“Воскресение души” (по роману “Воскресение” )
Десять лет Лев Николаевич Толстой работал над романом “Воскресение”. Критики называли его самым зрелым произведением писателя. Толчком к написанию романа послужил рассказ прокурора А. Ф. Кони об обманутой девушке Розалии.
Однако рассказ Кони послужил лишь зерном для создания “Воскресения”. Произведение в целом и образы развивались на основе личного жизненного опыта писателя.
Князь Нехлюдов – главный герой романа, увидев на суде Катюшу Маслову, осуждаемую за отравление купца, вспоминает первую встречу с ней. “Ведь я
Чувство раскаянья и желание искупить свою вину заставляют его искать средства помочь Масловой. Он обращается в самые различные инстанции с целью выхлопотать облегчение приговора…
Нехлюдов исходил всю Россию. Он видел дворцы и великосветские салоны, приемные князей и тюрьмы, побывал в сенате и мужичьих избах и, наконец, пошел вслед за Катюшей в путь по этапу,
Князю захотелось освободиться от фальши аристократической жизни, уйти из своей среды, жить, как живет простой народ. Все увиденное не привело Нехлюдова к желанию политического и социального переустройства действительности. Ему кажется, что соблюдение евангельских заповедей, самосовершенствование, всепрощение даст людям земное счастье.
В этом убеждении он видит воскресение своей души, самосовершенствование.
По-иному решила свою судьбу Катюша Маслова. По просьбе Нехлюдова ее перевели из отделения уголовных к политическим. Знакомство с революционерами благотворно подействовало на Маслову, открыло перед ней перспективу новой жизни.
Впервые в жизни Катюша Маслова видит таких бескорыстных и благородных людей. Они искренне стараются помочь друг другу и ей, чужой для них. Катюша находит в этой среде искреннюю и большую любовь.
Ее душа воскресает к новой светлой жизни. Если до этого она стихийно, от обиды отказывалась от жалости князя Нехлюдова, то теперь Катюша начинает осознавать себя частью общества. Она может объяснить себе и князю, что ей нужно в жизни, что она хочет и ждет от будущего.
Воскресает ее душа, появляется надежда на счастье, пусть в будущем.
Роман Толстого имел огромный успех, его печатали в России и по всему миру, а официальная церковь добилась отлучения писателя от церкви за острую критику. Анафема с писателя не снята до сих пор, но это минус не ему, а церкви.
В своем романе Толстой критикует не Христа и его учение, а чиновников от церкви, их ханжество и лицемерие.
- Нравственное прозрение Дмитрия Нехлюдова (по роману Л. Н. Толстого “Воскресение”) Роман “Воскресение”, начатый еще в 1889 году, Л. Н. Толстой писал очень медленно, с большими остановками, и лишь с 1898 года работа над ним пошла достаточно интенсивно, В основу сюжета лег случай, рассказанный Толстому знаменитым юристом А, Ф. Кони, гостившим в Ясной Поляне в июне 1887-го. Тема возрождения, пробуждения к новой, настоящей жизни, пробуждения не […]...
- Краткое изложение романа “Воскресение” Десять лет Лев Николаевич Толстой работал над романом “Воскресение”. Критики называли его самым зрелым произведением писателя. Толчком к написанию романа послужил рассказ прокурора А. Ф. Кони об обманутой девушке Розалии. Однако рассказ Кони послужил лишь зерном для создания “Воскресения”. Произведение в целом и образы развивались на основе личного жизненного опыта писателя. Князь Нехлюдов – главный […]...
- О романе “Воскресение” Л. Н. Толстого Последний Роман Толстого, над которым он работал 10 лет, стал своеобразным итогом творчества писателя, а вместе с тем и открытием новых перспектив в развитии искусства XX в. В основе композиции “Воскресения” лежит последовательное и многообразное противопоставление жизни народа и жизни господ. На первых же страницах романа Толстой прямо сопоставляет условия жизни Катюши Масловой и Дмитрия […]...
