В чем трагедия семьи Мармеладовых? (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)

В своем романе “Преступление и наказание” Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, “наполеонизма”. Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, развенчивается на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, раскаяние главному герою романа. Мир Достоевского принципиально противоречив, “за” и “против” постоянно борются в душах героев.
Особое место в романе занимает семья Мармеладовых. В чем трагедия каждого

из членов этой семьи? Все они имеют свои слабости и странности: Мармеладов – пьяница, у Катерины Ивановны болезненная мания самоутверждения, у Сонечки – романтические любовные фантазии.

Жизнь безжалостна по отношению к героям, благополучны лишь подлецы типа Лужина или преодолевающие отчаяние любовью и наивным искренним чувством (Разумихин, Соня).
Вглядимся в портрет Мармеладова: “Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухлыми веками, из-за которых сияли

крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки”. Достоевский пишет, что было в нем что-то очень странное, во взгляде его светились восторженность, смысл и ум, но, в то же время, мелькало и безумие. Мармеладов страстно хочет исповедаться, но хихиканье окружающих сопровождает его признание. Даже выясняется, что он бесконечно добр, любит и жену и детей, но оказывается причиной несчастий их жизни. “Бедность не порок…- говорит Мармеладов Раскольникову. – Но нищета, милостивый государь, нищета – порок-с.

В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто.” От горькой нищеты глава семейства становиться пьяницей, а когда судьба улыбнулась ему, было слишком поздно. Он получил место, но не смог удержаться на нем долго – у героя уже не было сил противиться своему недугу. Из-за всего этого Мармеладов ходит из кабака в кабак и пропивает последние гроши.
Герои, у которых есть сердце, у Достоевского непременно страдают или сочувствуют страданию. Мармеладова мучает его вина, и он не может простить себе, что, когда Соня послана была на панель, он “лежал пьяненькой-с”.
В Мармеладове Достоевский открывает искажение человека. И причины этого искажения не только в нищете и бесправии. Социальные обстоятельства и равнодушие имперского Петербурга к “маленькому человеку” откровенно губительны.
Столь же противоречиво представлена в романе и Катерина Ивановна: самоотверженность и властность, великодушие и раздражение, чистоплотность и грубость, гордость и унижение себя и других, в котором она доходит до крайности, заставляет детей просить милостыню, дворянское тщеславие и дерзкое обнажение язв собственной жизни, презрение и любовь к мужу и т. д. Катерина Ивановна – немолодая женщина, болеющая чахоткой – много выстрадала в своей жизни. По словам Сонечки, “Катерина Ивановна справедливости ищет, она чистая, она так верит, что во всем справедливость должна быть, и требует… и хоть мучайте ее, а она несправедливого не делает. Она сама не замечает, как это все нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражается…. Как ребенок, как ребенок!”
Соня – сильный по своей натуре человек, но она должна была пойти по пути “продажной” женщины. Мысль о позорном и бесчестном положении терзали ее, причиняя чудовищную боль. Соня Мармеладова преступила нравственный закон. Но она это сделала во имя детей Катерины Ивановны, во имя жизни, принеся себя в жертву.

Но есть в Соне и нравственная ясность. Есть в ней “ненасытимое страдание”, лишенное всякого ожесточения.
Соня не умеет сердиться. У нее настоящее “золотое сердце”, ведь мачеха и ее дети для девушки совершенно чужие, а она только ради них, только чтобы они не умерли с голоду, пошла на самое грязное и самое последнее дело. Уже давно заведено, что семью должен обеспечивать мужчина, а отец Сони был не в состоянии этого сделать, поэтому ответственность за содержание тяжелым грузом легла на хрупкие плечи Сони. Раскольников испытал Соню и убедился, что истоки великой жалости и сострадания к ближнему – в ее глубокой вере.

Герой почувствовал, что Бог Соню поддерживает. Он поверил Сонечке, потому что убедился, что ее любви, жалости и сострадания хватит и на то, чтобы принять участие в его трагедии.
Тяжело читать в романе эпизоды описания детей Катерины Ивановны. Жизнь для них была не сахар: нищенское существование семьи, порой нечего было даже есть, вечные скандалы между пьяным отцом и чахоточной матерью, ужасные жилищные условия. Ребенок болезненно переживает разногласия между родителями, у него в душе остается неприятный осадок, и только это он будет помнить во взрослой жизни.
Но кто же виноват в этом безграничном ужасе? В своем Романе Достоевский раскрывает не только социальные, но и психологические, и нравственные проблемы, которые лежат в основе всех действий его героев, людей “униженных и оскорбленных”. Не отдельные злые люди виноваты в судьбе Мармеладовых, а тот безликий и неумолимый “процент”, о котором говорит Раскольников.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

В чем трагедия семьи Мармеладовых? (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)