Начало пути М. Е. Салтыкова-Щедрина (о жизни и творчестве в 50-60 гг. XIX века)
Салтыков родился в Тверской губернии, в дворянской семье. Образование он получил в Царскосельском лицее, том самом, в котором некогда учился Пушкин. Легко понять, как сильны были в лицее воспоминания о великом поэте; там существовала устойчивая поэтическая традиция.
Не устоял перед общим увлечением и Салтыков. Он тоже писал стихи, некоторые из них даже были напечатаны. Так уж случилось в русской литературе, что многие прозаики начинали со стихов.
Что касается Салтыкова, то он очень не любил впоследствии вспоминать о своих поэтических
После окончания лицея Салтыков служил чиновником в Петербурге, с большим увлечением знакомится он в это время с новыми движениями в общественной жизни, пробует свои силы в области прозы. Здесь он нашел свою дорогу.
Уже первая его повесть “Противоречия” (1847), посвященная изображению будничной повседневности, была полемически противопоставлена любым попыткам приукрасить действительность. Сюжет повести, обрисовка действующих лиц до некоторой степени напоминают Роман Герцена “Кто виноват?”.
В повести отчетливо звучит тема социальных противоречий, коверкающих судьбы героев, лишающих
Ранние повести Салтыкова привлекли внимание царского правительства, и он “за вредный образ мыслей” был в 1848 г. сослан в Вятку, где находился до 1855 г., т. е. весь период так называемого “мрачного семилетия”. Впечатления провинциальной жизни послужили началом для создания “Губернских очерков” (1856-1857), изданных под псевдонимом Н. Щедрин (с тех пор этот псевдоним становится обычным для писателя). Очерки были восторженно встречены всеми передовыми людьми эпохи.
В новых произведениях Салтыкова-Щедрина, написанных в конце 50-х – начале 60-х гг. XIX в., усиливаются сатирические мотивы, появляются гротескно заостренные образы-символы, собирательные характеристики (“Невинные рассказы”, “Сатиры в прозе”). Щедрин активно сотрудничает с журналом “Современник”, печатает там много публицистических статей.
Глубокие раздумья писателя о судьбах родной страны, о ее прошлом и настоящем, истории и современности отразились во многих его произведениях, но наиболее рельефно и отчетливо – в “Истории одного города”.
- Начало пути М. Е. Салтыкова-Щедрина Салтыков родился в Тверской губернии, в дворянской семье. Образование он получил в Царскосельском лицее, том самом, в котором некогда учился Пушкин. Легко понять, как сильны были в лицее воспоминания о великом поэте; там существовала устойчивая поэтическая традиция. Не устоял перед общим увлечением и Салтыков. Он тоже писал стихи, некоторые из них даже были напечатаны. Так […]...
- Темы сочинений по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина < p>1. Идейный смысл и художественное своеобразие сатирических сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. 2. Особенности жанра сказки у М. Е. Салтыкова-Щедрина. 3. Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. 4. “Сказки” М. Е. Салтыкова-Щедрина как образец социально-политической сатиры. 5. Идейно-тематическое содержание “Сказок” М. Е. Салтыкова-Щедрина. 6. Положительные идеалы М. Е. Салтыкова-Щедрина в его сказках. 7. […]...
- Сказки Салтыкова-Щедрина За свою жизнь Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин написал огромное множество различных произведений, но наибольшей популярностью всегда пользовались его сказки. Конечно, и до Салтыкова-Щедрина многие писатели писали сказки, но новаторство писателя в том, что он внес в них сатиру, причем очень острую. В свои сказки Салтыков-Щедрин вложил весь свой жизненный опыт. Писателю удалось вложить в них множество […]...
- Жанр сказки в творчестве Михаила Салтыкова-Щедрина Сказки Салтыкова-Щедрина – это длинная череда миниатюрных по объему картин, в которых запечетлена жизнь русского общества. Постепенно вызревая в творчестве писателя из фантастических и образных элементов его сатиры, сказки выкристаллизовались как жанр, хронологически завершивший сатирическое творчество писателя. Фольклорные заставки, а также использование множества пословиц и поговорок – усилили сказочность сатирических миниатюр Салтыкова-Щедрина. В своих сказках […]...
