Русские Ромео и Джульетта (Маша Троекурова и Владимир Дубровский)



Внимание Пушкина к трагедии “Ромео и Джульетта” сказалось и в том, что он напечатал о ней большую заметку в альманахе “Северные цветы на 1830 г.”, и в пародировании сюжета в “Барышне-крестьянке”. Маша Троекурова и Владимир Дубровский разделены враждой домов, как и влюбленные у Шекспире встреча Маши и Дубровского тоже происходит как бы на маскараде. Лицо Ромео скрыто маской пилигрима, Дубровский выдает себя за Дефоржа.

Два свидания Ромео и Джульетты по основному мотиву напоминают две встречи Маши и Владимире в саду. В первом

случае героиня переживает потрясение, открывая истинное лицо возлюбленного (“ведь имя лишь твое мне враг”). Во втором – сближение героев соседствует с сознанием невозможности быть вместе, иллюзия счастья нарушается тревогой враждебными обстоятельствами. Близость “Ромео щ Джульетты” и “Дубровского” сказывается и в мотива немилого жениха (Парис, Верейский), знатностью и богатством покорившего родителей, и в мотиве опоздания, которое губит влюбленных.

Совпадения в композиции шекспировской трагедии и пушкинского романа оправданы сходством смысловой ситуации.

Джульетта не должна

любить Ромео не только из-за старой распри Монтекки и Капулетти, но и потому, что Ромео оказывается убийцей ее брата. Дубровский должен питать ненависть к дому Троекурова виновника оскорбления и смерти отца. И у Шекспира, и у Пушкина чувства героев вступают в поединок с моралью враждебности, подсказанной не их личным опытом, а социальной традицией.

Чувства героев оказываются в конфликте с внешним миром, с общепринятым. Однако “подлинные люди у Шекспира умеют вырваться из своего положения, идти против него, как это и было с Джульеттой, с Ромео”

Правда, освобождение от законов Вероны происходит не сразу. Ромео решается на поединок с Тибальтом, потому что брат Джульетты оказывается убийцей Меркуцио. Джульетта по совету Лоренцо притворно соглашается на брак с Парисом.

Мир Вероны втягивает влюбленных в свой стиль отношений и заставляет их в какой-то миг отступить их самих себя. Любовь, которая казалась Ромео и Джульетте всепоглощающей, оказывается не всевластна.

И в этом трагическая вина Ромео и Джульетты, и потому это трагедия, а не идиллия. Они гибнут не только оттого, что свобода чувства столкнулась с миром, принуждающим к повиновению. Преданность другу, подчиненность воле родителей оказываются чувствами, сосуществующими с любовью.

Чужой мир, пусть на миг, стал властным над ними. II они гибнут, поспешно разрывая эту связь с миром Вероны, окончательно освобождая себя и перед смертью слушаясь одной любви. Ромео и Джульетта пришли все-таки к цельности своего чувства, к осуществлению себя как личности.

Они победили. Любовь оказалась в конце концов неразрушимой. Маша Троекурова и Владимир Дубровский не могут победить обстоятельства силою своих чувств. Сознание эпохи Возрождения в большей степени, чем в 30-е годы XIX века, могло надеяться на всемогущество личности.

Для Пушкина же открывается трагическое противостояние личности и социальных обстоятельств.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Русские Ромео и Джульетта (Маша Троекурова и Владимир Дубровский)