“Гой ты, Русь, моя родная…” анализ стихотворения Есенина
“Гой ты, Русь, моя родная…” – стихотворение, относящееся к раннему периоду творчества Есенина. Оно было включено в первое издание дебютного сборника Сергея Александровича “Радуница”, увидевшего свет в 1916 году. В произведении, считающемся одним из лучших в наследии поэта, отразилась его безграничная любовь к родной стране.
История создания
Стихотворение “Гой ты, Русь, моя родная…” создано в 1914 году (точная дата неизвестна). В то время Есенин жил в Москве, трудился с перерывом в двух типографиях, печатался в детском
При жизни Сергея Александровича критики неоднозначно приняли стихотворение. По большей части они разделились на два лагеря. Первые отмечали, что от текста веет подлинной Русью, что в нем есть “здоровый народный взгляд на свою родину”, что произведение – значительное достижение поэта, который только начал входить в профессиональную литературу.
По мнению других, в лирике Есенина ничего “общенародного”
Сюжет
Четкого сюжета у стихотворения нет. Лирический герой просто любуется деревенскими пейзажами, наслаждается единением с природой, рассуждает о родине. Можно предположить, что действие произведения разворачивается в августе. Догадка основана на упоминании Спаса.
Видимо, имеются в виду сразу два православных праздника, приходящихся на последний месяц лета, – Яблочный Спас и Медовый Спас.
Тематика и образы
Ключевая тема стихотворения – тема родины, которая раскрывается через образ деревенской Руси. Образ этот создан в первую очередь при помощи приема метафоры. Хаты поэт сравнивает с иконами в ризах. Сравнение такое возникает неспроста.
Лирический герой видит дома с окошками, украшенными наличниками. Из-за этого у него возникает ассоциация с иконами, обложенными ризами. Деревенские хаты в стихотворении – это иконостас, находящийся в большом храме – Руси.
Смысловая оригинальность при раскрытии темы родины в стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная…” заключается в том, что родина для лирического героя привлекательнее самого рая. Более того – она и есть рай. Об этом говорится в заключительном четверостишии текста.
Лирический герой
Стихотворение начинается со старорусского слова “гой”, которое обозначает пожелание здравствовать. Далее лирический герой сравнивает себя с захожим богомольцем, достигшим цели путешествия, взирающим с радостью и трепетом на край, перед ним представший. Его отношение к родной земле – восторженное и в то же время молитвенное. Русь для него – место, наполненное небесным светом, место, где повседневная жизнь приносит радость и где царит душевная красота.
Кроме того, лирический герой пребывает в гармонии с природой, тонко чувствуя ее. Он замечает витающие в воздухе запахи меда и яблок, звонно чахнущие тополя, его взгляд словно тонет в бескрайней небесной синеве (“синь сосет глаза”).
Размер, рифмы и тропы
Стихотворение написано четырехстопным хореем, часто встречается пиррихий. Рифмовка перекрестная, используются мужские и женские рифмы.
Произведение изобилует средствами художественной изобразительности. В их числе – метафоры (“синь сосет глаза”), аллитерации на свистящие и ассонансы, сравнения (“как захожий богомолец”). Немаловажную роль играют устаревшие слова – например, леха (гряда, борозда) и стежка (путь, дорога).
Благодаря им, а также использованию существительных с нулевыми суффиксами (пляс, синь) и междометия “гой”, есенинское стихотворение становится близким к народной речи.
Литературное направление
Раннее творчество Есенина принято относить к новокрестьянской поэзии. Это не совсем литературное направление. Скорее – условное название для творчества русских поэтов серебряного века, которые имели деревенское происхождение.
В их числе – Клюев, Орешин, Ширяевец. Творческого объединения они не образовывали, манифестов не провозглашали. Несмотря на это, были некоторые общие черты в лирике новокрестьянских поэтов. Например, обращение к теме деревенской России, близость к фольклору.
Стихотворение “Гой ты, Русь, моя родная…” – как раз яркий образец новокрестьянской поэзии.