о библейской манне до сих пор не удалось разгадать. В Ветхом Завете описан долгий путь евреев из Египта в землю обетованную. И голодать стали люди. Тогда взмолился пророк Моисей, и послал Бог манну небесную, которой все насытились. Что за манна, легенда не говорит. Предположения строились разные. Наиболее популярны два варианта. […]...
- ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. Н. ОСТРОВСКОГО (1823-1886) Детские годы драматурга, проведенные в Замоскворечье. Учеба на юридическом факультете Московского университета. Увлечение театром. Служба в Московском совестном суде (1843 г.) и в Московском коммерческом суде (1845 г.). Периодизация творчества. 1. Ранний период творчества. Поиски пути. Влияние “натуральной школы”. Островский – “Колумб Замоскворечья”. Пьесы “Банкрот”, “Свои люди – сочтемся!” 2. “Москвитянинский” период. Участие в кружке […]...
- Отражение жизни русского общества XIX века в романе Александра Пушкина “Евгений Онегин” В восьмой главе “Евгения Онегина”, когда действие романа уже близится к развязке, Пушкин приводит свою Музу на блестящий светский раут, где есть нечто и от “упоения”, и от “омута”, о которых он упомянул. Муза здесь – живое, олицетворенное видение, и встреча с ней – повод для Пушкина окинуть быстрым, но не поспешным взором главные этапы […]...
- Столкновение “века нынешнего” и “века минувшего” “Главная роль, конечно, – роль Четкого, без которого не было комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов”. И. А. Гончаров Нельзя не согласиться с Гончаровым, что фигура. Чацкого определяет конфликт комедии – конфликт двух эпох. Он возникает потому, что в обществе начинают появляться люди с новыми взглядами, убеждениями, целями. Такие люди не лгут, не приспосабливаются, […]...
- В жизни всегда есть место подвигам Я думаю, что инвалидов и людей, которые работают с ними, можно назвать людьми, совершающими подвиги каждый день. К сожалению, жизнь инвалидов в наше время очень трудна. Такие проблемы, как недостаток спецприспособлений для передвижения, сложность получения образования, недостаток рабочих мест, небольшие денежные пособия, лишают инвалидов возможности вести полноценный образ жизни и изолируют их от общества, оставляя […]...
- Сочинение на тему: “Периодизация литературы двадцатого века” В связи с огромным разнообразием событий, произошедших в двадцатом веке, проблема периодизации литературного процесса решается неоднозначно. В основном, многие исследователи разделяют двадцатый век на периоды по десять-двадцать лет. Несомненно, для исследователей это удобно, но для понимания динамики литературного процесса и развития его выдающихся писателей и поэтов – нет. Многие исследователи основательно считают 1914-1917 годы рубежом […]...
- Классики русской литературы XX века и революционное движение (Литература XX века) Русская художественная литература XIX века блистает длинным рядом имен, давно получивших не только национальное, но и мировое признание. В этот классический ряд выстроились такие изумительные фигуры, как Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Достоевский, Толстой и другие – вплоть до Чехова. Все они вышли из определенной социальной среды, каждый из них был тесными узами связан со […]...
- Образец сочинения: Столкновение “века нынешнего” и “века минувшего” Сочинение на примере комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Персонаж Чацкого, созданный А. С. Грибоедовым в комедии “Горе от ума”, является, пожалуй, определяющим в изображении конфликта двух эпох – “века нынешнего” и “века минувшего”. Появление этого конфликта связано с тем, что общество получает новых людей, которые имеют взгляды и мысли, которые в корне отличаются […]...
- Тенденции социально-экономического развития России в начале 20-го века 8.1.1. Тенденции социально-экономического развития Для России рубежа XIX-XXвв. были характерны следующие тенденции социально-экономического развития: в экономике: мощный промышленный подъем (период с конца XIX в. до начала Первой мировой войны называют временем царской индустриализации), поэтому на рубеже веков Россия вступает в стадию аграрно-индустриального общества; Россия вступает в стадию империализма (монополистического капитализма): возникновение монополий в промышленности и […]...
- Постмодернизм в прозе XX века Постмодернизм – явление, первоначально проявившееся и теоретически оформившееся в западном искусстве. Среди литературоведов термин впервые применил Ихаб Хассан в 1971 г., первый манифест постмодернизма сочинил Лесли Фидлер, а в 1979 г. вышла книга Ж. Лотара “Постмодернистское состояние”, в которой философски осмысливалось состояние мира в период развития средств массовой коммуникации, способствующих замене реального мира компьютерной иллюзией. […]...
- В чем смысл жизни? (По рассказу Д. Лондона “Любовь к жизни”) Джек Лондон занимался литературным творчеством около двадцати из сорока прожитых им лет, успехи писателя поразительны. Современники следили за взлетом и судьбой Джека Лондона с радостью и неприкрытым интересом. Из писателя пытались сделать живую рекламу “общества равных возможностей”, то есть Америки. Мол, вот воплощение идей о настоящем обществе: пасынок фермера, мальчик-работяга, который не смог получить высшего […]...
- Творчество поэта Серебряного века (Н. С. Гумилев) Как в чистом брильянте преломляется солнечный луч, обреченный на мгновенную же гибель, так и в судьбе Гумилева можно увидеть преломление светлой и трагической судьбы российской интеллигенции. Еще будучи в стенах гимназии, в 1905 году девятнадцатилетний поэт выпустил свой первый сборник – “Путь конквистадоров”. В нем совершенно точно выражено отношение поэта к своему учителю поэту Иннокентию […]...
- Модернизм и европейская культура начала XX века Первая мировая война (1914-1918) – водораздел между двумя культурными вехами. Кризисные умонастроения в Европе в начале XX века. Переоценка гуманистических ценностей, завоеваний предшествующей эпохи. Критика викторианской идеологии. Активизация ницшеанских идей в обществе; актуальность тезиса – “все боги мертвы”, и, как следствие, дискредитация христианских ценностей. Величайший умственный разброд, “агония европейской души” (П. Валери). Восприятие кризиса как […]...
- Революционная поэзия в Германии начала ХХ века В 1919 году вышла в свет поэтическая антология “Товарищи человечества”, изданная поэтом и драматургом Людвигом Рубинером (1891-1920). Эта антология преследовала цель представить не экспрессионистские стихи, а “поэзию мировой революции”. В этой книге наряду с несколькими французскими авторами участвовали Л. Боймер, И. Р. Бехер, А. Эренштейн, К. Эйнштейн, И. Голл, В. Газенклевер, А. Холичер, Г. Лахман, […]...
- Символизм в литературе “серебряного века” (конец XIX – начало XX века) Символизм был самым значительным явлением в поэзии “серебряного века”. Возникнув в 1890-е годы как протест против позитивизма и “бескрылого реализма”, символизм был эстетической попыткой уйти от противоречий реальной действительности в область вечных идей, создать надреальный мир. Теоретические основы символизма дал Д. С. Мережковский в лекции 1892 года “О причинах упадка и новых течениях современной русской […]...