- Образ Катюши Масловой в романе “Воскресение” Это произведение пробудило всеобщий, небывалый интерес. Номер журнала. “Нива”, где было опубликовано начало “Воскресения”, тиражом в 500 тысяч экземпляров, был раскуплен в один день. Не менее велик был международный интерес к этому роману: отдельные главы его после публикации в России сразу переводились на другие языки и печатались почти во всех странах мира. Для американских и […]...
- Краткое изложение романа Толстого “Воскресение” Сюжет романа характеризуется развитием двух линий: жизненной судьбы Катюши Масловой и истории переживаний Нехлюдова. Линии эти перемежаются. Путь героя-дворянина в романе изображен Толстым как путь от дворянства к народу, к слиянию с ним. Первая сюжетная линия выдвигается, таким образом, как основная, главенствующая. Применяя художественную антитезу как основной прием развертывания действия романа. Толстой попеременно проводит читателя […]...
- Персонажи романа Л. Н. Толстого “Воскресение” Роман “Воскресение”, над которым писатель работал с перерывами десять лет, является крупнейшим произведением “позднего” Толстого. Как и в предшествующих своих романах, Толстой дал в “Воскресении” очень широкую картину русской жизни. Действие романа происходит в Москве и в Петербурге, в центре России и в далекой Сибири, в дворянских усадьбах и в нищих деревнях, в тюрьме и […]...
- Героиня романа Толстого “Воскресение” “Дочь незамужней дворовой женщины, жившей при своей матери-скотнице в деревне у двух сестер барышень-помещиц”. Барышни-помещицы воспитали девочку и сделали своей горничной: “из девочки, когда она выросла, вышла полугорничная, полувоспитанница. Ее и звали так средним именем – не Катька и не Катенька, а Катюша”. В 16 лет она влюбилась в Нехлюдова, когда тот приезжал к теткам; […]...
- Описание образа Дмитрия Нехлюдова в романе “Воскресение” Роман “Воскресение”, начатый еще в 1889 году, Л. Н. Толстой писал очень медленно, с большими остановками, и лишь с 1898 года работа над ним пошла достаточно интенсивно, В основу сюжета лег случай, рассказанный Толстому знаменитым юристом А, Ф. Кони, гостившим в Ясной Поляне в июне 1887-го. Тема возрождения, пробуждения к новой, настоящей жизни, пробуждения не […]...
- Краткое содержание – Воскресение – Толстой Л.Н. Толстой – роман “Воскресение”. Сюжет романа – история соблазненной дворовой девушки. Ее обвиняют в преступлении, и среди присяжных оказывается князь Нехлюдов, который в юности соблазнил и оставил Катюшу Маслову. Жизнь ее оказалось сломанной: она потеряла ребенка, попала в проститутки. На суде герой узнает ее, и в душе его начинает зарождаться чувство раскаяния в содеянном. […]...
- Христианские мотивы романа Л. Н. Толстого “Воскресение” В своем последнем романе “Воскресение” Лев Николаевич Толстой обратился к традиционной для Литературы теме раскаявшегося грешника, играющую также большую роль в христианском учении. Главный герой романа, князь Нехлюдов, когда-то совратил Катюшу Маслову, невольно положив начало ее падению. Позднее он, тоже не по злой воле, вместе с другими осудил ее к чрезмерно суровому, несправедливому наказанию. Раскаяние, […]...
- Смысл названия романа Л. Н. Толстого “Воскресение” Роман “Воскресение” написан Л. Н. Толстым в 1899 г., как раз в то время, когда страна была повергнута в ужас: “Переполненная Сибирь, тюрьмы, война, виселицы, нищета народа, кощунство, жадность и жестокость властей…” Бедственное положение народа, волей судьбы оказавшегося в подобном положении, расценивалось Толстым как личная трагедия, несчастье, как распад собственной души, а также души всей […]...
- Краткий пересказ – Воскресение – Толстой Л.Н. Толстой – роман “Воскресение”. В романе “Воскресение” писатель беспощадно обнажает социальные пороки, разоблачая современное ему общество. Сначала мы видим частный случай: судебную ошибку, бездушие судей, которые соблюдают формальности, забывая о человеке. Далее тот же самый формализм, бюрократизм, равнодушие мы видим в действиях московского губернатора, в действиях чиновников. Толстой изображает страшную, бездушную, слепую бюрократическую машину, уничтожающую […]...
