Каковы причины преступления Раскольникова? (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)

“Преступление и наказание” – одно из самых сложных и совершенных произведений Достоевского. Автор попытался решить в нем множество проблем: от социальных и нравственных до философских. Как отмечал Федор Михайлович, его новый роман – это “психологический отчет одного преступления”, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу.

Однако в романе речь идет не об обычном уголовном преступлении. Раскольников – не просто убийца. Это “идеологическое” преступление, где преступник –

мыслитель и философ.

Мир Достоевского противоречив, “за” и “против” находятся в постоянной борьбе – и в душах героев, и в отношении к ним автора.
Двойственно относится к Раскольникову и сам автор. С одной стороны, он сочувствует способности героя глобально ставить вопросы бытия, исследовать самого себя и наделяет Раскольникова впечатлениями, которые были родственны его собственной душе.
Честность Раскольникова помогает нам понять, что причины его преступления кроются не только в страшных социальных условиях, которые действительно угнетают человека, но и в отчуждении от людей, от

которых он ожидает зла, и в добрые их намерения не верит.
Сестру и мать Родион обвиняет в шиллеровском прекраснодушии. Таким образом, мы видим, что на преступление Раскольников идет не из героического желания осчастливить бедных, хотя он им сочувствует, и не из любви к человечеству.
У Раскольникова есть своя вина, которая ведет к преступлению. Она противоположна вине Мармеладова, который хочет, чтобы его любили. Раскольников исходит из презрения к людям, которых он считает “тварями дрожащими”.

Он человек отдельный, отчужденный от других людей, интересующийся больше не миром, а собой.
Почему Достоевский дал ему эту фамилию и такое имя? Отчуждение от людей, обрубание связей с ними, раскол – вот суть героя. Совершив убийство, Раскольников еще более отделен от человечества: “Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось в душе его…”.
Жестокое неприятие друзей, даже таких преданных, как Разумихин, приводит Раскольникова к жажде одиночества. “Вы все надоели мне смертельно, и я хочу быть один”, – спокойно отвечает Раскольников на взволнованную речь Разумихина, в смятении и беспокойстве за друга ищущего выход. Раскольников грубо отказывается от благодеяний не только из гордости, но и из-за равнодушия к жизни. Раскольников “никого не любит, может, и никого не полюбит”. Разумихин, любя друга, возмущен его отщепенством: “Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время мнителен и ипохондрик.

Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорее жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера сменяются”.
Закрытость, жизнь “про себя” – признак гордости и недоверия к людям – сопровождают всю жизнь Раскольникова в романе. Выходя из дома, задумав черное дело, он крадется осторожно, неслышно, как кошка. Но так было и раньше, когда он учился в университете.

Примечательно, что Раскольников, пребывая в университете, почти не имел друзей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. Впрочем, и от него вскоре все отвернулись. Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это героя уважали, но никто не любил.

Впрочем, рассудочность, жестокий рационализм героя не отменяют трепет чувств, который рождается из несогласованности его побуждений.
Теория, основу которой Родион подслушал в трактире у студента, сродни натуре Раскольникова. Отчуждение от людей, презрение к ним и сухой рационализм говорят о неслучайности идеи, которая так захватила Раскольникова, что странная мысль “наклевывалась в его голове, как из яйца цыпленок”.
О теории Раскольникова мы поначалу узнаем из уст Порфирия Петровича, заинтересовавшегося статьей Раскольникова: “Все люди как-то разделяются на обыкновенных и необыкновенных. Обыкновенные должны жить в послушании и не иметь права преступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон – собственно, потому что они необыкновенные”. Право на преступление, по теории Раскольникова, дается природным неравенством людей.

Но Родион не соглашается с этим примитивом, он тут же вступает в спор с Порфирием, выдвигая более высокие причины права на преступление. Высокие цели оправдывают в глазах героя любые средства, вплоть до кровопролития.
И в конце романа Раскольников остается пылким приверженцем своей теории, даже готовясь сделать явку с повинной. Объясняя Дуне, почему его великолепный замысел обратился в глупость, Раскольников оправдывает себя. Он хотел добра людям, хотел сделать тысячи добрых дел: “…ну, я решительно не понимаю: почему лупить в людей бомбами, правильною осадой, более почетная форма?..”.
В эпилоге романа, через полтора года после преступления, эгоцентризм Раскольникова, скрывшего на суде истинные причины преступления, не развеян случившимся. Герой “углублен в самого себя и ото всех как бы заперся”. Таким образом, роман Достоевского убеждает нас в том, что не столько социальные условия, сколько нравственное заблуждение, утрата человечности ведут к преступлению.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Каковы причины преступления Раскольникова? (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)