- Биография Салтыкова-Щедрина Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович – русский писатель-реалист, критик, автор острых сатирических произведений, известный под псевдонимом Николай Щедрин. Детство и образование Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился 15 января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Начальное образование будущий писатель получил в домашних условиях – с ним занимались крепостной живописец, сестра, священник, гувернантка. В 1836 […]...
- Сочинение на тему Басенное начало в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказки Салтыкова-Щедрина называют баснями в прозе, в них отчетливо прослеживаются фольклорные и русская сатирическая литературная традиции. В его сказках правдиво раскрываются проблемы народа. Сатирик зло обличает самодержавие, либерализм и господствующий класс, явно подчеркивает тупость, лень, неспособность правящей верхушки мыслить и работать. В сказках Салтыкова-Щедрина отсутствует положительный герой, даже в “Повести о том, как один мужик […]...
- Сатира в творчестве Михаила Салтыкова? Щедрина Имя Салтыкова Щедрина стоит в одном ряду с такими всемирно известными сатириками, как Марк Твен, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт и Эзоп. Сатиру всегда считали “неблагодарным” жанром – государственный режим никогда не принимал едкую критику писателей. Народ пытались оградить от творчества таких деятелей самыми разными способами: запрещали книги к изданию, ссылали писателей. Но все было напрасно. […]...
- Тест по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина 1. Какой главный прием использует М. Е. Салтыков-Щедрин для создания сатирического образа города Глупова? А. Гротеск Б. Сравнение В. Метафора 2. Против чего направлена сатира в “Истории одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина? А. Крепостничество Б. Бюрократизм В. Глупость 3. Кто из перечисленных персонажей не является градоначальником города Глупова? А. Фердыщенко Б. Угрюм-Бурчеев В. Прыщ Г. […]...
- Вопросы и ответы к творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина 1. Каковы основные темы творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина? Через все творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина проходят три основные темы: социальное неравенство в России, нравственно-психологическая деградация дворянства, народ и буржуазная интеллигенция. Эти темы раскрыты соответственно в “Губернских очерках”, “Помпадурах и помпадуршах”, “Истории одного города”, “Господах Головлевых”. Все эти темы находят отражение и в “Сказках”. 2. Какая деталь […]...
- Как я понимаю значение сатиры в творчестве Салтыкова Щедрина Имя Салтыкова Щедрина стоит в одном ряду с такими всемирно известными сатириками, как Марк Твен, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт и Эзоп. Сатиру всегда считали “неблагодарным” жанром – государственный режим никогда не принимал едкую критику писателей. Народ пытались оградить от творчества таких деятелей самыми разными способами: запрещали книги к изданию, ссылали писателей. Но все было напрасно. […]...
- Идейный смысл и художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина Идейный смысл и художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина I. “Это был писатель-боец, стоявший на юру” (И. С. Тургенев). II. Мастер социально-политической сатиры. 1. “Я вырос на лоне крепостного права. Я видел царство испуга”. Голос революционного демократа в аллегорическом жанре разоблачительной сатиры. 2. Переосмысление сказочно-фольклорных образов и сюжетов. 3. Салтыков-Щедрин – “представитель партии коренного переворота” (А. Герцен), […]...
- Новые тенденции в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина (о сатирических циклах 70-х гг. XIX века) Новые тенденции, проявившиеся в пореформенной жизни, нашли всестороннее раскрытие в очерках Щедрина, объединенных названием “Дневник провинциала в Петербурге”. Повествование ведется от имени некоего провинциала, который, приехав в Петербург, предполагал найти в столице центр просвещения, образованности и вольномыслия, а находит торжество хищничества, цинизм, разврат, разгул реакции и предательство. Разоблачение капиталистического хищничества становится центральной темой для всего […]...
- Особенности жанра сказки в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов, и Н. В. Гоголь, и Н. А. Некрасов. М. Е. Салтыков-Щедрин взял за основу одного из лучших своих сатирических циклов сказку, самый, пожалуй, любимый народом жанр. Оружием М. Е. Салтыкова-Щедрина всегда была сатира. […]...