- “Воскресение” Толстого в кратком содержании Как ни стараются люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жмутся, как ни забивают камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищают всякую пробивающуюся травку, как ни дымят каменным углем и нефтью, – весна остается весною даже и в городе. Солнце греет, трава, оживая, […]...
- Воскресение краткое содержание Толстой Л. Н. Как ни стараются люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жмутся, как ни забивают камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищают всякую пробивающуюся травку, как ни дымят каменным углем и нефтью, – весна остается весною даже и в городе. Солнце […]...
- Краткое содержание романа Толстого “Воскресение” Как ни стараются люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жмутся, как ни забивают камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищают всякую пробивающуюся травку, как ни дымят каменным углем и нефтью, – весна остается весною даже и в городе. Солнце греет, трава, оживая, […]...
- Краткое содержание “Воскресение” Толстой Л. Н Как ни стараются люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жмутся, как ни забивают камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищают всякую пробивающуюся травку, как ни дымят каменным углем и нефтью, – весна остается весною даже и в городе. Солнце греет, трава, оживая, […]...
- ДУХОВНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА ПО РОМАНУ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере… Ф. М. Достоевский В творческой мастерской писателя складывается сложный сюжетный замысел, который включает в себя наболевшие вопросы современной морали, философии. О замысле романа “Преступление и наказание” в сентябре 1865 года Достоевский извещает редактора журнала “Русский вестник” М. Н. […]...
- Роль портрета в романе Л. Н. Толстого “Воскресение” Роман “Воскресение” был задуман писателем как обличение существовавшего положения в стране, когда чрезмерная нищета и забитость одних соседствовала с непомерной роскошью других. Если подходить к проблеме раскрытия характеров, героев и их быта с этой позиции, то станет ясно, что портрет в “Воскресении” выступает не как самостоятельная деталь текста, а как часть полностью охватывающего произведение противопоставления, […]...
- Роман “Воскресение” – предвестник общественных перемен Ищите царства Божия и правды его, а остальное приложится вам. Евангелие Роман “Воскресение”, сюжет которого Толстому был подсказан известным адвокатом А. Ф. Кони, создавался в течение десяти лет. За это время Толстым был накоплен огромный материал, связанный с деятельностью революционеров. В эти годы Толстой сам участвовал в общественной деятельности по организации помощи голодающим. И хотя […]...
- Герой романа Л. Н. Толстого “Воскресение” Фамилию Нехлюдов носят также герои повестей “Отрочество” (1854), “Юность” (1857), “Утро помещика” (1856) и рассказа “Из записок князя Д. Нехлюдова (Люцерн)” (1857). М. Горький не без оснований полагал, что тот же самый персонаж выступает в повести ” Казаки ” под именем Оленина, а в ” Анне Карениной ” под именем Левина. Развивающийся художественный образ, нашедший […]...
- Сюжет роману Толстого “Воскресіння” Сюжет роману характеризується розвитком двох ліній: життєвої долі Катюші Масловой і історії переживань Нехлюдова. Лінії ці перемежовуються. Шлях героя-дворянина в романі зображений Толстим як шлях від дворянства до народу, до злиття з ним. Перша сюжетна лінія висувається, таким чином, як основна, чільна. Застосовуючи художню антитезу як основний прийом розгортання дії роману. Товстої поперемінно проводить читача […]...
- Красота души человеческой (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”) “…что такое красота, Что так давно обожествляют люди, Сосуд, в котором пустота Или огонь, так ярко пламенеющий в сосуде?” И. Бунин Центральной проблемой художественной литературы является проблема внутреннего мира человека. Это исходная точка, от которой тянутся все без исключения линии и моменты отражения реальной действительности. Своеобразие культур разных эпох, своеобразие творчества любого писателя определяется особенностями […]...
- Юность Толстой Лев Николаевич 1828-1910 Юность По жанру “Юность” – повесть. Главные герои: Николай Иртеньев, Владимир – его брат, Люба – его сестра, Дмитрий Нехлюдов – друг Владимира, Любовь Сергеевна – знакомая Нехлюдова, Авдотья Васильевна Епифанова – новая жена Петра Алексеевича Иртеньева. Завязка: Николай Иртеньев поступает в университет. Кульминация: Николай проваливает экзамены, так как мало занимался. […]...
