Стихотворение Анчар (восприятие, истолкование, оценка)

Стихотворение “Анчар” один из самых ярких примеров философской лирики Пушкина, которую составляют стихотворения, где поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем.
В отличие от многих других стихотворений поэта, в “Анчаре” присутствует сюжет. По своей форме и содержанию оно более всего походит на стихотворную притчу, в которой раскрывается природа рабства и тирании в человеческом обществе, а также природа и источник существующего в мире зла.
Образ Анчара, возникающий в первых строчках стихотворения,

безусловно, метафоричен. Анчар – это воплощения мирового зла, его символ. Природа, мудрая и прекрасная, его “в день гнева породила”, но вместе с тем позаботилась и о том, чтобы живые существа обходили это дерево как можно дальше:
“К нему и птица не летит,
И тигр нейдет…”
Однако миру природы резко противопоставлен мир людей, идея всеразрушающего человеческого своеволия:
“Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом;
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом”.
Пушкин намеренно воздерживается от введения противопоставления властелин –
раб. В этих строках оба действующих лица сознательно уравнены – “человека человек”. При этом вина за то, что впоследствии зло выплеснулось в мир, одинаково лежит на обоих людях.

На первом человеке – за то, что он послал другого к анчару “властным взглядом”, а на другом – за то, что “послушно в путь потек”. Только при наличии рабства, которое гнездится в душе человека, возможна тирания.
Результатом “послушности” и “природного” рабства является то, что
“…царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы”.
Для придания большей выразительности Пушкин пользуется такими выразительными средствами, как метафоры (пустыня чахлая и скупая, жаждущие степи, зелень мертвая ветвей, древо смерти); эпитеты (густая прозрачная смола, вихорь черный); олицетворения (Анчар, как грозный часовой).
Таким образом, стихотворение является своего рода философской аллегорией ответственности всех и каждого за то зло, которое творится на свете. И вина раба здесь ничуть не меньше, чем вина властителя. Рабство – лишь оборотная сторона тирании, и существовать они могут только вместе.

До тех пор, пока есть рабы, будут и властелины, и именно рабство души, внутренняя несвобода в первую очередь поражают зло в мире. Рабство, по Пушкину, в первую очередь есть состояние неестественное, чуждое мудрой природе, существующей по гуманным законам Творца. Зло порождает человек, пытаясь идти против законов бытия и устанавливая свои собственные правила и законы в мире, который не им создан и не ему принадлежит.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Стихотворение Анчар (восприятие, истолкование, оценка)