Грибоедов, Горе от ума. Какой конфликт зарождается во втором дей­ствии?



Грибоедов, Горе от ума. Какой конфликт зарождается во втором дей­ствии?

Какой конфликт зарождается во втором дей­ствии? Когда и как это происходит?

Во втором действии зарождается и на­чинает развиваться социально-нравствен­ный конфликт между Чацким и фамусов­ским обществом, “веком нынешним” и “веком минувшим”. Если в первом дей­ствии он намечается и выражается в на­смешках Чацкого над посетителями дома Фамусова, а также в осуждении Чацкого Софьей за то, что “славно пересмеять уме­ет всех”, то в диалогах с Фамусовым

и Скалозубом, а также в монологах конф­ликт переходит в стадию серьезного про­тивопоставления общественно-политиче­ских и нравственных позиций по актуаль­ным вопросам жизни России первой трети XIX века.

Сопоставьте монологи Чацкого и Фамусова. В чем заключается сущность и причина разногласий между ними?

Герои проявляют разное понимание ключевых социальных и нравственных проблем современной им жизни. Отноше­ние к службе начинает полемику между Чацким и Фамусовым. “Служить бы рад – прислуживаться тошно” – прин­цип молодого героя. На угождении ли­цам, а не служении делу, на продвижении

по службе родственников и знакомых строит свою карьеру Фамусов, обычай ко­торого “что дело, что не дело” “Подписа­но, так с плеч долой”.

Фамусов ставит в пример дядю Максима Петровича, важно­го екатерининского вельможу (“Весь в ор­денах, Езжал-то вечно цугом…” “В чины выводит кто и пенсии дает?”), который не гнушался “сгибаться вперегиб” и трижды упал на лестнице, чтобы развеселить госу­дарыню. Фамусов оценивает Чацкого по его страстному осуждению пороков обще­ства как карбонари, опасного человека, “он вольность хочет проповедать”, “влас­тей не признает”.

Предметом спора становится отношение к крепостным, обличение Чацким тира­нии тех помещиков, перед кем благогове­ет Фамусов (“Тот Нестор негодяев знат­ных…”, променявший своих слуг на “бор­зые три собаки”). Чацкий против права дворянина бесконтрольно распоряжаться судьбами крепостных – продавать, раз­лучать семьи, как это сделал владелец крепостного балета. (“Амуры и Зефиры все распроданы поодиночке…”). То, что для Фамусова является нормой человече­ских взаимоотношений, “Что по отцу и сыну честь; Будь плохонький, да если наберется; Душ тысячи две родовых, – Тот и жених”, то Чацкий оценивает такие нормы, как “прошедшего житья подлей­шие черты”, с гневом обрушивается на карьеристов, мздоимцев, врагов и гоните­лей просвещения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Грибоедов, Горе от ума. Какой конфликт зарождается во втором дей­ствии?