- Особенности авторских приемов в творчестве Салтыкова-Щедрина Среди огромного наследия М. Е, Салтыкова-Щедрина сказки занимают особое место. Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов, и Н. В. Гоголь, и Н. А. Некрасов. М. Е. Салтыков-Щедрин взял за основу одного из лучших своих сатирических циклов сказку, самый, пожалуй, […]...
- Тема либеральной болтовни в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина очень многообразно. В поэтическом наследии писателя огромное значение имеют сказки. Они привлекают жизненной правдой, честностью. К теме либеральной болтовни относятся сказки: “Карась-идеалист”, “Либерал”. Я хотела бы остановиться на первой. Главными героями этой повести являются карась и ерш. Их главная цель в сказке – определить, какой же на самом деле мир. Карась […]...
- Значение сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина Он был умен, честен, суров и никогда не замалчивал правды, как бы она ни была прискорбна… М. Горький Мне кажется, без писателя Салтыкова-Щедрина невозможно разобраться в политической жизни второй половины XIX века. Значение его сатирических произведений для истории России огромно. Многое из того, что произошло в политической жизни нашей страны уже в нашем веке, было […]...
- Особенности авторских приемов в творчестве Михаила Салтыкова-Щедрина М. Е Салтыков-Щедрин один из самых известных сатириков 19 века. Писатель проявил себя во многих жанрах литературы, таких как романы, повести, рассказы, очерки, сказки. Почти все произведения Салтыкова-Щедрина имеют сатирическую направленность. Писателя возмущало русское общество, несправедливое отношение господ к рабам, покорность простого народа перед высшими чиновниками. В своих произведениях автор высмеивал пороки и несовершенство русского […]...
- Сатирические сказки в творчестве Салтыкова-Щедрина К жанру сатирических сказок Салтыков-Щедрин обратился еще в 1869 г.; большая же их часть написана в середине 80-х годов, в период ожесточенной правительственной реакции, наступившей после поражения второй революционной ситуации, когда обнаружилось явственное стремление покончить даже с теми ограниченными реформами, которые были проведены в 60-е годы. Писатель с прежней резкостью бичевал самодержавие и хорошо сохранившиеся […]...
- Разное – “Значение сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина Он был умен, честен, суров и никогда не замалчивал правды, как бы она ни была прискорбна… М. Горький Мне кажется, без писателя Салтыкова-Щедрина невозможно разобраться в политической жизни второй половины XIX века. Значение его сатирических произведений для истории России огромно. Многое из того, что произошло в политической жизни нашей страны уже в нашем веке, было […]...
- Биография Михаила Салтыкова-Щедрина Краткая биография Михаила Салтыкова-Щедрина Михаил Салтыков-Щедрин – русский писатель-публицист XIX века, вице-губернатор Рязани и Твери. Настоящее имя писателя Михаил Евграфович Салтыков, а псевдоним – Николай Щедрин. Родился 27 января 1826 года в стародворянской семье в селе Спас-Угол Тверской области. Начальное образование получал дома с помощью крепостного живописца Павла Соколова. В возрасте 10 лет поступил в […]...
- Сопоставительная характеристика народных сказок и Салтыкова-Щедрина (Сравнительный анализ) В сказках народных всегда присутствует зачин. Это характерная часть, начинающая повествование, погружающая читателя в историю. Обычно зачин начинается с характерных для народных сказ клише, например “Жили-были…”. Зачин есть и в сказках Салтыкова-Щедрина. Так же как и в народных, в некоторых сказках автора есть троекратные повторы. Они являются одной из главных черт русских народных сказок, и […]...
- Сочинение на тему: “Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина” Сказки Михаила Ефграфовича Салтыкова-Щедрина были созданы в последние годы жизни писателя (1883-1886) и представляют собой отдельный пласт его творчества, определенным итогом литературной деятельности Салтыкова. Сказки Салтыкова Щедрина называют художественным синтезом всего творчество писателя. Это не случайно – велика их идейная значимость, многообразны художественные типы, воссозданные в сказках, разнообразны художественные приемы. Только в сказках писатель мог […]...
