Стихотворение Некрасова “Рыцарь на час” (восприятие, истолкование, оценка)
Еще в 1860 году поэт Некрасов задумал большую автобиографическую поэму “Рыцарь на час” с главным героем Валежниковым. Но в печати появились только два отрывка из нее: первая часть поэмы под названием “На Волге (Детство Валежникова)” и стихотворение, которое сейчас известно под названием “Рыцарь на час”. По первоначальному плану оно составляло четвертую главу и называлось “Бессонница”.
Основной смысл стихотворения заключен в самом названии. Некрасов обвинял себя и своих современников в недостаточной преданности делу
Стихотворение написано трехсложным размером – анапестом, что придает ему особую напевность, плавность. В нем можно выделить три смысловые части. В первой из них рисуется картина осенней природы, сельский пейзаж, отдыхающий после уборки урожая.
Поэта радуют сильные
Некрасов предстает перед читателем талантливым лириком, умеющим живописать дорогой ему мир русской деревни. В природе он ощущает себя сильным и свободным:
Мысли свежи, выносливы ноги.
Отдаешься невольно во власть
Окружающей бодрой природы;
Сила юности, мужество, страсть
И великое чувство свободы
Наполняют ожившую грудь;
Жаждой дела душа закипает…
Природа и земля вызывают отрадное чувство, а речь поэта изобилует крестьянской лексикой: “деготьком потянуло с дороги”, “родина-мать”, “скирды”, “стога”, “кормилица наша”. Яркие эпитеты, олицетворения помогают поэту создать неповторимую картину ночи. В изображении природы в этом стихотворении Некрасов близок к поэтам-романтикам: лунный свет располагает к мечтам, перед ним возникают странные тени, причудливые видения.
Вместе с тем, в описании природы Некрасов близок лучшим русским поэтам-философам: Тютчеву, Фету. Он создает прекрасные звукописные образы: “даЛь гЛубоко прозрачна”, “месяц поЛный пЛывет”, “в небе цвета гоЛубой, беЛоватый, ЛиЛовый”, “земЛя прихотЛиво одета в воЛны беЛого Лунного света”.
Эта аллитерация звука “л” создает особый образ ласковой природы. Именно поэтому вторая часть стихотворения выступает своеобразной антитезой первой, так как настроение поэта приходит в противоречие с картиной умиротворенной природы. Ему не спится, “над душой воцаряется мгла, ум, бездействуя, вяло тоскует”. Герой думает “невольную”, “жестокую” думу, от которой может спасти только свидание с матерью.
Поэтому центральный образ второй части стихотворения – это образ матери, чью могилу мысленно посещает благодарный сын. Так образ матери начинает сливаться с природой, становясь, таким образом, частью вселенной (“чистейшей любви божество”). Мать так же, как и природа, оберегает своих детей. Лирический герой просит защитить его:
Я гибну – и ради спасения
Я твою призываю любовь!
Образ матери расширяется и становится символом опеки и мудрости, почти богом, который может указать человеку его верный путь:
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови,
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви!
Третья часть стихотворения отделяется от второй не только графически – многоточием и подзаголовком “Утром, в постели”. Между второй и третьей частями – временной промежуток, позволивший лирическому герою осмыслить свои ночные размышления, что ассоциируется с философскими строками пушкинских “Стихов, сочиненных ночью во время бессонницы”.
Доминанта настроения третьей части – сожаление, уныние. Лирический субъект понимает, что ночью он пребывал в волшебной власти “возвышающей душу природы”. А утром, наяву, он пугается своего бессилия, унылого дня.
Финальный аккорд стихотворения звучит голосом вопиющей совести, голосом, который герой глушил в себе во время своей ночной прогулки. Теперь этот голос, подобно “черному человеку”, насмешливо затягивает свою “злую песню”. Он упрекает “ничтожное племя” в бездействии, как Лермонтов своих современников в “Думе”. Горькой иронией, упреком и сожалением звучат последние строки:
Суждены нам благие порывы,
Но свершить ничего не дано…
Для Некрасова 60-е годы – тяжелое время: закрытие “Современника”, политические гонения, смерть и ссылка близких друзей. Революционерам-народникам “не дано” изменить существующий строй в России, их мечты утопичны. Об этом и страдает поэт.