“Мне осталась одна забава…” анализ стихотворения Есенина

“Мне осталась одна забава…” – знаменитое стихотворение Есенина, которое было написано незадолго до трагической гибели поэта. Опубликовано произведение в 1924-м году в журнале “Гостиница для путешествующих в прекрасном”. В то время Сергея Есенина волновали философские вопросы бытия, он перешел к осмыслению жизни, стремился провести своеобразный анализ своего пути на земле.

Поэт размышляет о том, каким он предстает перед людьми, решает поделиться с читателями безрадостными мыслями.

Основной темой стихотворения стало

место поэта в жизни, обществе, его взаимоотношения с окружающим миром, людьми. В произведении Есенин говорит о самом себе, однако поднятая им проблема актуальна для многих поэтов, творческих людей, которые постоянно вступают в противоречия с миром и самими собой, ищут себя и не могут достичь желанной гармонии.

В Образе лирического героя произведения предстает сам Сергей Есенин. Он явно рассказывает читателям о себе, своей жизни, мироощущении и взгляде на окружающую действительность. Можно смело сказать, что образ автора и образ лирического героя в данном произведении едины.

Произведение представляет

собой яркий пример стихотворения в лирическом направлении, когда автор делится мыслями и чувствами с читателями.

Сюжет и идея произведения

В стихотворении просматривается сюжет. Лирический герой рассказывает о своей жизни, говорит о своем месте в мире в данный момент, возвращается в прошлое и обращается в будущее. Есенин отмечает, что о нем “прокатилась дурная слава”, с горечью говорит о том, как сейчас воспринимают его окружающие люди, у которых он не нашел понимания.

В то же время герой отмечает, что статус в обществе не играет для него большой роли: “Ах! какая смешная потеря!” Поэт моментально переходит от сплетен и рассказов о себе в обществе к своим мыслям о глобальном и всеобъемлющем – месте веры в своей жизни.

До сих пор исследователи спорят, что мог иметь в виду поэт, говоря о стыде за то, что он раньше не верил в бога, о горечи из-за неверия в данный момент. Можно предположить, что Сергей Есенин делится с читателями самыми сокровенными мыслями о боге в таких простых сроках. Он пишет очень кратко, емко, удивительно искренне, хотя и не надеется на понимание, но в глубине души верит, что такие строки должны найти у кого-то отклик.

Возможно, у тех, кого мучают схожие вопросы.

Поэту стыдно, что он верил в бога раньше. Очевидно, пройдя непростой жизненный путь, Есенин приходит к выводу, что веру нужно выстрадать. Она не должна приходить как чудо, подарок, быть поверхностной. Он верил раньше, потому что был слишком наивен и молод, совсем не знал жизнь и воспринимал ее как божий дар.

Чем сильнее верит в бога такой неподготовленный к различным превратностям судьбы человек, чем больше он надеется на гармонию, высшую справедливость, тем сильнее будет его разочарование в дальнейшем.

Есенин сам пришел от веры к неверию, о чем и пишет в стихотворении. Он видел мир, людей, многократно оказывался разочарованным и обманутым. В итоге жизнь привела его к неверию. Поэт говорит об отсутствии веры с горечью, поскольку именно сейчас ему хотелось бы открыть для себя чудо, поверить в бога и найти в религии ответы на многие вопросы.

Сейчас поэт хочет, но не в силах верить, потому что у него уже нет на это душевных сил.

Затем Есенин легко переходит к своему призванию, пути на земле. Он четко обозначает предназначение поэта: “ласкать и карябать”, воздействовать на чувства, эмоции читателей. Поэт говорит, что стремился к гармонии, хотел соединить несоединимое, но ему это не удалось.

Есенин отмечает, что и в его душе жили ангелы, признается, что много было в его жизни и “веселия мути” и просит наградить его за грехи только смертью под иконами, в простой русской рубашке.

Композиция, тропы

Написано стихотворение преимущественно Анапестом, рифма перекрестная. Чаще всего используются образы и символы: “золотые дали”, “ярче гореть”, “ласкать и карябать”, “розу белую с черною жабой <…> повенчать”, “розовые дни”. Есть и парадокс, когда поэт говорит о чертях и ангелах как двух сторонах одного целого, венчании белой розы и черной жабы.

Есенин отмечает едва уловимую гармонию противоположного, многогранность своей души.

Осмысление своего места в мире, мысли о роли поэта, его предназначении и тоска по чему-то близкому, но недостижимому стали характерными для позднего творчества Есенина.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Мне осталась одна забава…” анализ стихотворения Есенина