Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»;. Часть 1
Ф. М. Достоевский вошел в историю литературы как один из крупнейших русских писателей с мировым именем, мастер создания психологического портрета. В романе «Преступление и наказание» он подробно описывает раскол в душе главного героя, мучительную борьбу двух начал: добра и зла. Тему душевного разлада подчеркивает в произведении уже сама говорящая фамилия главного героя — Раскольников.
Ф. М. Достоевского беспокоило социальное неравенство разных слоев общества. Он показывает, что бедность в первую очередь толкает людей на преступление.
Живет он в каморке, похожей больше на шкаф, чем на квартиру. И даже за это убогое жилище ему нечем заплатить. Задавленный бедностью Раскольников вскоре стал к ней постепенно привыкать. Портрет героя обнаруживает глубокие противоречия между его превосходными внешними данными и плачевным материальным положением.
Красивый молодой человек (с прекрасными глазами, темно — русый, с тонкими чертами лица) одет в лохмотья. Стесняясь бедности, герой не любит встречаться с бывшими товарищами.
Писателя интересуют малейшие оттенки настроения героя, его мечты, фантазии, планы и идеи. Тяжкие, преступные мысли приносят Раскольникову физические страдания. Он сам мучается от тоски и мрачного возбуждения. 74
Таким образом, писатель обнажает также противоречие между прекрасной внешностью и душевной внутренней озлобленностью героя.
Интересен в романе образ самой жертвы — старухи-процентщицы. Достоевский при первом визите героя в ее дом дает нам развернутый портрет: «Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтевшая меховая кацавейка».
Интерьер не поражает роскошью и богатством: старая мебель, грошовые картинки. Все эти детали подчеркивают, что старуха-процентщица не очень сильно и нажилась на своем деле.
Для понимания природы человеческой души в романе важна сцена в трактире, когда Раскольников беседует с Мармеладовым. Бывший титулярный советник рассказывает Раскольникову как человеку чувствительному и образованному о своей судьбе, о том, как женился на вдове с тремя детьми, совершил благородный поступок, а на деле не смог содержать семью, своей единственной дочери дать образование.
Ф. М. Достоевский стремится показать характер Раскольникова многогранно: в его внутреннем мире постоянно идет борьба хорошей стороны и плохой. Доброта и жестокость уживаются в нем совсем рядом. Достоевскому важно было показать двойственность природы человека, передать в художественном творчестве правду жизни.
Когда Мармеладов, совершенно чужой для Раскольникова человек, погибает под копытами лошадей, Родион Романович отдает его вдове последние деньги. Этот факт свидетельствует о его душевной доброте, готовности помочь другому человеку в беде. Когда герою приходит письмо от матери о том, что его сестра собирается выйти замуж за состоятельного человека из-за денег, Раскольников переживает.
Родион любит своих родных и мучается из-за того, что не может им материально помочь. Ф. М. Достоевский подчеркивает чувствительность героя, его сложный эмоциональный мир. Так, например, получив письмо от матери, он бледнеет, руки у него трясутся.
Потом герой подносит его к губам и целует, а потом только распечатывает.
Однако причиной преступления Раскольникова является не только бедственное положение, но и теория, переосмысливающая взгляды известного философа Ницше, по которой все люди делятся на два разряда: «твари дрожащие» и «те, кто право имеет». Первые — духовно слабые люди, они не способны на принятие серьезных решений вообще. У них нет глобальных целей.
К таким людям Раскольников причисляет старушку-процентщицу. Вторые — духовно сильные люди, способные изменить ход истории. По этой теории получается, что Раскольников имел право на убийство старушки, думая, что от этого всем будет лучше.
Обращаясь к теории о сверхчеловеке Ницше, Раскольников понимает ее в эгоцентрическом аспекте: сильный человек имеет право принести в жертву слабого во имя высоких целей. У Ницше же сильный человек — это, прежде всего творец, способный вознестись над повседневностью, расширить границы духа. Если у такого человека есть особый талант, сильная воля и неординарный интеллект, это не дает ему право начинать войны на земле, совершать жестокость, проливать чью-то кровь.
Наоборот, все эти качества личности налагают на нее особую ответственность за судьбу тех, кто слабее, обязывают к поддержке.
И такой сильной личностью, глубоко жертвенной натурой в романе оказывается не Раскольников, а Соня Мармеладова, которая продает свое тело ради того, чтобы помочь семье прокормить детей. Не случайно именно она смогла понять и полюбить Раскольникова, человека оступившегося, но не очерствевшего душой. Для понимания натуры героини чрезвычайно важен ее портрет: «Голосок у ней такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое».
