О романе “Воскресение” Л. Н. Толстого
Последний Роман Толстого, над которым он работал 10 лет, стал своеобразным итогом творчества писателя, а вместе с тем и открытием новых перспектив в развитии искусства XX в.
В основе композиции “Воскресения” лежит последовательное и многообразное противопоставление жизни народа и жизни господ. На первых же страницах романа Толстой прямо сопоставляет условия жизни Катюши Масловой и Дмитрия Нехлюдова, бывшего непосредственным виновником всех ее несчастий. За каждой мелочью одежды Нехлюдова, его обстановки, за всеми предметами его
Князь Дмитрий Нехлюдов завершает целую галерею образов, созданных Толстым на всем протяжении его творчества (Николенька Иртеньев, Нехлюдов в “Утре помещика”, Оленин, Левин). Но теперь толстовский герой полностью отходит от своего общества, постепенно осознавая всю ненормальность, неестественность, жестокость окружающего мира. Встреча с некогда соблазненной им девушкой – Катюшей Масловой – в зале суда пробуждает в нем чувство
И все дальнейшие действия Нехлюдова, вся его жизнь оказываются соотнесенными с двумя полюсами – народом и миром господ.
Повествование в последнем романе Толстого с самого начала лишено даже оттенка эпического спокойствия. Симпатии и антипатии писателя выражены совершенно четко и открыто. В этом отношении можно говорить о частичном возврате Толстого к повествовательной манере “Войны и мира”.
В “Воскресении” все время слышится суровый и неподкупный голос автора-судьи, обвиняющего не отдельных представителей враждебного общества, но весь мир, построенный на угнетении человеком человека, искалечивший души людей, пытающийся даже изуродовать вечную природу.
Традиционный сюжет (соблазнитель-аристократ, мучающийся укорами совести) исчерпывается уже в первых главах “Воскресения”. Последний роман Толстого построен вовсе не на любовном сюжете. Его содержание определяет общественная, социальная проблематика. Возникает панорамный, обзорный принцип повествования, захватывающий самые разнородные области жизни.
Создается представление о теснейшей взаимосвязи всех изображаемых событий и лиц, которые оказываются ответственными друг перед другом за все, что совершается в мире. Такой повествовательный принцип будет использован и в позднейших произведениях Толстого.
- Роль портрета в романе Л. Н. Толстого “Воскресение” Роман “Воскресение” был задуман писателем как обличение существовавшего положения в стране, когда чрезмерная нищета и забитость одних соседствовала с непомерной роскошью других. Если подходить к проблеме раскрытия характеров, героев и их быта с этой позиции, то станет ясно, что портрет в “Воскресении” выступает не как самостоятельная деталь текста, а как часть полностью охватывающего произведение противопоставления, […]...
- Краткое изложение романа Толстого “Воскресение” Сюжет романа характеризуется развитием двух линий: жизненной судьбы Катюши Масловой и истории переживаний Нехлюдова. Линии эти перемежаются. Путь героя-дворянина в романе изображен Толстым как путь от дворянства к народу, к слиянию с ним. Первая сюжетная линия выдвигается, таким образом, как основная, главенствующая. Применяя художественную антитезу как основной прием развертывания действия романа. Толстой попеременно проводит читателя […]...
- Нравственное прозрение Дмитрия Нехлюдова (по роману Л. Н. Толстого “Воскресение”) Роман “Воскресение”, начатый еще в 1889 году, Л. Н. Толстой писал очень медленно, с большими остановками, и лишь с 1898 года работа над ним пошла достаточно интенсивно, В основу сюжета лег случай, рассказанный Толстому знаменитым юристом А, Ф. Кони, гостившим в Ясной Поляне в июне 1887-го. Тема возрождения, пробуждения к новой, настоящей жизни, пробуждения не […]...