- Кто и что является объектами осмеяния в “Сказках” М. Е. Салтыкова-Щедрина? Каковы художественные особенности “Сказок” М. Е. Салтыкова-Щедрина? Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина являются по своему пафосу и направленности политическими сатирами. Сатирические образы созданы на основе аллегории и гротеска. В сказках М. Е. Салтыков-Щедрин использует традиционные образы зверей, наполняя их новым социальным смыслом. В языке сказок часто встречаются народные пословицы, сказочные формулы (“ни в сказке сказать, ни […]...
- Сатирическое изображение “хозяев жизни” в сказках Салтыкова-Щедрина Салтыков-Щедрин – один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он бичевал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 года – пережитки крепостного права, оставшиеся в быту, в психологии людей. Сатира Щедрина направлена не только против помещиков, но и против новых угнетателей народа, которым аграрная реформа царизма развязала руки, – капиталистов. Великий писатель разоблачает и либералов, […]...
- СКАЗКИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Сказки подводят итог всему сатирическо- му творчеству Салтыкова-Щедрина. В сказ- ках показаны все стороны общественной и политической жизни России 60-80-х годов XIX века. Салтыков-Щедрин разоблачал со- циальное неравенство, произвол самодержа- вия, жестокую эксплуатацию народа. Эти темы отражены в сказках “Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”, “Бедный волк”, “Дикий поме- щик”, “Соседи”, “Ворон-челобитчик” и дру- гих. Возмущаясь эгоизмом […]...
- Своеобразие сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина М. Е Салтыков-Щедрин один из самых известных сатириков 19 века. Писатель проявил себя во многих жанрах литературы, таких как романы, повести, рассказы очерки сказки. Почти все произведения Салтыкова-щедрина имеют сатирическую направленность. Писателя возмущало русское общество не справедливое отношение господ к рабам покорность простого народа к высшим чиновникам. В своих произведениях автор высмеивал пороки и несовершенство […]...
- “Хозяева жизни” в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина 1. Злободневность сказок. 2. Животный мир произведений. 3. Сатира на властьимуших. Многие литературоведы склонны рассматривать сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина в качестве малой энциклопедии его сатирического дара. Именно в этих сравнительно небольших по объему произведениях автор умудряется выразить весь тот житейский и литературный опыт, который накапливался в течение долгого времени. Необычные щедринские художественные образы, действующие персонажи, […]...
- Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина как образец социально-политической сатиры Привычке писать иносказательно Я обязан… цензурному ведомству. М. Е. Салтыков-Щедрин Сказки и сказочная фантастика всегда были близки творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина. Он использовал их и в “Истории одного города”, и в цикле очерков “За рубежом”, и в других произведениях. Народные сказки привлекали писателя своей жизнерадостностью, юмором, осуждением несправедливости и зла. В фантастических образах сказок народ […]...
- Краткая хроника жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина В селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии 15 (27) января родился М. Е. Салтыков. 1826-1836 Детские годы провел в родовой вотчине, где получил первоначальное домашнее образование. 1836-1838 Учился в Московском Дворянском институте. 1838 За отличные успехи переводится в Царскосельский лицей. 1840 Пишет первые стихи. 1841 В журнале “Библиотека для чтения” опубликовано стихотворение “Лира”. 1844 Окончил […]...
- Периоды творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина В литературе критического реализма XIX в. особое место принадлежит Салтыкову-Щедрину – великому сатирику, “прокурору русской общественной жизни”. Раннее творчество (40-50-е годы) развивалось под влиянием идей Белинского и кружка петрашевцев. Повести “Противоречия” и “Запутанное дело” ставили проблему социального неравенства. В этот же период написаны “Губернские очерки” о жизни дореформенной России. В 1862-1870 гг. Салтыков-Щедрин сотрудничает в […]...
