«Вот уж вечер…» анализ стихотворения Сергея Есенина
- Стихотворение состоит из 4 строф (всего 16 строк). Размер стихотворения: двуударный дольник. Стопа: разносложная с удалением на разных слогах.
- 1-ая строфа (4 строки-четверостишие). Рифмы: роса-крапиве-дороги-иве (рифмовка АБАБ-перекрестная). 2-ая строфа (4 строки-четверостишие). Рифмы: большой-крышу-соловья-слышу (рифмовка АБАБ-перекрестная).
- 3-я строфа (4 строки, четверостишие). Рифмы: тепло-печки-стоят-свечки (рифмовка АБАБ-перекрестная). 4-ая строфа (4 строки, четверостишие).
- Рифмы: рекой-опушкой-стучит-колотушкой (рифмовка ААБА-параллельная
Синтаксические средства: «Вот уж вечер. Роса блестит на крапиве…» — парцелляция, «Где-то песнь соловья вдалеке я слышу…» — инверсия.
Тропы: эпитеты «большой», «мертвой»; сравнение ( 3 строфа с 2-мя сравнениями «как зимой у печки», «как большие свечки»).
Образ лирического героя: Лирический герой наблюдает, созерцает красоту природы (своей «малой» Родины); нет трагизма и надрыва.
Сюжет: Динамичный и четкий сюжет отсутствует, в стихотворении описывается природа и ощущения лирического героя.
Сергей Александрович Есенин написал данное
В поэзии Есенина существуют две доминирующие темы, тесно переплетающиеся между собой, — это тема природы и Родины. Описывая природу, поэт описывает свою Отчизну в конкретных образах, природных явлениях. Есенин был убежден, что любое живое существо не ниже и не менее значимо, чем человек, поэтому стоящие березы необходимо расценивать не как деревья, а как живые существа.
Поэт хочет передать нам всю гармонию наблюдаемого им пейзажа. Сам С. А. Есенин считал, что природа-единственное абсолютно совершенное место. Для контрастности эту характерную черту можно сравнить с позицией В. В. Маяковского, который находил гармонию в городе.
В произведениях Сергея Есенина нет реалий крестьянской жизни, как у Н. А. Некрасова, невзирая на то, что сам Есенин был из крестьянской семьи и с 1914 по 1918 годы являлся представителем новокрестьянских поэтов. Именно поэтому в данном стихотворении «Вот уж вечер» все происходящее романтизировано и идеализировано. У С. А. Есенина отсутствует типичное мышление крестьянина.
Он видит больше, глубже, поэтичнее.
Отдельного внимания заслуживает и соловей в данном произведении. «Где-то», «вдалеке» — эти слова выбраны отнюдь не случайно. Поэт с самого начала написания стихотворений отождествлял даль с «большим» миром, с теми местами, где ему еще не удалось побывать. И эта самая даль манит его, интригует подобно льющейся песни.
Читая это произведение, необходимо учитывать, что поэт не был религиозен, его работы полны народно поэтических мотивов (например строки «И березы стоят, как большие свечки…»). В стихотворении лирический герой видит все живым: ива, березы, соловей даже роса, блестящая на крапиве. Единственным мертвым и бездушным предметом представляется колотушка, намеренно выделенная соответствующим эпитетом. Из-за всей «живости» природы лирический герой не ощущает себя одиноким, он сливается с ней.
Такое переживание С. А. Есенина разнится с «природным космосом» М. Ю. Лермонтова, который видит лишь пустоту и чувствует себя одним на всем свете.