- Чичиков и Губернское общество (По роману Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму в 1835 году по настойчивому совету Пушкина. После долгих скитаний по Европе Гоголь обосновался в Риме, где целиком посвятил себя работе над поэмой. Ее создание он рассматривал как исполнение клятвы, данной им Пушкину, как осуществление писательского долга перед Родиной. В 1841 году поэма была закончена, но члены московского цензурного […]...
- Русь, куда ж несешься ты? Сочинение по роману Гоголя “Мертвые души” В лирическом отступлении в начале седьмой главы Гоголь сравнивает между собой два типа писателей: мечтателя-романтика и реалиста-сатирика. Судьба их различна: писатель-романтик обращается к изображению только прекрасного в жизни (“приближается к изображению характеров, являющих высокое достоинство человека”) и проходит мимо всего скучного и безобразного. Явления крайне редкие и желаемые он выдает за широко распространенные и действительные […]...
- “Воскресение” Л. Толстого как роман нового типа “Воскресенье” – роман Льва Николаевича Толстого, написанный им в 1889-1899 годах, и ставший одним из последних крупных произведений автора перед смертью. По мнению литературных критиков, является вершиной реализма Льва Толстого. Общепризнан классическим произведением русской литературы. После выхода в свет роман поразил современников и практически сразу же был переведен на многие европейские языки. Подобный успех во […]...
- Драма “пустой души” по роману-эпопее М. Горького “Жизнь Клима Самгина” Образ Клима Ивановича Самгина имеет огромное, еще не в полной степени оцененное, национальное и мировое значение. Это наиболее сложный, емкий и психологически тонкий образ во всем творчестве Горького. В романе нет ни одной сюжетной линии, которая не была бы непосредственно связана с Самгиным. Какая бы ситуация ни изображалась в романе, автора интересует поведение Самгина в […]...
- А. И. Герцен: “…не ревизские – мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все им подобные – вот мертвые души, и мы встречаем их на каждом шагу” (“Мертвые” души помещиков в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) 1. “Мертвые души” – история создания и замысел. 2. Основная мысли произведения. 3. Души “мертвые” и “живые” в поэме. 4. Значение композиции в понимании произведения. 5. Россия – страна “живых” душ. Зревшее на протяжении нескольких десятилетий желание Н. В. Гоголя написать большое эпическое произведение, посвященное судьбе России, привело писателя к замыслу поэмы “Мертвые души”. Началась […]...
- ИДЕЯ БЕЗ ДУШИ (по роману М. Горького “Мать”) Процесс коренной ломки общественного мировоззрения, развернувшийся в русском обществе, небезызвестная борьба между но- выми материалистическими и идеалисти- ческими философскими течениями, возник- шими на рубеже девятнадцатого и двадца- того веков, – все это не могло не найти отражения в литературных произведениях той эпохи. Творчество Горького не является здесь исключением. Оно явило собой отклик на со- бытия […]...
- Сочинение: Образ Чичикова и тема живой и мертвой души в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” ОБРАЗЕЦ ОТВЕТА В одной из бесед с начинающим прозаиком и драматургом Николаем Васильевичем Гоголем великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин поведал историю о неком предприимчивом мошеннике, покупавшем у помещиков “мертвые души”, то есть умерших крестьян. Чтобы понять смысл этой аферы, нужно вспомнить, что тогда в России существовало крепостное право, а это означало, что одна, меньшая […]...
- Чиновники города NN (по роману Гоголя “Мертвые души”) Чиновники города NN (по роману Гоголя “Мертвые души”) План I. Художественный прием типизации, применяемый Гоголем. II. Характеристика образа чиновника города NN. III. Кризис административной власти в Российской империи. Читая поэму Н. В. Гоголя “Мертвые души”, мы то и дело сталкиваемся с образами чиновников той эпохи, столь тщательно очерченными автором. Рассказывая читателю о жизни губернского города […]...
