Русь, куда ж несешься ты? Сочинение по роману Гоголя “Мертвые души”

В лирическом отступлении в начале седьмой главы Гоголь сравнивает между собой два типа писателей: мечтателя-романтика и реалиста-сатирика. Судьба их различна: писатель-романтик обращается к изображению только прекрасного в жизни (“приближается к изображению характеров, являющих высокое достоинство человека”) и проходит мимо всего скучного и безобразного. Явления крайне редкие и желаемые он выдает за широко распространенные и действительные и тем льстит своим читателям, среди которых есть много пошлых и никчемных людей. “Он окурил

упоительным куревом людские очи, он чудно польстил им, сокрыв печальное в жизни…” И потому – “далеко и громко разносится его слава.

Но не таков удел и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи – всю страшную, потрясающую тину мелочей, всю глубину холодных, раздробленных повседневных характеров… дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на “всенародные очи. Ему не собрать народных рукоплесканий…”

В одной из своих статей Белинский говорил, что

правдивое изображение картин социального зла и несправедливости мешают сытому обывателю оставаться спокойным и довольным. Эгоизм и нежелание расстаться со своими привилегиями заставляют его упрекать писателя-реалиста и сатирика в искажении действительности, в намеренном оскорблении человека, в отсутствии патриотизма и г. д., ибо, говоря словами Гоголя, “не признает современный суд, что много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую

Из презренной жизни, и возвести ее в перл создания, ибо не признает современный суд, что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движением… Не признает сего современный суд, и все обратит в упрек и поношение непризнанному писателю… Сурово его поприще, и горько почувствует он свое одиночество”.

Всю жестокость и несправедливость этого “современного суда” Гоголю пришлось испытать на себе, тем не менее он не отказывается от избранного пути. До тех пор, пока существует в мире зло и пошлость, пока ‘ его родина находится во власти “мертвых душ” помещичье-чиновничьего мира, он видит свой долг и обязанность в том, чтобы “проповедовать любовь враждебным словом отрицания”. Именно таким пониманием священного долга писателя продиктовано его признание: “И долго определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями…” Долго, потому что еще много зла и безобразия в мире и много еще людей, в которых читателю неприятно узнавать себя. Такая мысль вызывает у писателя не только смех, но и неподдельные страдания, что не всегда хотели понимать многие его современники, приученные многовековым опытом искусства к тому, что смешное не может быть источником страдания и что смех преследует преимущественно развлекательные цели.

Вот почему главную особенность своего таланта и своего метода Гоголь видит в том, чтобы “озирать громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые миру слезы”.

Надо отметить, что лирические отступления поэмы не только расширяют и углубляют ее смысл, раскрывая грандиозный облик “всей Руси”, но и помогают отчетливее представить образ ее автора – подлинного патриота и гражданина. Именно лирический пафос утверждения великих созилательных слл народа и вера в счастливое будущее России дали ему основание назвать свое произведение поэмой.

Важно также отметить, что веря в великое будущее России, Гоголь, однако, неясно представлял себе тот путь, который должен привести страну к славе, могуществу и процветанию: “Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа”.

Он не знал и не видел реальных способов преодоления кричащих противоречий а своей стране, но правдивое изображение жизни и беспощадное обличение им современных общественных язв и пороков имели объективно революционный смысл.

Итогом работы над изучением поэмы может стать сочинение на одну из предложенных тем:

“Мертвые души” – это страшная исповедь современной России” (А. И. Герцен). Кто такие “мертвые души”? Что такое “маниловщина”?

Что такое “чичиковщина”? 5. “Губернский Олимп” в изображении Гоголя. “Живые души” в поэме Гоголя “Мертвые души”. Образ автора в поэме “Мертвые души”.

Русь помещичья и Русь народная в поэме Гоголя “Мертвые души”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Русь, куда ж несешься ты? Сочинение по роману Гоголя “Мертвые души”