- Описание образа Дмитрия Нехлюдова в романе “Воскресение” Роман “Воскресение”, начатый еще в 1889 году, Л. Н. Толстой писал очень медленно, с большими остановками, и лишь с 1898 года работа над ним пошла достаточно интенсивно, В основу сюжета лег случай, рассказанный Толстому знаменитым юристом А, Ф. Кони, гостившим в Ясной Поляне в июне 1887-го. Тема возрождения, пробуждения к новой, настоящей жизни, пробуждения не […]...
- Героиня романа Толстого “Воскресение” “Дочь незамужней дворовой женщины, жившей при своей матери-скотнице в деревне у двух сестер барышень-помещиц”. Барышни-помещицы воспитали девочку и сделали своей горничной: “из девочки, когда она выросла, вышла полугорничная, полувоспитанница. Ее и звали так средним именем – не Катька и не Катенька, а Катюша”. В 16 лет она влюбилась в Нехлюдова, когда тот приезжал к теткам; […]...
- Образ Катюши Масловой в романе “Воскресение” Это произведение пробудило всеобщий, небывалый интерес. Номер журнала. “Нива”, где было опубликовано начало “Воскресения”, тиражом в 500 тысяч экземпляров, был раскуплен в один день. Не менее велик был международный интерес к этому роману: отдельные главы его после публикации в России сразу переводились на другие языки и печатались почти во всех странах мира. Для американских и […]...
- Герой романа Л. Н. Толстого “Воскресение” Фамилию Нехлюдов носят также герои повестей “Отрочество” (1854), “Юность” (1857), “Утро помещика” (1856) и рассказа “Из записок князя Д. Нехлюдова (Люцерн)” (1857). М. Горький не без оснований полагал, что тот же самый персонаж выступает в повести ” Казаки ” под именем Оленина, а в ” Анне Карениной ” под именем Левина. Развивающийся художественный образ, нашедший […]...
- “Воскресение” Толстого в кратком содержании Как ни стараются люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жмутся, как ни забивают камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищают всякую пробивающуюся травку, как ни дымят каменным углем и нефтью, – весна остается весною даже и в городе. Солнце греет, трава, оживая, […]...
- Краткое содержание романа Толстого “Воскресение” Как ни стараются люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жмутся, как ни забивают камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищают всякую пробивающуюся травку, как ни дымят каменным углем и нефтью, – весна остается весною даже и в городе. Солнце греет, трава, оживая, […]...
- Персонажи романа Л. Н. Толстого “Воскресение” Роман “Воскресение”, над которым писатель работал с перерывами десять лет, является крупнейшим произведением “позднего” Толстого. Как и в предшествующих своих романах, Толстой дал в “Воскресении” очень широкую картину русской жизни. Действие романа происходит в Москве и в Петербурге, в центре России и в далекой Сибири, в дворянских усадьбах и в нищих деревнях, в тюрьме и […]...
- Христианские мотивы романа Л. Н. Толстого “Воскресение” В своем последнем романе “Воскресение” Лев Николаевич Толстой обратился к традиционной для Литературы теме раскаявшегося грешника, играющую также большую роль в христианском учении. Главный герой романа, князь Нехлюдов, когда-то совратил Катюшу Маслову, невольно положив начало ее падению. Позднее он, тоже не по злой воле, вместе с другими осудил ее к чрезмерно суровому, несправедливому наказанию. Раскаяние, […]...
- Краткий пересказ – Воскресение – Толстой Л.Н. Толстой – роман “Воскресение”. В романе “Воскресение” писатель беспощадно обнажает социальные пороки, разоблачая современное ему общество. Сначала мы видим частный случай: судебную ошибку, бездушие судей, которые соблюдают формальности, забывая о человеке. Далее тот же самый формализм, бюрократизм, равнодушие мы видим в действиях московского губернатора, в действиях чиновников. Толстой изображает страшную, бездушную, слепую бюрократическую машину, уничтожающую […]...
- Краткое содержание – Воскресение – Толстой Л.Н. Толстой – роман “Воскресение”. Сюжет романа – история соблазненной дворовой девушки. Ее обвиняют в преступлении, и среди присяжных оказывается князь Нехлюдов, который в юности соблазнил и оставил Катюшу Маслову. Жизнь ее оказалось сломанной: она потеряла ребенка, попала в проститутки. На суде герой узнает ее, и в душе его начинает зарождаться чувство раскаяния в содеянном. […]...
- Краткое изложение романа “Воскресение” Десять лет Лев Николаевич Толстой работал над романом “Воскресение”. Критики называли его самым зрелым произведением писателя. Толчком к написанию романа послужил рассказ прокурора А. Ф. Кони об обманутой девушке Розалии. Однако рассказ Кони послужил лишь зерном для создания “Воскресения”. Произведение в целом и образы развивались на основе личного жизненного опыта писателя. Князь Нехлюдов – главный […]...
- “Воскресение” Л. Толстого как роман нового типа “Воскресенье” – роман Льва Николаевича Толстого, написанный им в 1889-1899 годах, и ставший одним из последних крупных произведений автора перед смертью. По мнению литературных критиков, является вершиной реализма Льва Толстого. Общепризнан классическим произведением русской литературы. После выхода в свет роман поразил современников и практически сразу же был переведен на многие европейские языки. Подобный успех во […]...
- Смысл названия романа Л. Н. Толстого “Воскресение” Роман “Воскресение” написан Л. Н. Толстым в 1899 г., как раз в то время, когда страна была повергнута в ужас: “Переполненная Сибирь, тюрьмы, война, виселицы, нищета народа, кощунство, жадность и жестокость властей…” Бедственное положение народа, волей судьбы оказавшегося в подобном положении, расценивалось Толстым как личная трагедия, несчастье, как распад собственной души, а также души всей […]...
- Сюжет роману Толстого “Воскресіння” Сюжет роману характеризується розвитком двох ліній: життєвої долі Катюші Масловой і історії переживань Нехлюдова. Лінії ці перемежовуються. Шлях героя-дворянина в романі зображений Толстим як шлях від дворянства до народу, до злиття з ним. Перша сюжетна лінія висувається, таким чином, як основна, чільна. Застосовуючи художню антитезу як основний прийом розгортання дії роману. Товстої поперемінно проводить читача […]...
- Воскресение краткое содержание Толстой Л. Н. Как ни стараются люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жмутся, как ни забивают камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищают всякую пробивающуюся травку, как ни дымят каменным углем и нефтью, – весна остается весною даже и в городе. Солнце […]...
- Краткое содержание “Воскресение” Толстой Л. Н Как ни стараются люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жмутся, как ни забивают камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищают всякую пробивающуюся травку, как ни дымят каменным углем и нефтью, – весна остается весною даже и в городе. Солнце греет, трава, оживая, […]...
- Сложность и драматизм пути Нехлюдова и Толстого В биографических повестях Толстого многое намечает будущее и предвещает его. Так, в них уже звучит та весьма характерная для Толстого тема нравственного совершенствования, которая со временем будет играть все более важную роль в его мировоззрении. Интересно, что идею нравственного самосовершенствования в ранних повестях пропагандирует герой по фамилии Нехлюдов. Имя Нехлюдова еще не раз возникнет в […]...
- Роман “Воскресение” – предвестник общественных перемен Ищите царства Божия и правды его, а остальное приложится вам. Евангелие Роман “Воскресение”, сюжет которого Толстому был подсказан известным адвокатом А. Ф. Кони, создавался в течение десяти лет. За это время Толстым был накоплен огромный материал, связанный с деятельностью революционеров. В эти годы Толстой сам участвовал в общественной деятельности по организации помощи голодающим. И хотя […]...
- Образ Петербурга в романе Ф. Достоевского “Преступление и наказание” и в романе Л. Толстого “Война и мир” Два величайших писателя – Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой – почему-то в равной степени недолюбливали творение Петра Великого, его детище – Петербург. И это свое негативное отношение к северной столице отразили в своих бессмертных творениях. “Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге”, – констатирует Свидригайлов, […]...
- Внутренняя красота человека в романе Толстого “Война и мир” Тему внутренней красоты человека в романе “Война и мир” я хочу раскрыть на примере образа княжны Марьи. Слова, приведенные в эпиграфе, принадлежат биографу Л. Н. Толстого, который, наверное, ближе других был знаком с авторским замыслом. Но и без этого свидетельства читателю “Войны и мира” ясно, что княжна Марья входит в круг самых любимых героев Л. […]...
- Трудные дороги Пьера Безухова (о романе “Война и мир” Л. Н. Толстого) В салоне Анны Павловны Шерер появляется толстый молодой человек в очках. Это Пьер Безухов. В лице хозяйки – беспокойство и страх. Что, собственно, ее напугало? Взгляд молодого человека – умный, робкий, наблюдательный и – главное – естественный, который прежде всего и отличал его от всех, находящихся в гостиной. Естественный человек среди всего искусственного, среди кукол. […]...
- “Мысль народная” в романе-эпопее (о “Войне и мире” Л. Н. Толстого) Проблемы войны и мира. Главным героем “Войны и мира” является народ. Исторический материал только укрепил Толстого в правильности вывода о том, что судьбы страны определяет народ. В статье “Несколько слов по поводу книги “Война и мир”” Толстой специально предупреждал, что он не собирается останавливаться на “ужасах крепостного права” и просил не искать в его книге […]...
- Г. В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Неподготовленность России к войне (недостаточное количество войск, отсутствие плана ведения войны); отступление, сдача Смоленска, бунт Богучаровских мужиков: назначение Кутузова; Бородинское сражение; военный совет в Филях; сдача Москвы и отступление к Калуге; размах партизанского движения; изгнание Наполеона и гибель его армии(анализ эпизодов т. 3). Философия истории в романе “Война и мир”: Убеждение в невозможности объяснить происходящие […]...
- Сочинение на тему: “МЫСЛЬ НАРОДНАЯ” В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Л. Толстой отмечал, что произведение можно считать хорошим только тогда, когда автор любит в нем свою главную мысль. А в романе “Война и мир” это “мысль народная”. “Я старался писать историю народа”, – признавался великий русский писатель. Работая над романом “Война и мир”, Л. Толстой сделал открытие, которое и высказал на страницах своего произведения. Смысл […]...
- Столичное и поместное дворянство в романе “Война и мир” Л. Н. Толстого Толстой видит мир, как человек, Проникший за кулисы общественной И политической жизни. Б. Шоу Определяя главную мысль “Войны и мира”, Л. Н. Толстой писал, что в этом романе он любил “мысль народную”. Народ для Толстого – мерило всех нравственных ценностей, носитель истинной человечности. По близости к народу оценивает писатель не только отдельных героев, но и […]...
- Мастерство художественной детали в романе Толстого “Война и мир” Грандиозное художественное полотно романа-эпопеи “Война и мир” вбирает в себя самые разнообразные художественные приемы и средства, одним из которых является деталь. Мастер психологического анализа, Толстой раскрывает перед читателем “диалектику души” своих героев, фиксируя наше внимание на важнейших моментах с помощью характерных деталей. Психологический портрет у Толстого динамичен, поскольку должен выявить связи внутреннего мира человека и […]...
- Система образов в романе “Война и мир” Л. Н. Толстого Многообразный мир художественного произведения не только трудно, но даже и невозможно “втиснуть” в какие-то определенные рамки, “разложить по полочкам”, разъяснить с помощью логических формул, понятий, графиков или схем. Богатство художественного содержания такому анализу активно сопротивляется. Но попытаться обнаружить какую-то систему все же можно, при том необходимом условии, разумеется, что она не будет противоречить авторскому замыслу. […]...
- ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Философско-историческому роману-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” присущи также и черты романа психологического. Страница за страницей раскрываются перед читателем характеры героев Толстого в их похожести и разнообразии, статичности и изменчивости. Одним из ценнейших свойств человека Толстой считал способность к внутреннему изменению, стремление к самосовершенствованию, к нравственному поиску. Любимые герои Толстого меняются, нелюбимые – статичны. […]...
