Своеобразие гуманизма Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)

Страдание при виде непризнанного
Человеческого достоинства, оскорбленного
С умыслом и еще больше без умысла, —
Это то, что называют гуманностью.
В. Г. Белинский
Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской литературы как гениальный художник, гуманист, исследователь человеческой души. В духовной жизни человека своего времени Достоевский видел отражение процессов исторического развития общества. В своих произведениях писатель показал влияние социальной несправедливости на жизнь людей, страдание «униженных

и оскорбленных».

Достоевский неустанно ищет ответы на мучающие его вопросы: как добиться справедливости, как защитить бесправных и угнетенных? Для героев Достоевского характерны поиски справедливости. Этими мучительными поисками пронизан роман «Преступление и наказание».

Автор слишком хорошо знал душу людскую, поэтому он и сумел выполнить великую задачу: показать мятежную и преступную душу изнутри, проникнуть в ее мысли.
В. Г. Белинский сказал молодому писателю Достоевскому: «Цените ваш дар — и будете великим художником». Должно быть, в дни тяжелых испытаний воспоминание об этом грело

душу «государственного преступника» Достоевского. И, вероятно, именно на каторге и зародилось желание написать книгу о душевных муках преступника, о болезненной ломке его гордой теории.

В переживаниях Раскольникова чувствуется что-то личное, авторское, хотя в главном писатель и его герой противоположны.
Роман «Преступление и наказание» Достоевский создавал ради исследования социально-нравственного вопроса: возможно ли «разрешение крови по совести», может ли гуманный человек позволить себе убийство хотя бы одного «никчемного» существа ради избавления от страданий и мучений многих благородных людей?
Этот вопрос ставит перед собой главный герой романа — Родион Раскольников. Он обычный русский студент, бросивший учебу из-за отсутствия денег. Ютится в жалкой каморке. Сама обстановка этой клетушки, похожей на шкаф, может свести с ума.

Два года он кое-как перебивался дешевыми уроками и скудной поддержкой матери, жившей в провинции. Л потом «озлился», забился в свою «конуру» и бросил учебу. Родион Раскольников ощущает в себе ясный и сильный ум, склонный к анализу, отточенный изучением юридических наук.

Он, безусловно, человек недюжинных способностей, сильного характера, особого склада ума.
Всеx этих обстоятельств оказалось достаточно, чтобы в душе героя романа произошел перелом. Этот новый взгляд он подкрепляет теорией собственного сочинения. Она росла и крепла, заслонила его думы и подчинила волю. Смысл ее в том, что человечество делится на «тварей дрожащих», «людской муравейник» и на небольшое число избранных, «право имеющих».

Он открывает «закон»: «… Кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин. Кто много посмеет, тот у них и прав.

Кто на большее может посягнуть, тот у них и законодатель…» Так доселе велось и так всегда будет: достигнув власти, встав над этим «муравейником», можно тогда осчастливит!, людей, которые, как полагает Раскольников, сами не способны понять, в чем их счастье.
Вот и начало его преступления. Всеми силами души всю жизнь боролся писатель с тем взглядом, который проповедовали очень разные и порой внутренне честные люди, что цель оправдывает средства. Что можно загладить «крохотное преступление тысячами добрых дел».

Нет! Достоевский убедительно показывает, что если средство преступное, цель не может быть хорошей. Уже потому, что переход нравственных границ, насилие над человеком, а тем более убийство, сжигает душу того, кто полагает осчастливить людей.

Достоевский дает понять, что поставившие себя в особое, исключительное положение, сами давшие себе особые права, присвоившие право решать, что хорошо, а что плохо для масс, такие люди становятся противоположностями своим взглядам.
Раскольников чувствует противоречивость своей теории. Одинокий и озлобившийся «теоретик» не доходит до осознания того, что очень трудно делать хорошее, выбирая для этого преступный путь. Верно подмечает это К. И. Тюнькин в статье «Бунт Родиона Раскольникова: Где найти критерий добра, если освободиться от моральных критериев?» Остается только решать с точки зрения своего блага.

Мы видим, как трудно и болезненно приходит к пониманию порочности своего убеждения Родион Романович. Только на каторге, но словам автора романа, происходит полное сознание того, что не насилие, а любовь к людям может исправить мир. И не какие-то аргументы убедили его, а собственная натура, которая не выдержала терзаний совести и огромной душевной ноши.

Внутренним и самым страшным наказанием для человека, возомнившего себя Наполеоном, оказались душевные муки, невозможность преодолеть совесть и добрые чувства.
Хотя ум Раскольникова не может противостоять железной логике его теории, но душа восстает. По теории, он должен жить для себя, а отдает последние деньги на похороны, устраивает свадьбу сестры. Зачем все это? He понимает Родион Романович, что это чувство любви и сострадания — степень человечности общества, не будь его, давно бы оно распалось.

Столько вокруг несправедливости, а если каждый начнет пробовать, какой он, обыкновенный или нет…
Хотя и на каторге Раскольников убежден в правоте своей антигуманной идеи, но в душе его все больше крепнут новые чувства. И мы ясно видим, что только любовь к людям, вера в них могут спасти человека и все человечество. «Возлюби ближнего, как самого себя». Это идея, которую проповедует Достоевский на протяжении всего романа.

Автор дает Раскольникову последний шанс вернуться к нормальной жизни. Этот шанс — Соня. Только любовь к ней может спасти Раскольникова.

Его тянет в Соне как отверженного к отверженной. Эта любовь спасет обоих.
Чем больше вчитываешься в роман «Преступление и наказание», тем больше понимаешь правоту слов М. Горького о том, что гениальность Достоевского как гуманиста неоспорима, а по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру.


Своеобразие гуманизма Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)