“Все разваливается” – перемены в культурной жизни во втором десятилетии XX века

Предчувствием близкого “переворота”, “апокалипсиса”, “конца света” проникнуты не только романы Генриха Манна. В 1911 году Берлинский театр имени Лессинга показал новую пьесу Г. Гауптмана “Крысы”, в которой переплетаются комическая линия, связанная с потерпевшим крах театральным директором, и линия трагическая, связанная с бездетной женой каменщика Йона. В конце пьесы Йон выкрикивает слова, символичность и пафос которых, пожалуй, не слишком оправданы предшествующими событиями: “Все сгнило, все здесь разваливается.

Все грозит рассыпаться, все подточено крысами и мышами.

Все качается и может в любой момент рухнуть, начиная с самого чердака”. В романах Гауптмана “Юродивый Эммануэль Квинт” (1910) и “Атлантида” (1912) тема кризиса вновь усиливается апокалипсическими мотивами. В новелле Т. Манна “Смерть в Венеции” (1911) личный кризис героя совпадает со временем, когда ощущается приближение кризиса, грозящего всему европейскому континенту.

Явственные симптомы радикализации в противоположном направлении наблюдались и в той литературе, которая обслуживала интересы правящих классов. Еще в 1907 году Карл Либкнехт

писал, что германский милитаризм существует не только в виде германской армии, но и в виде системы насаждения милитаристского духа, который пропитал общественную жизнь и быт целого народа 38. И эта система активно действовала.

В 1914 году такие авторы, как Эрнст Лиссауэр и Вальтер Флекс, выпускали книги, сыгравшие немалую роль в воспитании послушного “человеческого материала”.

Одним из важных признаков, характеризующих перемены в культурной жизни во втором десятилетии XX века, является объединение молодых писателей и художников в новые группировки. Они были на десять лет моложе поколения авторов, добившихся известности, и о своем несогласии с условиями, сложившимися в искусстве и обществе, заявляли непривычно громко и дерзко, требуя признания для совершенно новых течений в искусстве. В Италии и России их называли футуристами, во Франции и Германии – экспрессионистами.

Подъем экспрессионизма, его внутренние разногласия и, наконец, его закат ознаменовали собою сравнительно длительный период в развитии европейской и немецкой литературы, продолжавшийся до середины 20-х годов, хотя, разумеется, этот период не исчерпывался одним направлением. Такие писатели, как К. Штернхейм и Ф. Кафка, вряд ли разделяли мировоззренческие и эстетические принципы экспрессионистов и не примыкали к их кружкам. Однако их произведения обнаруживали те же содержательные и формальные элементы, которые характеризовали литературу второго десятилетия в целом, свидетельствуя о том, что она вступала в фазу перелома.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Все разваливается” – перемены в культурной жизни во втором десятилетии XX века