- Москва и Петербург в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Когда Толстому шел девятый год, отец в первый раз повез его в Москву. Толстой так рассказывает об этом в “Воспоминаниях”: “Был хороший день, и я помню свое восхищение при виде московских церквей и домов, восхищение, вызванное тем тоном гордости, с которым отец показывал мне Москву”. Отец Толстого был участником Отечественной войны 1812 года, и его […]...
- Интерес Толстого к революции и революционерам Интерес Толстого к революции и революционерам возник довольно рано, и его характер на протяжении толстовского пути претерпевал заметные изменения. Еще в 60-е годы, в годы зарождения первой революционной ситуации, Толстой написал пьесу “Зараженное семейство”, посвященную “новым людям”, нигилистам. Эта комедия, по признанию самого Толстого, “вся написана в насмешку эмансипации женщин и так называемых нигилистов. Революционеры […]...
- Истинное и ложное в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Истинное и ложное в романе Л.Н. Толстого “Война и мир” I. Вступление Один из главных пороков современной цивилизации состоит, по мысли Толстого, в широком распространении ложных понятий. В связи с этим проблема истинного и ложного становится одной из ведущих в произведении. Как же отличить истинное от ложного? Для этого у Толстого есть два критерия: истинное […]...
- Москва в пьесе А. Грибоедова “Горе от ума” и в романе Л. Толстого “Война и мир” “Кто был в Москве, тот знает Россию”, – сказал Карамзин. Еще в давние времена русский народ говорил о Москве, что это не город, а целый мир. Чем стремительнее становится бег нашего времени, тем сложнее представить себе, какой была Москва два столетия назад, какие нравственные устои одухотворяли ее облик. Литература оставила этот след, воспев столицу в […]...
- Мир природы в романе “Война и мир” Л. Н. Толстого Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Ф. И. Тютчев Яснополянский парк. Тишина. Аллея под сводами вековых деревьев. Высокое вечное небо. И маленький холмик сбоку, на краю оврага, среди густой зелени. На нем скромный […]...
- Образ главной героини в романе Л. Толстого “Анна Каренина” Есть в близости людей заветная черта, Ее не перейти влюбленности и страсти. А. Ахматова Перечитывая “Евгения Онегина”, Лев Толстой подумал о том, что случилось бы с героиней, если бы она изменила мужу. Так, “благодаря божественному Пушкину”, родился замысел “Анны Карениной”. В самом начале работы над романом Толстой, я думаю, хотел “высечь” свою героиню за то, […]...
- Мысль о естественном и неестественном бытии в романе Толстого Война и мир В произведении Льва Толстого “Война и мир” описаны представители разных слоев общества, начиная с простого народа (Тихон Щербатый и Платон Каратаев) и кончая высшим светом (салон Шерер). Но всех их Толстой как бы объединяет в две большие группы по естественности или, наоборот, неестественности бытия. Для Толстого “русское” начало в человеке является воплощением естественности и искренности, […]...
- Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Роман Л. Н. Толстого стоит в ряду лучших произведений мировой литературы. В нем великолепно изображены знаменательные исторические события начала XIX века, освещены стороны русской жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества. Основной художественный прием, которым пользуется Л. Н. Толстой в этом произведении, – антитеза. Противопоставлены понятия в названии романа (“война” и “мир”), сражения […]...
- Краткое содержание “Юности” Толстого Идет шестнадцатая весна Николая Иртеньева. Он готовится к экзаменам в университет, переполнен мечтаниями и размышлениями о будущем своем предназначении. Чтобы яснее определить цель жизни, Николай заводит отдельную тетрадь, куда записывает обязанности и правила, необходимые для нравственного совершенствования. В страстную среду в дом приезжает седой монах, духовник. После исповеди Николай чувствует себя чистым и новым человеком. […]...