“Анна Снегина” анализ поэмы Сергея Есенина

Ни для кого не секрет, что часто факты из личной жизни поэтов, писателей, художников переосмысляются на ином уровне – так, что ложатся в основу поэмы, романа, картины. Широко известна автобиографическая трилогия Максима Горького ” Детство. В людях. Мои университеты”.

Так случилось и с поэтом ХХ века Сергеем Александровичем Есениным. Побывав в 1918 году, после грянувшей Октябрьской революции, в своем родном селе Константинове Рязанской губернии, он позже создал несколько стихотворений, посвященных переосмыслению происшедших событий,

и свою, пожалуй, самую главную поэму “Анна Снегина” . Закончена она была уже перед смертью – к концу января 1925 года.

К сожалению, литературной средой и критикой поэма была встречена равнодушно и даже отрицательно. А вот у рядового читателя имела огромный успех. Многие объясняли эту необычность сходством с романом Пушкина “Евгений Онегин”.

Ведь даже сходство фамилий героев – Онегин и Снегина – невольно отсылает читателя к произведению Пушкина.

Как и у Пушкина, печальная любовная история вписана в контекст времени. На глазах читателя сменяются времена, звучат голоса разных персонажей:

самого героя, Анны, ее матери, помещицы Снегиной, Прона Оглоблина и его брата Лабути. Даже безымянный возница, ведущий повествование в начале поэмы, невольно вызывает в памяти строки из начала “Евгения Онегина”: “Так думал молодой повеса…”.

Словом, это новая “энциклопедия русской жизни” – на этот раз постреволюционной.

Действие поэмы Сергея Есенина разворачивается в двух соседних деревнях – Радово и Криуша. Время действия – война и революция. Поэтому драматизм этого исторического отрезка времени проявляется даже в стихотворном размере: если у Пушкина четырехстопный ямб, то Есенин выбирает некрасовский размер – Трехстопный амфибрахий, более медлительный, основательный, веский.

Поэма автобиографична, как многие произведения того периода. Герой-рассказчик – молодой поэт из крестьян, ставший знаменитым в предреволюционные годы, как и Есенин. А вот Прототипом Анны Снегиной критики считали Лидию Кашину, чье имение соседствовало с селом Константиново, где родился и вырос Есенин. В свое время молодой Сережа Есенин посвятил этой девушке, своей первой любви, одно из ранних стихотворений:

Зеленая прическа, девическая грудь, О тонкая березка, что загляделась в пруд? …

Образ это светлой поры возникает в памяти героя в начале поэмы и проходит сквозь весь сюжет как знак несбывшегося счастья. Их пути разошлись решительно: он – знаменитый поэт, она – жена другого человека. Но что-то осталось, и, встретив Анну, он чувствует, как снова “полон наплывом шестнадцати лет”.

И вот новая встреча после резкого поворота судьбы: муж героини убит, и она бросает поэту в лицо безжалостные слова:

Вы – жалкий и низкий трусишка. Он умер… А вы вот здесь…

Кажется, что у нее есть право на подобное презрение, ведь рассказчик в ее глазах дезертир. Но дезертир он убежденный, что называется, “идейный”, и в его понимании “война душу изъела”. Так думают и чувствуют многие – те, с кем герой связан своим “мужицким происхождением”. Например, Прон Оглоблин, “булдыжник, драчун, грубиян”, который “вечно на всех озлоблен”.

Однако он в тот момент, когда объявили войну, убил старшину, организовавшего в деревне мобилизацию, топором при “всем честном народе”. В какой-то степени он двойник героя, но не потому, что тоже дезертир. Узнав об Октябрьском перевороте, Прон спешит поздравить героя со случившимся.

Есенин с жестокой правдивостью изображает этого пьяницу и убийцу в роли своеобразного оплота революции. И с такой же честностью Есенин делает ответственным за происходящее и своего автобиографического героя – ведь отбирать землю у Снегиных тот является с Проном вместе.

Далее сюжет сдвигается еще на несколько лет: миновала Гражданская война, нет Прона – погиб от деникинской пули, нет Анны – она в эмиграции. Но герой читает ее лондонское письмо и понимает: в душе по-прежнему живо то, что должно было, казалось, истребиться, уничтожиться временем и событиями навсегда.

Но нет: герой вспоминает о том, как “у той вон калитки”, когда ему было шестнадцать лет, “девушка в белой накидке” сказала ему ласково “нет”. Судя по размышлениям героя, в такие годы все любили, но оптимизма добавляют последние строки о том, что и в ответ они были любимы. Такой эпилог важен для самого поэта: он означал, что и прошлое, и будущее взаимосвязаны для героя.

Последняя часть поэмы как будто соединяет все времена в одно, подчеркивая их неразделимость и неотделимость от судьбы родины.

Широта художественного пространства поэмы, ее открытость лучшим движениям души человека и определяют неповторимость последней и главной поэмы “поэтического сердца России” Сергея Есенина.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Анна Снегина” анализ поэмы Сергея Есенина