УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ (по роману Ф. М, Достоевского «Преступление и наказание»)

Роман Ф. М. Достоевского — это «психо-
логический отчет одного преступления», ко-
торое совершил бедный студент Родион Рас-
кольников, убивший старуху-процентщицу.
Однако в романе речь идет о необычном уго-
ловном преступлении. Это, если так можно
выразиться, идеологическое преступление,
а исполнитель его — преступник-мыслитель,
убийца-философ. Он убил ростовщицу от-
нюдь не во имя обогащения и даже не ради
того, чтобы помочь своим близким: матери и
сестре. Это преступление явилось следстви-
ем трагических

обстоятельств окружающей
действительности, результатом долгих и
упорных размышлений героя романа о своей
судьбе, о судьбе всех «униженных и оскорб-
ленных», о социальных и нравственных зако-
нах, по которым живет человечество.
Жизнь предстает перед нами как клубок
неразрешимых противоречий. Повсюду кар-
тины нищеты, бесправия, подавления чело-
веческого достоинства. На каждом шагу Рас-
кольникову встречаются отверженные и го-
нимые люди, которым некуда деться: Соня
Мармеладова, Катерина Ивановна и многие
другие. Да и сам Раскольников оказался не в
лучшем
положении. Ему тоже, по существу,
некуда пойти. Живет он впроголодь, ютится
в жалкой каморке, похожей на гроб, откуда
его грозят вышвырнуть на улицу. Под угро-
зой оказалась судьба его матери и сестры.
А судьба Мармеладова? В его разговоре
с Раскольниковым в кабаке звучит мысль
о том, что в нищем (а значит, и в нем) никто
не подозревает благородства чувств. А в нем
это благородство есть. Он способен глубоко
чувствовать, понимать, страдать не только за
себя, но и за голодных детей, оправдывать
грубое отношение к себе жены, ценить само-
отверженность Катерины Ивановны и Сони.
При всей, казалось бы, потере Мармеладо-
вым человеческого облика его невозможно
презирать. В его словах — боль за то, что
его, однажды выгнав из человеческой компа-
нии, уже больше никогда в нее не допустят.
Перед нами оскорбленный человек, но сохра-
нивший чувство собственного достоинства,
глубоко сознающий свое падение, но он не в
силах ничего изменить. Осмелишься ли осу-
дить человека, судьба которого сложилась так
трагически не только по его вине? Это чело-
века в нем не хотят видеть.
Вспомним жизнь Катерины Ивановны.
Она больна чахоткой, о чем говорят красные
пятна на ее лице, которых так боится Мар-
меладов. Из его рассказа о жене мы узнаем,
что она из дворянской семьи, воспитывалась
в губернском дворянском институте. Выйдя
замуж без родительского благословения, ока-
завшись в отчаянном положении, с тремя де-
тьми на руках, она после смерти мужа вы-
нуждена была пойти замуж за Мармеладова.
«Можете судить по тому, до какой степени ее
бедствия доходили, что она, образованная и
воспитанная и фамилии известной, за меня
согласилась пойти! Но пошла! Плача и рыдая
и руки ломая, пошла! Ибо некуда было ид-
ти.» Но облегчения не наступило и после за-
мужества: муж выгнан со службы и пьет,
грозит выгнать квартирная хозяйка, бьет
Лебезятников, плачут голодные дети. Не же-
стокость руководит ею, когда она посылает
Соню на панель, а отчаяние и безвыходность.
Катерина Ивановна понимает, что Соня при-
несла себя в жертву близким. Именно поэто-
му, когда Соня вернулась с деньгами, она
«весь вечер в ногах у нее на коленях просто-
яла, ноги ей целовала, встать не хотела».
Мармеладов дает жене точную характерис-
тику, говоря, что она «горячая, гордая, не-
преклонная». Но человеческая гордость ее,
как и Мармеладова, попирается на каждом
шагу, о достоинстве и самолюбии заставляют
забыть. Бессмысленно искать помощи и со-
чувствия у окружающих, «некуда идти» Ка-
терине Ивановне, везде тупик.
Рассказывая о Соне и встретившейся
Раскольникову девочке, писатель не случай-
но останавливает внимание читателей на их
портретах; чистота и беззащитность, пока-
занные в облике Сони и обманутой девочки,
не соответствуют образу жизни, который они
вынуждены вести, поэтому Раскольникову
«странно и дико было смотреть на такое явле-
ние». Соню толкает на панель нищета и невоз-
можность честно зарабатывать на жизнь. Ее
будущее безрадостно, как и будущее обману-
той девочки. Оно укладывается в формулу:
«больница… вино… кабаки и еще больница-
года через два-три -^ калека, итого житья ей
19 аль 18 лет от роду всего-с…
Достоевский убедительно показывает, что
иные отношения, кроме безразличия, любо-
пытства, злорадной насмешки, противоесте-
ственны в этом мире. Люди смотрят друг на
друга «враждебно и с недоверчивостью». Все,
кроме Раскольникова, слушают «забавника»
Мармеладова, «фыркая», «улыбаясь», «зевая»,
а в общем равнодушно. Так же равнодушна
толпа зрителей, хлынувших посмотреть на му-
ки умирающего Мармеладова. Во сне Расколь-
никова, так похожем на явь, лошадь секут
«с наслаждением», «хохотом и остротами».
Роман «Преступление и наказание» отра-
зил тревогу Достоевского за будущее челове-
чества. Он показывает, что такой жизнью,
которой сейчас живут «униженные и оскорб-
ленные», жить дальше нельзя. «Опираясь на
реальный материал действительности, До-
стоевский выдвигал и освещал проблемы, име-
ющие всемирное значение, проблемы борьбы
добра и зла в социальной жизни, во внутрен-
ней природе людей, темы жизненного при-
звания человеческой личности, страдания и
протеста, эгоизма и самопожертвования, пре-
ступления и наказания, вопросы обществен-
ных, духовных связей между людьми и их
разъединения, справедливого устройства со-
циального мира и многие другие.»


УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ (по роману Ф. М, Достоевского «Преступление и наказание»)