Урок-беседа об эпизодах приезда в Кистеневку В. Дубровского и Троекурова

Цель этого занятия – показать, насколько отношения социальные оказываются в романе сильнее отношений семейных. Урок начинается с устного словесного рисования, которое обнаруживает степень понимания

На каждом уроке мы поручаем ученикам перечесть ряд глав, необходимых на следующем уроке, и дать им название. Такой вид работы не только тренирует логическое мышление учеников, развивает умение найти точное и сжатое определение содержания главы. В тетрадях учеников постепенно выстраивается цепь событий, которую мы пытаемся в целом осознать на заключительном уроке, сравнивая композицию “Дубровского” с черновым планом романа.

Подготовленные дома ответы часто показывают, что ученики не замечают изменения состояния героев в этой сцене. Дубровский с самого начала для многих “нервный, возбужденный”, “его сердце полно ярости”. Троекуров в представлении значительной части учеников от начала до конца заседания остается “мстительным, радостными Самодовольным”.

Статическое представление о чувствах героев в ученических ответах, сочетается с динамической подачей событий. Пятиклассникам легче пересказать главу, чем словесно изобразить один из ее моментов. Характерной ошибкой в устном рисовании этой сцены оказывается и попытка дать портрет героя вообще, вне ситуации. Как это обычно бывает при устном рисовании, многие ответы сбиваются на пересказ, на общую характеристику героев, в лучшем случае на психологический анализ сцены.

При этом объяснение чувств героев бывает довольно тонким, но Сказать, как эти чувства отражаются в облике героя,, найти изобразительные детали детям бывает трудно* Вот один из примеров такой работы.

“Каким я представляю себе Дубровского в зале уездного суда? Андрей Гаврилович стоит в зале и ждет: решения суда. Он знает о том, что Троекуров может сделать с ним, что хочет. Но он, как старый русский дворянин, не может допустить, чтобы его оскорбляли.; Он презирает угодничество судей.

Лицо его неспокойно: в нем все напряжено. Он не может примириться с ложью. В душе он презирает этот ничтожный народ – судей. Но самое главное, что оставалось в Дубровском, – это гордость, и ее никто не мог победить; ни судьи, ни сам Троекуров”

Здесь передана довольно сложная гамма чувств героя, но изобразительная деталь только одна, хотя и очень точная: “Лицо его неспокойно: в нем все напряжено”.

В устном рисовании эмоции учеников очень активны. Говоря о возмущении Дубровского, одна из учениц заметила:

“На его месте я бы поступила так же”. Пытаясь представить себе Троекурова, ученики, как бы осуществляя свое, читательское возмездие, наделяют Кирилу Петровича самой неблаговидной наружностью (“Он такой толстый, что, когда ему подали кресло, он прямо шлепнулся в него”.) и примитивностью (“Троекуров думает не только о деле, он думает еще и о еде”.).

На уроке идет работа по уточнению представлений о героях, – разности их состояний в начале и конце главы. Мы предлагаем ученикам выделить три момента для устного рисования и остановиться на одном из них: приезд Дубровского и Троекурова в суд, слушание протокола и “внезапное сумасшествие Дубровского”. Такое уточнение ситуации позволяет детям пристальнее вглядеться в героя, “проявить” его жизнь в жесте, мимике. Изобразительных деталей в этом случае появляется больше.

Уменьшение “площади” наблюдения углубляет взгляд – в этом одна из функций устного словесного рисования в анализе. Сравним в этом смысле два ответа.

Ученица: “В присутствии уездного суда Троекурова я представляю себе так: Троекуров пришел на суд радостный, но не совсем. Он не знал, что ему делать: грустить или радоваться. Почему?

Потому, что было жаль прервать дружбу с Дубровским, но он хо” тел показать ему, кто такой Троекуров. Троекуров с превеликим удовольствием подписал приказ, чтобы Дубровский знал, с кем он связался. На суде Троекурову улыбались все, кто присутствовал в зале. А в сторону Дубровского никто не смотрел.

Троекуров важно сидел на стуле и всем также приветливо улыбался. Когда Дубровский стал протестовать, Троекурову стало стыдно, и он не знал, куда деваться. Его лицо налилось кровью, он привстал на стуле, но потом обратно шлепнулся на него. Его маленькие твердые глазенки быстро бегали.

Он был очень испуган”.

И еще одна интересная сторона читательского восприятия проявляется при устном словесном рисовании. Герой, который вызывает большее сочувствие, легче реализуется в изображении. Это и понятно: сопереживание открывает глаза, гнев, который у детей бывает очень сильным, слепит. Насколько тоньше, острее, умнее видят дети именно Дубровского!

Троекуров для них пока еще не вполне понятен и словно прикрыт маской злодея.

Дальнейший ход урока строится как беседа, основные вопросы которой сводятся к следующему:

В чем сын похож на отца? Как они относятся друг к другу? Как приезд Владимира подействовал на Андрея Гавриловича?

Почему Троекуров решил “помириться с старым своим соседом”? Почему сын не смог спасти отца, а мирный приезд Троекурова ускорил смерть старика Дубровского? Почему Дубровский проиграл тяжбу с Троекуровым?

Домашнее задание: озаглавить главы V и VI и приготовить пересказ с элементами рассуждения “Почему Шабашкин по-разному ведет себя в Покровском и Кистеневке”. Пересказ может стать и темой домашнего изложения. В этом случае, учитель на следующем уроке проведет анализ письменных работ.



Урок-беседа об эпизодах приезда в Кистеневку В. Дубровского и Троекурова