Сочинение на тему: ДУШИ “МЕРТВЫЕ И ЖИВЫЕ” В ПОЭМЕ И. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ”

Поэма Гоголя “Мертвые души” была опубликована в 1842 году. Современники писателя прочитали ее под названием “Похождения Чичикова, или Мертвые души”. Николай Васильевич вынужден был изменить название, показавшееся кощунственным цензурному ведомству. “Нет, этого я никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мертвой души не может быть; ав­тор вооружается против бессмертья”, – возмущался один из цензоров. Так появился заголовок, в котором акцент был перенесен на аферу главного героя с куп­лей-продажей умерших ревизских душ.

Впрочем,

в контексте поэмы понятие “мертвые души” принима­ет иной смысл: читатель понимает, что речь идет не только и не столько об умерших крепостных крестья­нах, сколько о духовно омертвевших чиновниках и по­мещиках.

Портреты чиновников Гоголь обрисовал лишь не­сколькими штрихами, но так метко, что перед читате­лем возникает яркая картина образа жизни россий­ских чиновников начала XIX века.

Вот губернатор, который “ни толст, ни тонок со­бой… большой добряк и даже сам вышивает иногда по тюлю”. Видимо, это все, чем можно охарактеризовать человека, занимающего ответственный государствен­ный

пост, и на большее он не способен.

Об отсутствии смысла в жизни прокурора, у кото­рого “на поверку… всего только и было, что густые бро­ви”, писатель говорит фразой: “Зачем он умер, или за­чем жил, один Бог ведает”.

Стряпчий – “первый хапуга в мире”.

Чиновник Иван Антонович – взяточник: всякую положенную перед ним денежную купюру “совершен­но не замечает и накрывает тотчас книгою”.

Эти люди проводят свое время в бесконечных чае­питиях и карточных играх, на балах и званых обедах. Их основные черты – лень, равнодушие и любовь к сплетням.

В отличие от губернских чиновников, помещики в поэме “Мертвые души” выписаны Гоголем детально. Пять глав, со 2-й по 6-ю, знакомят нас с владельцами имений и крепостных крестьян. Согласно сюжетному ходу, к каждому из помещиков наведывается с визи­том главный герой поэмы – Чичиков.

“Портретную галерею” дворян-крепостников от­крывает Манилов. Этот всегда улыбающийся, белоку­рый и голубоглазый господин на первый взгляд про­изводит впечатление “приятного и доброго человека”. Еще во время службы в армии его считали “скром­нейшим, деликатнейшим офицером”. И сейчас, живя в поместье, он частенько приезжает в город, “чтобы увидеться с образованнейшими людьми”.

Но, раскры­вая шаг за шагом характер Манилова, писатель пока­зывает нам всю пустоту и никчемность натуры поме­щика, способного вызвать у окружающих лишь “ску­ку смертную”. Все в нем слащаво сентиментально. Его улыбка – угодлива, а манеры – заискивающие. И как бы пристально мы не приглядывались к Манило­ву, нам не найти в нем ни живости, ни искренности, ни задора.

Он глуп и бездеятелен и всю свою жизнь проводит в праздной мечтательности, вынашивая аб­сурдные планы, будь то постройка подземного хода от дома или каменного моста через пруд. Только ни в од­ном, ни в другом нет никакой необходимости.

Распрощавшись с Маниловым, Чичиков попадает к Коробочке. Помещица предстает перед читателем на фоне пернатых: на стенах ее дома висят картины с птицами, окна дома глядят во дворик, где “индейкам и курам нет числа”. Упомянутые птицы связаны в на­шем сознании с бессмысленной хлопотливостью, бес­связным кудахтаньем, безмозглостью.

Эти черты в полной мере присущи Коробочке, интересы которой подчинены лишь мелкому скопидомству.

Следующий персонаж поэмы – помещик Нозд­рев – отличается от Манилова и Коробочки холери­ческим темпераментом и бурной энергичностью. Дея­тельность Ноздрева – кутилы, лжеца и карточного шулера – направлена не на созидание, а на разруше­ние. Всеми силами он стремится раздуть скандал, пусть даже и на пустом месте, не задумываясь, нано­сит оскорбления и не останавливается перед физичес­кой расправой. Этот персонаж настолько узнаваем и типичен, что Гоголь считает нужным сделать оговор­ку: “Может быть, назовут его характером избитым, станут говорить, что теперь нет уже Ноздрева.

Увы!.. Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами, и, может быть, только ходит в другом кафтане…” Писатель прав. У каждого из нас найдется хотя бы один знакомый, о котором можно сказать: “Да это же Ноздрев!”

Столь же типичный представитель “мертвых душ” Собакевич. В его усадьбе все, начиная от господского дома и заканчивая мебелью, “неладно скроено да крепко сшито”, чем напоминает самого хозяина. Срав­нивая своего героя с предметами домашнего обихода, а его повадки с повадками “медведя средней величи­ны”, Гоголь говорит нам об отсутствии у Собакевича интересов, выходящих за рамки его бездушного, полузвериного существования.

“Портретную галерею” “мертвых душ” завершает Плюшкин. В описании внешности этого персонажа Го­голь вновь прибегает к сравнению с животным. “Ма­ленькие глазки (помещика)… бегали из-под высоко вы­росших бровей, как мыши, когда, высунувши из тем­ных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот…” До­веденные до крайней степени жажда накопительства и скупость Плюшкина преступны. Мука в его подвалах становилась каменной, сено и хлеб гнили, домашняя материя превращалась в пыль. А между тем своих сы­на и дочь Плюшкин лишил средств к существованию, у дворовых слуг были одни на всех сапоги, а крестьяне “мерли как мухи”.

Похоже, что все человеческое в по­мещике давно умерло, и перед нами не человек, “про­реха на человечестве”.

Кто же, по мнению писателя, обладает живой ду­шой? Интересно, что живыми душами Гоголь наделя­ет беглых или умерших крестьян, которые оживают в речах и мыслях других персонажей. Так Собакевич описывает чудо-мастера Михеева, кареты которого славились и в столице, силача Степана Пробку, кир­пичника Милушкина, который “мог поставить печь в каком угодно доме”, Максима Телятникова, кото­рый, “что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо”.

Поэма Гоголя принесла в мировую литературу по­нятие “мертвые души”. Следуя за мыслью писателя, мы понимаем, что мертвыми душами наделены маниловы, Ноздревы, собакевичи. Но жив русский народ, а это значит, что у России есть будущее.

Глоссарий:

– Души живые и мертвые в поэме Гоголя Мертвые души

– сочинение на тему Души живые и мертвые в поэме Гоголя Мертвые Души

– души мертвые и живые в поэме гоголя мертвые души сочинение

– сочинение на тему живые и Мертвые души в поэме Гоголя Мертвые души

– сочинение на тему души мертвые и живые в поэме н в гоголя мертвые души


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: ДУШИ “МЕРТВЫЕ И ЖИВЫЕ” В ПОЭМЕ И. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ”