Цвета Петербурга (по роману Ф. Достоевского “Преступление и наказание”)



Люди всегда совмещали цвета со своими ощущениями и переживаниями. Вот в стихотворении Дмитрия Павлычко читаем: “Красное – это любовь, а черное – это печаль”. Придаем мы символическое значение и другим цветам и оттенкам в повседневной жизни и в праздники. Тревожный колорит петербургского бытия связан для Достоевского с глубоко антипатичным ему желтым.

Желтый цвет – это измена, это преступление, это болезнь души и тела. Этот цвет предъявляет обвинение в измене, во внебрачной любви. Никогда не следует дарить желтых цветов. Но

именно этот цвет доминирует в пейзажах большого города-убийцы.

Над желтоватым воздухом нищей столицы всходит желтое солнце. В комнатах, где живут главные герои, обои, если бы не были грязные, также были бы того же гнетущего цвета, от которого нет покоя глазам и мозгу.

Вот где живет бывший студент: “Небольшая комната, в которую прошел молодой мужчина, с желтыми обоями, … была ярко освещена солнцем, которое заходило… в комнате не было ничего особого. Мебель, вся очень старая из желтого дерева, и двух-трех денежных картинок в желтых рамках…”. Есть что-то маниакальное в страсти петербуржцев к этому

гнойному, болезненному цвету.

Свой последний в жизни путь Свидригайлов проходит между светло-желтых деревянных домов, которые создают своеобразный проход, очень подобный тому, который строят для человека, вынужденного пройти “сквозь строй”.

Только это не “зеленая”, а желтая улица. Если бы мы вышли на центральные улицы и проспекты, застроенные дворцами Растрелли, Росси, Воронихина, то снова увидели бы тот же самый петербургский ампирный колорит. Недаром же больницу для душевнобольных называют “желтым домом” во всех странах. Этот страшный цвет вытекает в начале романа в рассказе Мармеладова о его дочке: “По желтому билету пошла”, т. е. стала проституткой, бросив на растерзание прожорливому городу свою юность, свою честь и свою веру, так как нарушила “заповеди” и навеки потеряла душу…

Этот страшный и проклятый цвет заливает лицо умершей Екатерины Ивановны. “Она снова пришла в забвение, но это последнее забвение тянулось недолго. Бледно-желтое… лицо ее запрокинулось навзничь…”.

Вместе с Раскольниковым увидели мы еще одно воплощение желтого дьявола, когда нашли Свидригайлова в трактире. Бывший хозяин Дунечки слушал пения какой-то Кати, а отпуская ее, “налив полный стакан вина и изложил желтенький билетик”. Угадали, что это такое? Да, это карбованец, единственный хозяин неистового города.

Это ради него вступил в брак Свидригайлов, а потеряв жену, нашел себе в женихи подростка. Это ради “желтенького” жила и умерла под топором ростовщица.

Это цель и орудие в жизненной борьбе. Это ради “желтого дьявола” охотятся на обесчещенных девочек хозяйки “веселых заведений”. Цвета измены, преступлений, разврата, болезни, смерти, цвет денег – цвета столицы Русской империи Санкт-Петербурга…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Цвета Петербурга (по роману Ф. Достоевского “Преступление и наказание”)