Ангельские внешние черты сочетаются с неравнодушным сердцем. Не случайно Мармеладов подробно рассказывает Раскольникову о том, как Соня, не имея уже сил смотреть на голодных больных детей, впервые решилась пойти по желтому билету и как после этого весь вечер стоит у нее в ногах на коленках Катерина Ивановна. Символична сумма, за которую Сонечка впервые продает свое тело, — тридцать целковых. Из рассказа Мармеладова Раскольникову становится ясным, что такое счастье.
Как только герой вновь получает работу, он точно в царствие божие переселяется. И жена, и дочь начинают о нем заботиться: подают перед службой кофе со сливками, собирают обмундирование. В первый раз после того, как Мармеладов приходит с работы, в доме устраивают маленький праздник.
Ф. М. Достоевский убедительно показывает, что человек счастлив, когда он любим, когда он кому-то нужен. Одновременно с этим мы видим, как доброта Мармеладова по отношению к жене и чужим детям оборачивается неумением уберечь свою собственную дочь от позора. Доброта Сони не имеет границ.
Она отдает отцу последние деньги, хотя знает, что он их пропьет. Первая мысль Раскольникова о судьбе Сони такова: «Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! И пользуются!
Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали и привыкли. Ко всему-то подлец человек привыкает!»
Образ Сони Мармеладовой — центральный женский образ романа. Она предстает в произведении робкой и запуганной женщиной, а не девицей вульгарного поведения. Описывая скромный наряд Сони, ее приличные манеры, Ф. М. Достоевский вновь и вновь хочет подчеркнуть, что девушку толкнули на панель крайние обстоятельства. У Раскольникова Соня вызывает чувство жалости.
Робость и смущение проявляются в каждой ее фразе. В портрете героини Ф. М. Достоевский подчеркивает ясные голубые глаза: «Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда оживлялись они, выражение лица становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».
Еще одна характерная деталь портрета Сонечки — ее детскость. Она кажется еще девочкой, почти ребенком. Ф. М. Достоевский не раз на протяжении текста произведения подчеркивает это, что концептуально важно для его миропонимания.
Ребенок для писателя — невинное существо, почти ангел, поэтому страдания ребенка так больно ранят его душу.
Разоблачая и наказывая Раскольникова, Ф. М. Достоевский в то же время оправдывает Соню, грехопадение которой парадоксальным образом возвышает ее, ставя на пьедестал мученицы. Примечательно, что, описывая во всей неприглядной жестокости преступление Раскольникова, Достоевский щадит Соню, не раскрывая перед читателем изнанку ее жизни. В критике не раз отмечалась такая черта прозы Достоевского, как театральность. Например, сталкивая Соню и Раскольникова за чтением Нового Завета, он словно уравнивает «убийцу» и «блудницу» в степени грехопадения, в то время как подобные вещи вообще нельзя сравнивать.
Сцена, в которой Раскольников приходит к Соне, является одной из ключевых в романе. Повторяющимся символом в ней становится свеча — символ жизни. Соня встречает Раскольникова с этой свечой. Минута их встречи насыщена противоречивыми эмоциями: у
Сони на лице даже выступают слезы, ей одновременно становится и тошно, и стыдно, и сладко. Героиня рассказывает Раскольникову о своем отношении к людям. Родион жалеет ее, а Соня жалеет всех: и хозяев, у которых снимает комнату, и отца, и Катерину Ивановну.
Мачеху Соня сравнивает с ребенком, который справедливости ищет, жалеет, что не отдала ей новенькие воротнички, да еще сказала, на что, мол, вам. В этой сцене Ф. М. Достоевский подчеркивает, как может больно ранить одно лишь слово. Соня сто раз пожалела потом, что не может вернуть назад сказанные слова. Беззлобное и великодушное отношение девушки к людям возвышает ее образ, который благодаря красочным эмоциональным описаниям, становится все более объемным и понятным читателю: «Соня проговорила это точно в отчаянии, волнуясь и страдая и ломая руки.
Бледные щеки ее опять вспыхнули, в глазах выразилась мука. Видно было, что в ней ужасно много затронули, что ей ужасно хотелось что-то выразить, сказать, заступиться. Какое — то ненасытимое сострадание, если можно так выразиться, изобразилось вдруг во всех чертах лица ее».