Стихотворение А. С. Пушкина ” К морю” (Восприятие, истолкование, оценка)

Море… Умом мы понимаем, что море – это огромное количество соленой воды, в которой обитают животные и растения. Из учебников географии мы знаем, что моря влияют на круговорот воды в природе и влажность воздуха. Но ни одна книга и ни один ученый не сможет описать эмоции, которые рождаются в твоем сердце, когда ты стоишь на каменистом берегу моря!

Бесконечная водная гладь, переливающаяся всеми цветами радуги, отражающая солнце, таящая в себе множество тайн и загадок. Море влечет к себе своей свободой, сильной энергией, величественностью. А если смотреть на море с высокой горы, то можно увидеть, что Земля – круглая, и еще больше ощутить бесконечность воды, ее волнение и постоянное движение.
Поэты – люди с очень тонкой душой, воспринимающие окружающую действительность иначе, чем все остальные. Поэзия романтизма (конец 18 – начало 19 века) давала таким творческим людям, как А. С. Пушкин, возможность выражать свои эмоции и мысли через образы идеального, возвышенного. “К морю” – яркий образец этого направления.
Стихотворение было написано в 1824 году, когда Пушкин в последний раз увидел море перед двухгодичной ссылкой в Михайловское. Томимый тоской, поэт пишет первоначальный вариант лирического произведения, позже он добавляет строфы о Наполеоне и Байроне.
Море для Пушкина – “свободная стихия”, символ той свободы, которую невозможно заковать в цепи или отправить в ссылку. В своем стихотворении он прощается с морем, а вместе с ним и со своей свободой. Лирический герой поет гимн морю:
…Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой…
…Смиренный парус рыбарей
Твоею прихотью хранимый.
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.
В стихотворении появляются образы двух великих людей: Наполеона и Байрона. Поэт проводит аналогию между своей судьбой и судьбой Наполеона, который оказался узником на острове Святой Елены. Примечательно, что, уже познав горечь гонений, Пушкин использует в своем стихотворении так называемый “эзопов язык”. Он не называет остров, на котором “угасал Наполеон”, а, используя перифраз, намекает нам на то, что имеется в виду:
…Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.
Одна скала, гробница славы…
Там погружалась в хладный сон…
…Там угасал Наполеон.
О Байроне также не говорится напрямую. Но, памятуя, о том, что английский поэт умер в год написания стихотворения, мы понимаем, что речь идет о нем. С образом Байрона связан еще один немаловажный мотив стихотворения: невозможность лирического героя слиться с природой, морской стихией, океаном, невозможность стать таким же свободным:
Ты ждал, ты звал… я был окован;
Вотще рвалась душа моя
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.
Кульминационным моментом в стихотворении можно считать тринадцатую строфу. В ней поэт высказывает свое мнение о власти:
…Судьба земли повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.
Так как в основе стихотворения лежат размышления автора, то мы можем в жанровом отношении назвать произведение элегией.
Четырехстопный ямб, которым написано стихотворение, ровное чередование мужских и женских клаузул, а также перекрестная рифма создают образ морских волн, неутомимо, в постоянном ритме набегающих на берег. Такая ритмика сбивается только один раз: в тринадцатой строфе. Добавление всего одной лишней строки в четверостишие сразу выбивают строфу из всего стихотворения. Она становится подобна возгласу, внезапно оброненному автором.

Кольцевая композиция стихотворения создается повторением темы прощания с морем в первом и предпоследнем стихах.
Невозможно не обратить внимания на общую эмоциональную окраску произведения. Большое количество восклицательных знаков указывает на высокий накал чувств поэта. Риторические вопросы акцентируют погруженность лирического героя в свой внутренний мир.

Диалог с морем – это одновременно диалог с самим собой.
Удивительно, но во всем стихотворении Пушкин говорит о море не в среднем, а в мужском роде. В этом видится стремление поэта, во-первых, соотнести и сравнить себя с морем, а во-вторых, мужской род “наделяет” море суровым и могучим, “мужским” характером.
В двух последних строфах лирический герой прощается с морем, пытаясь в последние минуты наполнить себя его силой, чтобы потом “слышать гул” в вечерние часы, чтобы забрать образ моря с собой, пронести его через пустыни и леса. После этих строк остается впечатление, будто поэт больше никогда не увидит водную гладь и поэтому прощается с ними навсегда.
Поэтическое изображение моря сочетается в стихотворении с размышлениями поэта о своей судьбе изгнанника. Море близко и дорого Пушкину, потому что оно – живое воплощение мятежной и свободной стихии и мощи. Эти качества особенно привлекают поэта, ими же обладали Наполеон и Байрон, “властители дум” молодого поколения тех лет.
Несомненно, стихотворение “К морю” заняло свое достойное место в поэзии А. С. Пушкина, продолжило и развило тему свободы в вольнолюбивой лирике поэта.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Стихотворение А. С. Пушкина ” К морю” (Восприятие, истолкование, оценка)