- Духовное Воскресение Родиона Раскольникова В творческой мастерской писателя складывается сложный сюжетный замысел, который включает в себя наболевшие вопросы современной морали, философии. О замысле романа “Преступление и наказание” в сентябре 1865 года Достоевский извещает редактора журнала “Русский вестник” М. Н. Каткова, сообщая ему в письме полный план задуманного произведения: “Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, […]...
- Почему события, раскрывающие “историю души” Печорина, происходят не в Петербурге, а на Кавказе? по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.) Формирование Лермонтова-художника завершилось после того, как дворянская революция потерпела поражение. Этот период многие его современники восприняли, как крушение истории. По причине краха идей декабризма произошла глубокая переоценка ценностей. Литераторы начали создавать образ нового героя, живущего в эпоху “безвременья”, когда в российском обществе воцаряется жесточайшая реакция, господствует произвол самодержавного и одновременно, полицейского строя. Григорий Печорин выступил […]...
- Тема мертвой и живой души в поэме “Мертвые души” Существует расхожий штамп: главная струна творчества Гоголя – смех сквозь слезы. И смех, и слезы вызваны безобразным общественным устройством в России. Это крайне поверхностный взгляд на вещи, на самом деле все гораздо глубже. Слезы вызваны прежде всего тем, что Гоголь скорбит о человеческой душе. Его волнует вопрос о том, каков человек, какова его душа. Всю […]...
- Сочинение на тему: ДУШИ “МЕРТВЫЕ И ЖИВЫЕ” В ПОЭМЕ И. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” Поэма Гоголя “Мертвые души” была опубликована в 1842 году. Современники писателя прочитали ее под названием “Похождения Чичикова, или Мертвые души”. Николай Васильевич вынужден был изменить название, показавшееся кощунственным цензурному ведомству. “Нет, этого я никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мертвой души не может быть; автор вооружается против бессмертья”, – возмущался один из цензоров. Так появился […]...
- Драмы души (Позднее творчество Л. Н. Толстого) Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться! Т. Драйзер К концу 70-х – началу 80-х годов XIX века в мировоззрении Толстого наступил перелом, подготовленный всем ходом исторического развития пореформенной России. В это время Толстой окончательно порывает со своим классом и переходит на позиции патриархального крестьянства. На идейное содержание его произведений […]...
- Сочинение на тему: “Жизнь души Печорина”(По роману “Герой нашего времени”М. Ю. Лермонтова) В романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов наиболее полно раскрыл тему, которая давно привлекала его внимание – судьба незаурядной личности в современном ему обществе. Сильная и яркая натура Печорина вся сплетена из противоречий и странностей. Вот как вспоминает о нем его сослуживец Максим Максимыч: “Славный был малый… только немного странен. Ведь, например, в дождик, […]...
- Сочинение на тему: МЕРТВЫЕ И ЖИВЫЕ ДУШИ (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) …Поэзия Гоголя, его скорбный смех – это не только обвинительный акт против… нелепого существования, но и мучительный крик человека, стремящегося спастись прежде, чем его заживо похоронят в этом мире безумцев. Чтобы подобный крик мог вырваться из груди, надобно, чтоб в ней оставалось что-то здоровое, чтобы жила в ней великая сила возрождения. Гоголь чувствовал и многие […]...
- Сочинение на тему: СТИХИ И ПЕСНИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ “Катюша” – в этой песне поднимается тема верности и взаимной поддержки во время войны. “Враги сожгли родную хату” – тема трагических невосполнимых потерь во время войны. “Песенка о пехоте” – тема высокого призвания мужчины защищать свою землю. “Белоруский вокзал” – победа была оплачена всеми, она свершилась, потому что было желание всех, люди желали одного для […]...
- Катюша Маслова – характеристика персонажа Произведение: Воскресение КАТЮША МАСЛОВА – героиня романа Л. Н. Толстого “Воскресение” (1889-1899). “Дочь незамужней дворовой женщины, жившей при своей матери-скотнице в деревне у двух сестер барышень-помещиц”. Барышни-помещицы воспитали девочку и сделали своей горничной: “из девочки, когда она выросла, вышла полугорничная, полувоспитанница. Ее и звали так средним именем – не Катька и не Катенька, а Катюша”. […]...