- О творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина. “Малая сатирическая энциклопедия для народа” На обложке одного из нелегальных сатирических изданий сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина, выпущенных в 1884 г. Московским центральным кружком Общестуденческого союза, неизвестный Художник изобразил полуоткрытый занавес, который пытаются задернуть жандарм и помогающая ему свинья. Сквозь образовавшийся просвет проглядывали: редакция газеты “Помои” (одно из изобретенных сатириком названий верноподданнического печатного органа, вместе с другим названием – “Чего изволите?” […]...
- Сочинение особенности сатиры Салтыкова-Щедрина Подготовка к ЕГЭ: Сочинение особенности сатиры Салтыкова-Щедрина Сочинение. Тема: “Особенности сатиры Салтыкова-Щедрина”. Блестящий сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин стоит особняком в плеяде известных писателей России девятнадцатого столетия. Писатель своим словом вершит суд над царско-помещечьим господством, длящимися веками произволом и насилием. Вместе с тем он обличает пассивность угнетенных масс, понимая, что историей еще не предуготовлено их освобождение. […]...
- СКАЗКИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ САТИРА Салтыков-Щедрин – один из величай- ших сатириков мира. Всю свою жизнь он по- святил борьбе за освобождение русского на- рода, критикуя в своих произведениях са- модержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года – пережитки крепостно- го права, оставшиеся в быту и психологии людей. Сатирик критиковал не только деспо- тизм и эгоизм угнетателей, но и […]...
- Сочинение на тему: “Покорность мужика в сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” М. Е. Салтыкова-Щедрина” В произведении М. Е. Салтыкова-Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” мы видим необычный сюжет, за которым скрывается обычная реальность. Автор показывает нам, насколько глуп и прост “мужик” и насколько хитры и эгоистичны “генералы”. Во время морского путешествия генералы без устали бранят мужика “за его тунеядство”, а он в ответ лишь старается […]...
- Как приемы эзопова языка реализуются в сказке Салтыкова-Щедрина “Коняга” В сказках Салтыкова-Щедрина очень хорошо раскрыт образ русского народа, который был воплощен в образе Коняги. Коняга – простой люд, крестьяне, которые работают на благо всего государства, которые своим трудом способны прокормить всех жителей России. Образ Коняги пропитан болью и усталостью, которые дарит ему тяжелое дело. Если бы Салтыков-Щедрин описывал рассказывал дословно о жизни различных социальных […]...
- Символическое значение образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. Краткое изложение текста М. Е. Салтыков-Щедрин – писатель-сатирик. Все его творчество направлено на критику существующих порядков в стране и, в первую очередь, на неправильное государственное устройство. В произведениях писателя продолжена традиция Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. В хрониках и сказках Салтыкова мы видим отражение реальной истории России, а в сказочных образах предстают перед нами […]...
- Рассуждение смысл высказывания Салтыкова-Щедрина Мысль формирует себя (Гиа по русскому) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина “Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются”. Еще в XIX веке М. Е. Салтыков-Щедрин писал о том, что мысль себя формирует во всей полноте, […]...
- Сказки Салтыкова-Щедрина как социально-политическая сатира Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – один из величайших сатириков в мировой литературе. Свою жизнь и свой талант он посвятил борьбе за освобождение русского народа от крепостнического гнета;, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года – пережитки крепостного права. Сатирик высмеивал не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их […]...
- Вопросы и задания сатиры Салтыкова-Щедрина Какова тематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина? Какие идеалы проповедует в них автор? Что общего у сказок Салтыкова-Щедрина и народных? В чем разница между ними? Почему в сказках Салтыков-Щедрин прибегает к иносказанию? Какие особенности сатиры Салтыкова-Щедрина проявились в его сказках? Чему и кого хотел научить писатель сказкой ” Дикий помещик“? Каков ее смысл? Какие художественные приемы […]...
- Сатира в произведениях. М. Е. Салтыкова-Щедрина Острая Сатира в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина и в сегодняшнее время весьма актуальна. Ведь столько лет назад он писал о том, что сегодня можно увидеть сплошь и рядом. Это бюрократия, чинопочитание, казнокрадство. Яркими примерами такой сатиры Щедрина являются произведение “История одного города” и несколько сказок. Во-первых, по поводу “Истории одного города” и ее сатиры существуют […]...